Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 сентября 2013 г. N ВАС-12309/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Курганской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Курганской области от 16.11.2012 по делу N А34-3253/2012, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.05.2013 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" в лице Южно-Уральского филиала (далее - компания) к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации 40 735 рублей 43 копеек расходов, образовавшихся в результате предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом в Курганской области в соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним от 12.03.1993 (далее - Соглашение) (с учетом уточнения иска).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Курганской области от 16.11.2012, подтвержденным судами апелляционной и кассационной инстанций, исковое требование удовлетворено.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что компания в 2010 - 2011 годах предоставляла льготы по оплате проезда в железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан в соответствии с Соглашением.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ с 01.01.2005 льгота по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте и в виде оплаты в размере 5-процентов стоимости проезда для отдельных категорий граждан, в том числе для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, меры социальной поддержки которых являются расходными обязательствами Российской Федерации, для российских граждан отменена. Между тем прежний порядок предоставления льгот указанных категорий граждан, являющихся гражданами стран СНГ, сохранился в соответствии с Соглашением, пунктом 5 которого транспортные организации обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от их места проживания.
Факт предоставления компанией льгот и их размер подтверждены материалами дела.
Поскольку Российская Федерация, подписав Соглашение, приняла на себя обязанность возмещения расходов по предоставлению указанных льгот за счет средств федерального бюджета, но реализацию льгот не обеспечила, суды на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации пришли к обоснованному выводу об удовлетворении иска.
Довод Минфина России о том, что к участию в деле не привлечен главный распорядитель бюджетных средств, подлежит отклонению. В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель несет ответственность за неисполнение государственных полномочий в пределах средств, выделенных из федерального бюджета. Доказательств того, что на момент предъявления иска главному распорядителю были выделены денежные средства для обеспечения возмещения компенсации по предоставлению названных льгот, Минфином России не представлено.
По мнению Минфина России, он как государственный орган, выступающий по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве ответчика освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Между тем взыскание государственной пошлины по названному основанию не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя (о том, что размер понесенных расходов надлежащим образом не доказан; в размер расходов необоснованно включена сумма недополученного страхового сбора) были предметом рассмотрения судами и отклонены как противоречащие фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А34-3253/2012 Арбитражного суда Курганской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 16.11.2012, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.05.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 сентября 2013 г. N ВАС-12309/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А34-3253/2012
Истец: ОАО "Федеральная пассажирская компания", ОАО "Федеральная пассажирская компания" в лице Южно-Уральского филиала
Ответчик: Главное управление социальной защиты населения Курганской области, Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ представляемого Управлением Федерального казначейства Министерства Финансов РФ по Курганской области
Третье лицо: ОАО "Федеральная пассажирская компания"