Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 сентября 2013 г. N ВАС-12207/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Ксенофонтовой Н.А., судей Балахничевой Р.Г. и Воронцовой Л.Г. рассмотрел в судебном заседании заявление Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия от 14.06.2013 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 24.12.2012 по делу N А74-4717/2012, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.05.2013 по тому же делу по иску государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Клинический онкологический диспансер" к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Хакасия о признании недействительными указанных в предписании от 06.09.2012 N Л-2036 требований о возврате денежных средств в сумме 245 306 рублей 26 копеек, использованных не по целевому назначению, об оплате штрафа в сумме 180 360 рублей 01 копейки и пеней в размере 46 рублей 17 копеек за использование бюджетных средств не по целевому назначению.
СУД УСТАНОВИЛ:
Арбитражный суд Республики Хакасия решением от 24.12.2008, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013, признал предписание (требование) Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия от 06.09.2012 N Л-2036 недействительным как противоречащее Бюджетному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 21.05.2013 оставил решение от 24.12.2012 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013 без изменения.
Заявитель (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия) просит о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, ссылаясь на необоснованные выводы судов об отсутствии нецелевого использования бюджетных денежных средств и правомерности осуществления выплат стимулирующего характера за счет средств, выделенных на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи, медицинским работникам, имеющим медицинские сертификаты с истекшим сроком действия.
Ознакомившись с доводами заявителя и имеющимися материалами, суд не усматривает оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
В соответствии со статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, нецелевое использование денежных средств предполагает расходование их в нарушение закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2011 N 85 утверждены Правила финансового обеспечения в 2011-2012 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Правила финансового обеспечения субсидии предоставляются из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.04.2011 N 217 "О реализации региональной программы "Модернизация здравоохранения Республики Хакасия на 2011-2012 годы" утвержден Порядок реализации мероприятий региональной программы "Модернизация здравоохранения Республики Хакасия на 2011-2012 годы" и расходования средств на территории Республики Хакасия.
В соответствии с положениями названного Порядка финансовое обеспечение мероприятий Программы модернизации осуществляется в пределах выделенных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предоставляемых в форме субсидий бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия на реализацию Программы модернизации, а также в рамках бюджетных ассигнований консолидированного бюджета Республики Хакасия и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Хакасия.
В целях реализации мероприятий, проводимых в рамках Программы модернизации здравоохранения Республики Хакасия, и в соответствии с приложением N 4 к дополнительному Тарифному соглашению от 07.06.2011 заявитель заключил со специалистами, участвующими в реализации мероприятий региональной программы "Модернизация здравоохранения Республики Хакасия на 2011-2012 годы", дополнительные соглашения к трудовым договорам, предметом которых явились обязанности работников по выполнению планируемого объема работ с оплатой труда на условиях, определенных постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.04.2011 N 217.
При рассмотрении данного дела судами установлено, что истец использовал денежные средства, в отношении которых ответчиком вынесено оспариваемое предписание, исключительно на стимулирующие выплаты медицинским работникам, с которыми заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, то есть с участвующими в реализации мероприятий региональной программы модернизации здравоохранения.
Медицинские услуги населению названными работниками оказаны, в связи с чем вывод судов о том, что затраченные на оплату труда медицинских работников средства израсходованы в соответствии с их целевым назначением, является обоснованным.
Истечение срока действия медицинских сертификатов свидетельствует о допущенных истцом нарушениях иного, но не бюджетного законодательства, как обоснованно указали суды, и влечет иные правовые последствия.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А74-4717/2012 Арбитражного суда Республики Хакасия для пересмотра в порядке надзора решения от 24.12.2008, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.05.2013 отказать.
Председательствующий судья |
Н.А. Ксенофонтова |
Судьи |
Р.Г. Балахничева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 сентября 2013 г. N ВАС-12207/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А74-4717/2012
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения РХ "Клинический онкологический диспансер"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РХ
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12207/13
22.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12207/13
21.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1566/13
14.05.2013 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-4717/12
04.03.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-546/13
24.12.2012 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-4717/12