Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 сентября 2013 г. N ВАС-9909/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Гросула Ю.В., судей Пауля Г.Д., Попова В.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (г. Красноярск) от 07.08.2013 N 03-56/04/10662 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Красноярского края от 23.08.2012 по делу N А33-3329/2012, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.03.2013 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Связь объектов транспорта и добычи нефти" (г. Москва) в лице филиала "Прииртышское производственно-техническое управление связи" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о взыскании 1 500 112 руб. 34 коп. неосновательного обогащения, 208 761 руб. 38 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Красноярского края от 23.08.2012 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.03.2013 судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (далее - ТУ Росимущества) просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального права, единообразия в толковании и применении норм права. По мнению заявителя, Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 582) не является нормативно-правовым актом, непосредственно регулирующим отношения, возникшие на основании договора аренды от 26.11.2004 N50-14, следовательно, поскольку между сторонами дополнительные соглашения об изменении методики расчета арендной платы не подписывались, неосновательного обогащения на стороне ТУ Росимущества не возникло.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что между открытое акционерное общество "Связьтранснефть" (далее - ОАО "Связьтранснефть", арендатор) и ТУ Росимущества (арендодатель) заключен договор аренды от 26.11.2004 N 50-14/2213-00-20, предметом которого является земельный участок, находящийся в федеральной собственности, площадью 11 041,64 кв.м из категории земель - "земли поселений", с кадастровым номером 24:50:0300299:0027, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Северное шоссе, 49 (оценочная зона 67), для использования нежилых объектов, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка.
Пунктом 3.4 договора установлено, что размер арендной платы пересматривается:
при изменении ставок земельного налога, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
при изменении нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения.
В соответствии с пунктом 6.3 условия договора в части изменения размера арендной платы, обусловленного правовым актом Российской Федерации, изменяются арендодателем на основании уведомления с момента вступления в силу нормативного правового акта, либо с момента, указанного в нем.
Письмом от 31.12.2008 N 10-12235 арендодатель уведомил, что в 2009 году размер арендной платы по договору с 01.01.2009 составит 1 175 493 руб. в год или 97 957 руб.75 коп. в месяц.
04.08.2009 вступило в силу Постановление Правительства N 582, предусматривающее определение арендной платы в соответствии с рыночной стоимостью земельного участка.
Письмом от 17.05.2010 за N 10-6694 ответчик сообщил истцу, что размер арендной платы за пользование федеральными землями на 2010 год сохраняется на уровне 2009 года.
Истец в 2009 - 2010 годах произвел оплату арендных платежей по цене, указанной в письме от 31.12.2008 N 10-12235, что подтверждается представленными в материалы платежными поручениями.
Истец обратился к ответчику с заявлением от 23.11.2011 N 12-12/3820 о перерасчете и возврате излишне оплаченной арендной платы за 2009 - 2010 годы. Согласно расчету ОАО "Связьтранснефть" переплата арендной платы составила в 2009 году - 427 474 руб. 98 коп., в 2010 году - 1 072 637 руб. 36 коп. Всего переплата за 2009-2010 годы составляет 1 500 112 руб. 34 коп.
Ответчик письмом от 15.12.2011 N 03-50/10/33410 сообщил, что расчет арендной платы считает обоснованным, поскольку в течение 2009 - 2010 годов истец не заявлял своего несогласия с расчетом арендной платы.
Ссылаясь на то, что ТУ Росимущества было обязано в одностороннем порядке изменить размер арендной платы с момента вступления в силу Постановления Правительства N 582, а фактические сделало это только в июле 2011, ОАО "Связьтранснефть" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения.
При принятии решения суды руководствовались положениями статей 422, 424, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства N 582, а также Правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.04.2012 N 15837/11, и исходили из того, что стоимость аренды государственной и муниципальной земли относится к категории регулируемых цен, а потому ее размер должен определяться в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами. При этом размер арендной платы не может быть выше ставок, установленных Постановлением Правительства N 582.
В связи с этим суды пришли к выводу, что арендная плата в размере 1 500 112 руб. 34 коп. является уплаченной без надлежащего правового основания, а потому подлежит взысканию в качестве неосновательного обогащения.
Доводы заявителя о нарушении норм материального и процессуального права, содержащиеся в заявлении о пересмотре в порядке надзора судебных актов, о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не свидетельствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А33-3329/2012 Арбитражного суда Красноярского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Красноярского края от 23.08.2012, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.03.2013 отказать.
Председательствующий судья |
Ю.В. Гросул |
Судьи |
Г.Д. Пауль |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 сентября 2013 г. N ВАС-9909/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А33-3329/2012
Истец: ОАО Связь объектов транспорта и добычи нефти, ОАО Связь объектов транспорта и добычи нефти в лице филиала Прииртышское производственно-техническое управление связи
Ответчик: ТУ Федерального агентства по управлению гос.имуществом