Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 октября 2013 г. N ВАС-14181/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Г.Г. Поповой, судей О.М. Козырь, Е.М. Моисеевой рассмотрела в судебном заседании заявление Правительства Хабаровского края от 18.09.2013 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Хабаровского края от 27.02.2013 по делу N А73-12838/2012, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.09.2013 по тому же делу, принятых по иску Управления лесами Правительства Хабаровского края (далее - управление) к закрытому акционерному обществу "Финансово-строительная корпорация "Харон-Холдинг" (далее - общество) о взыскании основного долга по договору аренды лесного участка от 19.01.2011 N 0776/2011 за второй и третий кварталы 2012 года в размере 758 031,20 руб. в доход федерального бюджета и в размере 7 201 287,40 руб. в доход краевого бюджета, а также по встречному иску об уменьшении размера арендной платы за второй и третий кварталы 2012 года на сумму 7 959 318,60 руб.
Другие лица, участвующие в деле: третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Правительство Хабаровского края (далее - правительство).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.02.2013 в удовлетворении первоначального иска отказано. Встречный иск удовлетворен.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013 решение от 27.02.2013 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.09.2013 указанные судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора правительство указывает на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права. Полагает, что обществом не соблюден досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора по встречным требованиям.
Судом установлено, что 19.01.2011 правительством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор N 0776/2011 аренды лесного участка с условным номером 27:17:58/2004-863, площадью 55 450 га в пределах Кур-Урмийского лесничества, сроком на 25 лет.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 28.02.2011 N 52.
Арендная плата по договору составляет 15 918 637,20 руб. в год и вносится с момента государственной регистрации договора ежеквартально в сумме 3 979 659,30 руб. в том числе 379 015,60 руб. в доход федерального бюджета, 3 600 643,70 руб. - в бюджет Хабаровского края, при этом срок внесения арендной платы за 2 и 3 кварталы 2012 года предусмотрен до 20 мая и 20 августа текущего месяца.
В соответствии с условиями договора аренды от 19.01.2011 общество вправе приступить к использованию лесного участка только после предоставления арендодателю разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Во исполнение данного условия договора общество 04.07.2011 представило на государственную экспертизу проект освоения спорного участка площадью 55 450 га, по результатам проверки которого экспертной комиссией управления он признан несоответствующим требованиям статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации и Приказу Минприроды России от 14.05.2007 N 125. Приказом управления от 27.07.2011 N 310П утверждено отрицательное заключение. После выполнения редакционных замечаний экспертной комиссии управления общество повторно представило проект освоения лесов на государственную экспертизу, который также получил отрицательное заключение, утвержденное приказом от 02.09.2011 N 365П.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 20.03.2012 по делу N А73-12836/2011 признаны недействительными приказ управления от 27.07.2011 N 310П и заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 55 450 га, утвержденное названным приказом, а также приказ управления от 02.09.2011 N 365П и заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка площадью 55 450 га, утвержденного данным приказом.
Управление, ссылаясь на наличие задолженности у общества по оплате арендной платы за 2 и 3 кварталы 2012 года, обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
В свою очередь, общество, указывая на наличие у него права в порядке пункта 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации требовать уменьшения арендной платы в связи с существенным ухудшением условий пользования арендованным лесным участком, обратилось в арбитражный суд со встречным иском.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая обстоятельства, установленные по делу N А73-12836/2011, суд признал, что обществом выполнены все необходимые требования действующего законодательства и условия договора аренды, связанные с разработкой документации, необходимой для использования лесного участка, тогда как незаконные действия управления лишили общество возможности использовать лесной участок, и руководствуясь пунктом 3 статьи 71, пунктом 1 статьи 88, пунктами 1 и 2 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии у общества возможности использовать лесной участок в связи с обстоятельствами, не зависящими от самого общества.
При таких обстоятельствах, встречные исковые требования общества суд, руководствуясь пунктом 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворил.
Удовлетворение встречного иска повлекло отказ в удовлетворении первоначального иска управления о взыскании долга.
Доводы заявителя о несоблюдении обществом досудебного порядка урегулирования спора по встречным требованиям суд отклонил как основанные на неправильном толковании норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А73-12838/2012 Арбитражного суда Хабаровского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Хабаровского края от 27.02.2013, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 02.09.2013 отказать.
Председательствующий судья |
Г.Г. Попова |
Судьи |
О.М. Козырь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 октября 2013 г. N ВАС-14181/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А73-12838/2012
Истец: Управление лесами Правительства Хабаровского края
Ответчик: ЗАО "ФСК "Харон-Холдинг"
Третье лицо: Правительство Хабаровского края