Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 октября 2013 г. N ВАС-10782/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей Е.М. Моисеевой, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Южуралпроект" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Оренгбургской области от 22.01.2013 по делу N А47-11260/2012, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.07.2013 по тому же делу по иску Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области к обществу с ограниченной ответственностью "Южуралпроект" о взыскании 258 646 руб. 47 коп. задолженности по арендной плате и пени, а также по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Южуралпроект" к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о взыскании 1 353 805 руб. 30 коп. неосновательного обогащения.
СУД УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Южуралпроект" (далее - общество) о взыскании 258 646 руб. 47 коп., из которых 245 616 руб. 21 коп. основного долга по договору аренды земельного участка от 10.07.2008 N 05-05/468, 13 030 руб. 26 коп. пени за период с 01.04.2011 по 01.07.2012.
Общество обратилось в суд с встречным исковым заявлением к министерству о взыскании 1 353 805 руб. 30 коп. неосновательного обогащения за период с 04.08.2009 по 09.02.2012.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.01.2013 с общества в пользу министерства взыскано 258 646 руб. 47 коп., в том числе 245 616 руб. 21 коп. основного долга и 13 030 руб. 26 коп. пени. В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 07.06.2013 вышеназванные судебные акты оставлены без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора. По мнению общества, судами нарушено единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права. Общество полагает, что размер арендной платы по договору аренды от 10.07.2008 с момента вступления в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582, Правила) не должен превышать предельно допустимый размер арендной платы, установленный указанными правилами (в данном случае подпунктом "д" пункта 3 Правил_ для аналогичных случаев в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Рассмотрев доводы общества, представленные документы и изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что на основании распоряжения министерства от 30.06.2008 N 1187-р "О предоставлении земельного участка обществу с ограниченной ответственностью "Южуралпроект" в аренду без торгов" между министерством и обществом заключен договор от 10.07.2008 N 05-05/468 аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного в административном центре Оренбургской области - городе Оренбурге для целей строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Как следует из пункта 3.4 договора аренды, размер арендной платы, установленный в соответствии с пунктом 3.1 договора, подлежит изменению ежегодно путем корректировки на индекс инфляции, устанавливаемый законодательством о бюджете на текущий финансовый год. В этом случае исчисление и оплата арендатором арендной платы должна осуществляться на основании дополнительных соглашений к договору аренды.
Дополнительным соглашением от 27.02.2010 N 05-05/686 к договору аренды срок аренды земельного участка установлен с 01.07.2008 по 31.05.2015.
Согласно дополнительному соглашению от 15.06.2010 N 07-05/22 пункт 3.1 договора аренды дополнен предложением следующего содержания: "Размер годовой арендной платы с 01.05.2010 устанавливается путем корректировки ранее установленного договором аренды размера арендной платы на индекс потребительских цен, определенный в Прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на 2010 год и на период до 2012 года (приложение к Постановлению Правительства Оренбургской области от 01.10.2009 N 516-пп) и за период с 01.05.2010 по 30.04.2011 составляет 299 251,40 руб.: 11 * 12 * 110,7% = 844 441,42 руб. или 70 370 руб. 12 коп. в месяц, которая вносится арендатором ежемесячно равными долями не позднее 10 числа текущего месяца на счет органа Федерального казначейства".
Дополнительным соглашением от 29.03.2011 N 07-05/138 пункт 3.1 договора аренды изменен: "Размер годовой арендной платы с 01.05.2011 устанавливается путем корректировки ранее установленного договором аренды годового размера арендной платы в сумме 844 441,42 руб. на индекс потребительских цен, определенный в Прогнозе социально-экономического развития Оренбургской области на 2011 год и на период до 2013 года (приложение к Постановлению Правительства Оренбургской области от 30.09.2010 N 703-пп) и за период с 01.05.2011 по 30.04.2012 составляет: 844 441,42 руб. x 105,9% = 894 263,46 руб. или 74 521,96 руб. в месяц". Пункт 3.4 договора изложен в следующей редакции: "Размер арендной платы, установленный п. 3.1 договора, изменяется ежегодно путем корректировки на индекс потребительских цен, установленный Постановлением Правительства Оренбургской области. Размер арендной платы также изменяется: в связи с изменением федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации и законом и иных нормативных правовых актов Оренбургской области; в связи с изменением существенных характеристик земельного участка (площади, категории, вида разрешенного использования, обременения). В этом случае исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к договору".
Между министерством (продавец) и обществом (покупатель) заключен договор от 28.11.2011 N 07-04/99 купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 56:44:0453017:27. Переход права собственности на земельный участок зарегистрирован 10.02.2012.
Министерством и обществом подписано соглашение от 18.11.2011 N 07-05/262 о расторжении договора аренды от 10.07.2008 N 05-05/468 с даты государственной регистрации права собственности арендатора на арендуемый земельный участок.
Министерство, ссылаясь на наличие у общества задолженности по арендной плате за период с 01.04.2011 по 01.07.2012, обратилось в суд с соответствующими требованиями.
Общество, полагая, что в результате расчета арендной платы без применения положений подпункта "д" пункта 3 Правил, утвержденных Постановлением N 582, на стороне министерства возникло неосновательное обогащение в виде излишне уплаченной арендной платы, обратилось со встречными исковыми требованиями.
Удовлетворяя первоначальные требования и отказывая в удовлетворении встречного иска, суды исходили из того, что расчет арендной платы произведен министерством на основании согласованных сторонами условий договора о размере арендной платы и соответствует принципам определения арендной платы, установленным Постановлением N 582.
Оценивая условия спорного договора аренды от 10.07.2008, суды признали его действительным и заключенным.
Суды исходили из того, что первоначальный размер арендной платы определен по результатам рыночной оценки на основании отчета независимого оценщика и в течение спорного периода изменялся на основании заключенных сторонами дополнительных соглашений к договору с учетом порядка изменения арендной платы, согласованного сторонами в пункте 3.4 договора: 699 251 руб. 40 коп. за период с 01.06.2009 по 30.04.2010; 844 441 руб. за период с 01.05.2010 по 30.04.2011; 894 441 руб. 42 коп. с 01.05.2011 по 30.04.2012. Согласованный сторонами порядок изменения арендной платы путем ее увеличения на индекс инфляции соответствует положениями пункта 13 Постановления Правительства Оренбургской области от 25.12.2007 N 456-п "Об утверждении порядка определения размеров арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Оренбургской области".
Суды также указали, что поскольку на момент согласования договорных условий о порядке изменения арендной платы в договоре аренды от 10.07.2008 Постановление Правительства Оренбургской области от 12.10.2009 N 530-п, которым установлен порядок изменения размера арендной платы путем применения индекса инфляции, не было принято, последующая отмена в соответствующей части данного нормативного акта не отменяет необходимость исполнения сторонами согласованного в пункте 3.4 договора аренды порядка изменения арендной платы.
Суды пришли к выводу, что положения подпункта "д" пункта 3 Правил не подлежат применению в качестве нормативно регулируемой цены ввиду распространения их действия только на земельные участки, относящихся к федеральной собственности. Указывая на несостоятельность ссылки общества на правовую позицию, изложенную в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, суды исходили из того, что указанная правовая позиция распространяется только на договоры аренды земельных участков, предоставленных для целей жилищного строительства, с учетом установленного Постановлением N 582 принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, принципы, закрепленные в Постановлении N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Поскольку спорный договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, арендная плата по нему является регулируемой (пункт 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 в редакции Постановления от 25.01.2013 N 13). Изменение нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета влечет изменение условий такого договора аренды без внесения в текст договоров подобных изменений. Внесение сторонами иных изменений в договор аренды не может препятствовать применению новых нормативно установленных ставок арендной платы или методики их расчета.
Размер регулируемой арендной платы за земельные участки, относящиеся к публичной собственности, не может быть выше ставок, установленных Правилами для аналогичных земельных участков из земель, находящихся в федеральной собственности.
Вместе с тем, изложенная выше правовая позиция была истолкована судами при рассмотрении настоящего дела, как применимая лишь в рамках отношений по аренде земельных участков для жилищного строительства. Таким образом, в целях формирования единообразной судебной практики применения правовой позиции, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, о размере арендной платы для земельных участков, находящихся в публичной собственности, дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного и в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело N А47-11260/2012 Арбитражного суда Оренбургской области подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А47-11260/2012 Арбитражного суда Оренбургской области для пересмотра в порядке надзора решения от 22.01.2013, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 07.07.2013 по тому же делу.
2. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы в срок до 15 ноября 2013 года.
Председательствующий судья |
О.М. Козырь |
Судьи |
Е.М. Моисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 октября 2013 г. N ВАС-10782/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А47-11260/2012
Истец: Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
Ответчик: ООО "Южуралпроект"
Третье лицо: ООО "Южуралпроект"
Хронология рассмотрения дела:
08.07.2015 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3844/13
30.04.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3849/15
28.04.2015 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-11260/12
05.02.2015 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3844/13
02.02.2015 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-11260/12
30.09.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9716/14
11.07.2014 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-11260/12
17.12.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 10782/13
11.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10782/13
22.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10782/13
01.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10782/13
07.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3844/13
11.03.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1518/13
21.01.2013 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-11260/12