Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 октября 2013 г. N ВАС-15376/13
"О возвращении заявления"
Судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н., рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью "Сочинская строительная компания" (г. Сочи) к Федеральной налоговой службе (г. Москва), Министерству финансов Российской Федерации (г. Москва), Центральному банку Российской Федерации (Банк России) (г. Москва) о признании недействующим пункта 4 письма Государственной налоговой службы Российской Федерации от 16.06.1995 N ВГ-4-12/25н, Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.1995 N 47, Центрального банка Российской Федерации от 16.06.1995 N 174 "Об обязательном указании идентификационных номеров налогоплательщиков при оформлении расчетно-платежных документов",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сочинская строительная компания" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 4 письма Государственной налоговой службы Российской Федерации от 16.06.1995 N ВГ-4-12/25н, Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.1995 N 47, Центрального банка Российской Федерации от 16.06.1995 N 174 "Об обязательном указании идентификационных номеров налогоплательщиков при оформлении расчетно-платежных документов".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", частью 2 статьи 34, пунктом 1.1 статьи 29, пунктом 4 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.06.2013 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации") Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, подведомственные арбитражным судам, об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом рассмотрение этих дел отнесено к компетенции арбитражных судов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если федеральным законом прямо предусмотрено обжалование нормативного правового акта в арбитражный суд, а также если в федеральном законе содержится указание на рассмотрение в арбитражном суде споров в определенной сфере правового регулирования, так как это означает в том числе и возможность обжалования в арбитражный суд нормативных правовых актов в этой сфере (пункт 2.1). Если федеральным законом установлено, что нормативный правовой акт может быть обжалован в суд или арбитражный суд, дело об оспаривании такого акта, если им затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривается арбитражным судом (статьи 29, 191 Кодекса) (пункт 2.2). Если федеральным законом предусмотрено обжалование нормативных правовых актов в судебном порядке, заявления о признании недействующими таких нормативных правовых актов не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Пунктом 3 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что признание нормативного правового акта несоответствующим этому кодексу осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" также предусмотрено, что нормативные акты Банка России (изданные в форме указаний, положений и инструкций) могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.
Таким образом, указанные законы не содержат положения о возможности рассмотрении соответствующего спора в арбитражном суде.
Иными федеральными законами рассмотрение дел об оспаривании совместно принятых нормативных правовых актов (писем) Федеральной налоговой службы, Министерства финансов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации не отнесено к компетенции арбитражных судов.
Заявителем также не приведен федеральный закон, в соответствии с которым оспариваемый нормативный правовой акт подведомственен арбитражному суду.
Таким образом, дело о признании недействующим пункта 4 письма Государственной налоговой службы Российской Федерации от 16.06.1995 N ВГ-4-12/25н, Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.1995 N 47, Центрального банка Российской Федерации от 16.06.1995 N 174 "Об обязательном указании идентификационных номеров налогоплательщиков при оформлении расчетно-платежных документов" неподведомственно арбитражному суду и, следовательно, неподсудно Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, в связи с чем заявление подлежит возврату на основании пункта 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вышеизложенное не препятствует обратиться обществу в соответствующий суд с соблюдением правил подведомственности и подсудности.
Государственная пошлина в сумме 2 000 рублей, уплаченная по чеку-ордеру от 04.07.2013, подлежит возврату в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 129, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, судья Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Сочинская строительная компания" о признании недействующим пункта 4 письма Государственной налоговой службы Российской Федерации от 16.06.1995 N ВГ-4-12/25н, Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.1995 N 47, Центрального банка Российской Федерации от 16.06.1995 N 174 "Об обязательном указании идентификационных номеров налогоплательщиков при оформлении расчетно-платежных документов" возвратить заявителю.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Сочинская строительная компания" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 рублей (две тысячи рублей), уплаченную по чеку-ордеру от 04.07.2013.
Судья |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 октября 2013 г. N ВАС-15376/13
"О возвращении заявления"
Текст определения официально опубликован не был