Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 2013 г. N ВАС-14848/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи В.В. Попова, судей Ю.В. Гросула и Г.Д. Пауля рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Строймонтаж" (далее - общество "Строймонтаж") (с. Аликово, Аликовский район, Чувашская Республика) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 16.08.2012 по делу N А79-14285/2011, постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.07.2013 по тому же делу по иску администрации Шумшевашского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики (далее - администрация Шумшевашского сельского поселения) (с. Шумшеваши, Аликовский район, Республика Чувашия) к обществу "Строймонтаж" о расторжении муниципального контракта на приобретение готовых квартир или квартир в строящихся домах в селе Шумшеваши с социальной отделкой для последующего использования в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда Шумшевашского сельского поселения Аликовского района от 18.12.2010 N 19-ОА/2010 (далее - муниципальный контракт) и взыскании 13 621 598 рублей и по встречному иску общества "Строймонтаж" об обязании не препятствовать исполнению муниципального контракта путем выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию 18-квартирного жилого дома N 75 по улице Молодежная в селе Шумшеваши Аликовского района Чувашской Республики.
Третьи лица - администрация Аликовского района Чувашской Республики (с. Аликово, Аликовский район, Чувашская Республика), Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (г. Чебоксары, Чувашская Республика), Министерство финансов Чувашской (г. Чебоксары, Чувашская Республика).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением суда первой инстанции от 16.08.2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 25.02.2013 и постановлением суда кассационной инстанции от 04.07.2013, исковые требования администрации Шумшевашского сельского поселения удовлетворены; обществу "Строймонтаж" во встречном иске отказано.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре оспариваемых судебных актов в порядке надзора общество "Строймонтаж" указывает на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм материального права (пункт 3 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)) права, несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
При этом заявитель указывает на отсутствие у судов основания к расторжению муниципального контракта, поскольку к моменту обращения администрации Шумшевашского сельского поселения с иском в суд он прекратил свое действие.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 АПК РФ.
Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу в соответствии со статьей 304 АПК РФ являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Как установлено судами, на основании протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 06.12.2010 администрация Шумшевашского сельского поселения (заказчик) и общество "Строймонтаж" (застройщик) заключили муниципальный контракт от 18.12.2010 N 19-ОА/2010 на приобретение готовых квартир или квартир в строящихся домах в селе Шумшеваши с социальной отделкой для последующего использования в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда Шумшевашского сельского поселения Аликовского района.
Общие характеристики приобретаемых жилых помещений (квартир), технические и функциональные характеристики жилых помещений (квартир) указаны в пункте 1.2 муниципального контракта. Характеристики и описание каждого жилого помещения (квартиры) определены в приложении N 1 к муниципальному контракту.
Согласно пункту 2.1 цена муниципального контракта составляет 16 025 409 рублей, является твердой и не подлежит изменению в ходе исполнения контракта. При этом расчет производится в следующем порядке (пункт 2.4): в течение 30 дней со дня подписания контракта заказчик перечисляет застройщику аванс в размере 30 процентов от цены контракта; в течение 20 дней после выполнения застройщиком работ по строительству многоквартирного дома (завершение строительства фундамента, корпуса дома, внутренних перегородок, межэтажных перекрытий, кровли) заказчик оплачивает 55 процентов стоимости контракта; в течение 30 дней после выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию заказчик оплачивает дополнительно 5 процентов от цены контракта; окончательный расчет по контракту (оставшиеся 10 процентов) производится заказчиком в течение 15 дней после представления заказчику документов, подтверждающих регистрацию права муниципальной собственности на жилые помещения (квартиры).
В соответствии с пунктами 3.1.1, 3.1.4 муниципального контракта застройщик обязуется осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на жилые помещения (квартиры) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике не позднее 01.05.2011; произвести передачу жилых помещений (квартир), являющихся предметом контракта, в порядке и сроки, установленные планом-графиком (приложение N 2 к муниципальному контракту).
Жилые помещения (квартиры) передаются застройщиком в течение 10 дней с момента завершения процесса регистрации прав муниципальной собственности на жилые помещения (пункт 4.1 муниципального контракта).
Во исполнение муниципального контракта платежным поручением от 24.12.2010 N 566 администрация Шумшевашского сельского поселения перечислила обществу "Строймонтаж" 4 807 622 рубля в качестве аванса по муниципальному контракту.
Платежными поручениями от 28.12.2010 N 570, 571 администрация Шумшевашского сельского поселения перечислила обществу "Строймонтаж" 7 086 331 рубль и 1 727 645 рублей соответственно во исполнение муниципального контракта.
Письмом от 08.11.2011 N 118 администрация Шумшевашского сельского поселения предложила обществу "Строймонтаж" расторгнуть муниципальный контракт в связи со существенным нарушением сроков приобретения заказчиком жилых помещений и возвратить уплаченные средства в сумме 13 621 589 рублей. Данное письмо получено обществом "Строймонтаж" 15.11.2011.
Поскольку в добровольном порядке муниципальный контракт сторонами не расторгнут, администрация Шумшевашского сельского поселения обратилась в суд с иском.
Руководствуясь частью 1 статью 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, статьями 309, 310 и 450, пунктом 2 статьи 452, пунктом 2 статьи 455, пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ, частью 12.2 статьи 48, статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суды удовлетворили иск, придя к выводу о существенных нарушениях условий муниципального контракта обществом "Строймонтаж" и указывая на неисполнение своих обязательств в установленный муниципальным контрактом срок.
На основании пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
При этом суды установили, что по истечении оговоренного в муниципальному контракте срока ввода объекта в эксплуатацию дом в эксплуатацию не введен, права муниципальной собственности на жилые помещения не зарегистрированы.
Согласно пункту 7.2 муниципального контракта, в случае нарушения сроков государственной регистрации, передачи квартиры, документов и иных сроков, установленных контрактом, со стороны застройщика, заказчик теряет заинтересованность в приобретении квартир и вправе требовать расторжения контракта без возмещения застройщику произведенных к этому моменту затрат.
Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ (пункт 1 статьи 1102 ГК РФ), поэтому суды удовлетворили требование о взыскании с общества "Строймонтаж" 13 621 598 рублей.
Довод заявителя о том, что срок действия муниципального контракта истек, поэтому требование о его расторжении не подлежит удовлетворению, направлен на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, и в силу статьи 304 АПК РФ не является основанием для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 АПК РФ, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А79-14285/2011 Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 16.08.2012, постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.07.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
В.В. Попов |
Судьи |
Ю.В. Гросул |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 октября 2013 г. N ВАС-14848/13
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А79-14285/2011
Истец: Администрация Шумшевашского сельского поселения Аликовского района Чувашской Республики
Ответчик: ООО "Строймонтаж"
Третье лицо: Администрация Аликовского района Чувашской Республики, ИП Андрева Ю. П., Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, ООО "ПГС-Проект", ООО "Стройэкспо", УФПС Чувашской Республики -филиал ФГУП "Почта России", СУ СК России по Чувашской Республики, Ядринский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета России по Чувашской Республике