Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 11 марта 2009 г. N 1-О09-4
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Лутова В.Н.,
судей - Сергеева А.А. и Степанова В.П.
рассмотрела в судебном заседании кассационное представление государственного обвинителя и кассационную жалобу осужденного Зверева Г.С. на приговор Архангельского областного суда от 15 января 2009 года, которым
Зверев Г.С., ..., судимый,
осужден:
по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 7 годам лишения свободы,
по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ - к 10 годам лишения свободы,
по п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ - к 15 годам лишения свободы,
по ч. 2 ст. 162 УК РФ - к 7 годам лишения свободы,
по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ - к 10 годам лишения свободы,
по ч. 1 ст. 162 УК РФ - к 5 годам лишения свободы,
на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ - к 17 годам лишения свободы, а на основании ч. 5 ст. 69 УК РФ - к 18 годам лишения свободы.
Со Зверева в порядке компенсации морального вреда в пользу потерпевшей П. взыскано ... рублей, а также взыскано ... рублей ... копеек процессуальных издержек в федеральный бюджет.
Заслушав доклад судьи Сергеева А.А., мнение прокурора Коваль К.И., поддержавшей кассационное представление в части изменения приговора и просившей оставить кассационную жалобу без удовлетворения, Судебная коллегия установила:
в кассационном представлении ставится вопрос об изменении приговора в связи с тем, что судом установлена сумма похищенного Зверевым у П. имущества в большем размере по сравнению с предъявленным обвинением. По эпизоду разбойного нападения на Н. государственный обвинитель просит отменить приговор и уголовное дело в этой части направить на новое судебное разбирательство в связи с тем, что в приговоре не раскрыты показания свидетелей С., Х. и Ф.
В кассационной жалобе и дополнении к ней осужденный Зверев утверждает о недоказанности его вины по четырем эпизодам преступлений. В частности, оспаривает доказанность совершения им преступлений в отношении Н. и П.
Считает, что его действия в отношении Н. следовало квалифицировать не по ч. 2 ст. 162 УК РФ, а по п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ, так как он использовал не нож, а расческу. Просит отменить приговор, направить уголовное дело на доследование и сократить срок наказания.
Судебная коллегия считает, что кассационное представление подлежит удовлетворению в следующей части.
Из материалов уголовного дела усматривается, что путем разбоя Зверев похитил у П. мобильный телефон стоимостью ... рублей и деньги в сумме ... рублей, причинив потерпевшей материальный ущерб на общую сумму ... рублей. Из приговора же следует, что у П. Зверев похитил деньги в сумме ... рублей и мобильный телефон стоимостью ... рублей, а всего чужого имущества на ... рублей.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия приходит к выводу о нарушении судом положений ст. 252 УПК РФ о проведении судебного разбирательства лишь по предъявленному обвинению, изменение которого допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его права на защиту. Допущенное нарушение в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 379 и ч. 1 ст. 381 УПК РФ является основанием изменения приговора в части общей суммы похищенного у П. имущества.
В остальной части кассационное представление удовлетворению не подлежит.
Сославшись в приговоре на показания свидетелей С., Х. и Ф. суд указал, что им Н. рассказывала о совершенном на нее с применением ножа нападении. Таким образом суд не только перечислил фамилии свидетелей, но и изложил существо их показаний. Поэтому Судебная коллегия не усматривает в составлении приговора нарушения положений ст. 307 УПК РФ, о чем утверждается в кассационном представлении.
Кассационная жалоба осужденного также не подлежит удовлетворению в связи с несостоятельностью приведенных в ней доводов.
Совершение Зверевым разбоя в отношении Н. подтверждается уличающими его показаниями потерпевшей, протоколом его опознания по фотографии, проведенном в соответствии с требованиями закона, показаниями самого Зверева, признававшего на предварительном следствии наличие у него толстовки белого цвета, что подтверждает показания потерпевшей о белом свитере, в который был одет преступник.
В судебном заседании Зверев признал и наличие у него солнцезащитных очков, о чем также говорила Н.
Совершение Зверевым разбоя в отношении П. подтверждается показаниями потерпевшей об обстоятельствах преступления, протоколом ее опознания Зверева по фотографии, проведенном в соответствии с требованиями закона, заключением судмедэксперта о причиненном вреде здоровью потерпевшей, показаниями свидетеля Х. об одежде Зверева и его солнцезащитных очках, что соответствует показаниям П.
Действия осужденного в отношении Н. правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 162 УК РФ, так как его нападение на потерпевшую совершено с угрозой применения насилия, опасного для жизни и с применением предмета, используемого в качестве оружия - ножа. Доводы осужденного об использовании в ходе нападения не ножа, а расчески, опровергаются показаниями потерпевшей об угрозе ножом. Оснований не доверять показаниям Н. не имеется.
Наказание осужденному назначено с учетом требований закона. По своему виду и размеру назначенное Звереву наказание не является несправедливым вследствие чрезмерной суровости и смягчению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Архангельского областного суда от 15 января 2009 года в отношении Зверева Г.С. изменить, указав, что сумма похищенного им у П. имущества равна ... рублям, а не ... рублям.
В остальном тот же приговор оставить без изменения, а кассационное представление государственного обвинителя и кассационную жалобу осужденного Зверева Г.С. без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Лутов |
Судьи |
А.А. Сергеев |
|
В.П. Степанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 11 марта 2009 г. N 1-О09-4
Текст определения официально опубликован не был