Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2005 г. N 15-О05-23СП
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Свиридова Ю.А.,
судей Семенова Н.В. и Тонконоженко А.И.,
рассмотрела в судебном заседании 23 декабря 2005 года кассационное представление государственного обвинителя Русяева И.А. на приговор Верховного суда Республики Мордовия с участием присяжных заседателей от 26 сентября 2005 года, по которому
Пьянзин А.В.,
ранее судимый 12 апреля 1996 года по ч. 1 ст. 147, ч. 2 ст. 146 УК РСФСР к 4 годам лишения свободы, освобожден 14 января 2000 года по отбытии наказания,
оправдан по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 105 УК РФ, п.п. "к, н" ч. 2 ст. 105 УК РФ, ч. 1 ст. 222 УК РФ, в связи с непричастностью к совершению преступлений.
Заслушав доклад судьи Семенова Н.В., мнение прокурора Юдина Д.В., поддержавшего кассационное представление, судебная коллегия установила:
Органами предварительного расследования Пьянзин обвинялся в незаконном приобретении, хранении и ношении огнестрельного оружия и боеприпасов, в убийстве К. и К.
Вердиктом коллегии присяжных заседателей Пьянзин признан невиновным в совершении этих преступлений.
В кассационном представлении государственный обвинитель Русяев И.А. просит отменить приговор, указывает, что присяжный заседатель Ш. скрыл факт привлечения к уголовной ответственности его сына, Ш., осужденного 26 июля 1996 года по ч. 3 ст. 146 УК РСФСР к 4 годам лишения свободы, в связи с чем стороны были лишены возможности воспользоваться правом его отвода, кроме того, в ходе судебного следствия подсудимым Пьянзиным и свидетелем В. оказывалось незаконное воздействие на присяжных заседателей, поскольку они акцентировали внимание на применении незаконных методов следствия, однако председательствующий надлежащих мер, предусмотренных законом, к подсудимому не принял, эти высказывания повлияли на формирование у присяжных заседателей ошибочного мнения о невиновности Пьянзина.
В возражениях на кассационное представление адвокат Амелин Л.И. просит оставить приговор без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит приговор законным и обоснованным, а доводы кассационного представления несостоятельными.
Как видно из протокола судебного заседания, при формировании коллегии присяжных заседателей, кандидат в присяжные заседатели Ш. на вопрос председательствующего о том, есть ли среди близких родственников кандидатов в присяжные лица, имеющие не погашенную или не снятую судимость, кандидат в присяжные Ш. сообщил, что его сын около 6 лет назад привлекался к уголовной ответственности за дорожно-транспортное происшествие, судимость снята.
Как видно из представленного обвинением приговора, сын присяжного заседателя Ш., Ш., был осужден 26 июля 1996 года по ч. 3 ст. 146 УК РСФСР с применением ст. 43 УК РСФСР к 4 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии общего режима, освобожден 24 октября 1997 года условно-досрочно на 2 года, 6 месяцев и 8 дней.
Исходя из того, что судимость у ..., который совершил преступление в несовершеннолетнем возрасте, погашена, кандидат в присяжные заседатели Ш. был вправе не сообщать сведения о судимости сына, поскольку в соответствии с ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с нею, поэтому доводы кассационного представления о сокрытии кандидатом в присяжные заседатели сведений о судимости его сына по ч. 3 ст. 146 УК РСФСР являются несостоятельными.
Несостоятельны и доводы кассационного представления о том, что председательствующим не было принято надлежащих мер к подсудимому Пьянзину и свидетелю В., которые оказывали незаконное воздействие на присяжных заседателей.
Из протокола судебного заседания видно, что председательствующий прерывал Пьянзина и свидетеля В., когда они пытались довести до сведения присяжных заседателей о применении недозволенных методов следствия, разъяснял присяжным заседателям, что они не должны принимать во внимание эти высказывания подсудимого и свидетеля, во время судебных прений удалил Пьянзина из зала суда за такие же высказывания, в напутственном слове обратил внимание присяжных заседателей, что представленные доказательства являются допустимыми.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений уголовно-процессуального закона, которые ограничили право прокурора, потерпевшего или его представителя на представление доказательств либо повлияли на содержание поставленных перед присяжными заседателями вопросов и ответов на них, судом не допущено, и оснований для отмены приговора не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Верховного суда Республики Мордовия с участием присяжных заседателей от 26 сентября 2005 года в отношении Пьянзина А.В. оставить без изменения, а кассационное представление - без удовлетворения.
Председательствующий |
Свиридов Ю.А. |
Судьи |
Семенов Н.В. |
|
Тонконоженко А.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 23 декабря 2005 г. N 15-О05-23СП
Текст определения официально опубликован не был