Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ
от 28 декабря 2005 г. N 19-Д05-47
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Шурыгина А.П.,
судей - Каменева Н.Д. и Шишлянникова В.Ф.
рассмотрела в судебном заседании от 28 декабря 2005 года дело по надзорной жалобе осужденного Нестеренко О.М. о пересмотре приговора Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 11 мая 2004 года, по которому
Нестеренко О.М., судимый 29 апреля 2002 года по ст. 158 ч. 1 УК РФ на 2 года исправительных работ с удержанием из заработка в доход государства,
осужден к лишению свободы:
по ст. 162 ч. 3 п. "б" УК РФ (в редакции Закона от 13 июня 1996 года) на 8 лет;
по ст. 162 ч. 3 УК РФ (в редакции Закона от 8 декабря 2003 года) на 8 лет;
по ст. 33 ч. 5, 161 ч. 3 п. "б" УК РФ (в редакции Закона от 13 июня 1996 года) на 7 лет.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено 10 лет лишения свободы.
На основании ст.ст. 70, 71 УК РФ к назначенному наказанию присоединено наказание по приговору от 29 апреля 2002 года и окончательно по совокупности приговоров назначено 10 лет 1 месяц лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Ставропольского краевого суда от 12 августа 2004 года приговор в отношении Нестеренко изменен: по совокупности преступлений смягчено наказание до 9 лет 11 месяцев лишения свободы. На основании ст. 70 УК РФ окончательно назначено 10 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением президиума Ставропольского краевого суда от 22 ноября 2004 года приговор и кассационное определение изменены: действия Нестеренко по эпизодам разбойных нападений квалифицированы одной ст. 162 ч. 3 УК РФ (в редакции Закона от 8 декабря 2003 года), по которой назначено 7 лет 6 месяцев лишения свободы. На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено 9 лет лишения свободы. На основании ст. 70 УК РФ окончательно назначено 9 лет 1 месяц лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
По делу осуждены Теряев В.В., Отто Р.А., Пушкин Н.А., Изюменко Ю.В., в отношении которых вопрос о возбуждении надзорного производства не ставится.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Каменева Н.Д., выступление прокурора Королевой Р.Е., полагавшей судебные решения подлежащими изменению, судебная коллегия установила:
приговором суда Нестеренко признан виновным в разбойном нападении, совершенном группой лиц по предварительному сговору, с угрозой и применением насилия, опасного для жизни и здоровья потерпевшего, с применением оружия или предметов используемых в качестве оружия, с незаконным проникновением в иное хранилище, в целях хищения чужого имущества в крупном размере, а также пособничестве в грабеже, совершенном группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в иное хранилище, с применением насилия не опасного для жизни и здоровья, в крупном размере.
Преступления совершены при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В надзорной жалобе и дополнении к ней, осужденный Нестеренко оспаривает обоснованность осуждения и меру наказания, указывает, что доказательств его вины не добыто, показания на следствии давал вынужденно под воздействием работников милиции, при назначении наказания суд необоснованно учел рецидив преступлений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Вина осужденного Нестеренко судом установлена на основании: показаний самого Нестеренко, осужденных Теряева, Изюменко, Пушкина и Отто на предварительном следствии о совершении ими преступлений при обстоятельствах изложенных в приговоре; показаний потерпевших М., С., К., М., О., Ч., К., П., Ч., Ш., В., З., К., Ч., Ш., Ж., К., К., Ц., свидетелей Л., М., М., М., С., К., согласующихся с показаниями осужденных; данных протоколов осмотра места происшествия о месте и способе совершения преступлений; заключений судебно-медицинских экспертиз; протоколами опознания личности осужденных; протоколов обысков; других подробно изложенных в приговоре доказательств.
Все собранные по делу доказательства судом тщательно исследованы и им дана правильная оценка в приговоре.
Доводы в жалобе о недозволенных методах следствия судом проверены. Проведенной по делу прокурорской проверкой эти обстоятельства также не подтвердились.
В то же время, как правильно указано в жалобе, суд при назначении наказания Нестеренко необоснованно учел в качестве отягчающего обстоятельства рецидив преступлений.
Согласно п. "а" ч. 4 ст. 18 УК РФ при признании рецидива преступлений не учитываются судимости за умышленные преступления небольшой тяжести.
Из приговора суда следует, что Нестеренко ранее был осужден за совершение преступления, предусмотренного ст. 158 ч. 1 УК РФ, относящегося к преступлениям небольшой тяжести (ст. 15 ч. 2 УК РФ), поэтому указание на отягчающее обстоятельство рецидив преступлений подлежит исключению.
Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 10 УК РФ, уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу.
Требования этого закона судом также не выполнены.
Квалифицировав действия Нестеренко по ст.ст. 33 ч. 5, 161 ч. 3 п. "б" УК РФ (в редакции Закона от 13 июня 1996 года), которая предусматривала наказание за совершение грабежа в крупном размере в виде лишения свободы на срок от 6 до 12 лет, суд не учел, что санкция ст. 33 ч. 5, 161 ч. 2 УК РФ (в редакции Закона от 8 декабря 2003 года) предусматривающая ответственность за открытое хищение чужого имущества совершенное по предварительному сговору группой лиц, с незаконным проникновением в иное хранилище, с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья потерпевшего, в крупном размере является более мягкой (лишение свободы от 2 до 7 лет) и в соответствии со ст. 10 УК РФ подлежит применению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 407, 408, 409 УПК РФ, судебная коллегия определила:
Надзорную жалобу осужденного Нестеренко О.М. удовлетворить частично.
Приговор Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 11 мая 2004 года, определение судебной коллегии по уголовным делам Ставропольского краевого суда от 12 августа 2004 года, постановление президиума Ставропольского краевого суда от 22 ноября 2004 года в отношении Нестеренко О.М. изменить:
исключить указание о признании в качестве отягчающего наказание обстоятельства рецидив преступлений;
по ст. 162 ч. 3 УК РФ (в редакции Закона от 8 декабря 2003 года) смягчить наказание до 7 лет лишения свободы;
переквалифицировать действия Нестеренко со ст.ст. 33 ч. 5, 161 ч. 3 п. "б" УК УК РФ (в редакции Закона от 13 июня 1996 года) на ст. 33 ч. 5, 161 ч. 2 п.п. "а, в, г, д" УК РФ (в редакции Закона от 8 декабря 2003 года), по которой назначить 6 лет лишения свободы;
на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений предусмотренных ст.ст. 33 ч. 5, 161 ч. 2 п.п. "а, в, г, д, 162 ч. 3 УК РФ (в редакции Закона от 8 декабря 2003 года) путем частичного сложения наказаний назначить 8 лет лишения свободы;
на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров частично присоединить не отбытое наказание по приговору от 29 апреля 2002 года и окончательно назначить 8 лет 1 месяц лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 11 мая 2004 года, определение судебной коллегии по уголовным делам Ставропольского краевого суда от 12 августа 2004 года, постановление президиума Ставропольского краевого суда от 22 ноября 2004 года в отношении Нестеренко О.М. оставить без изменения, а надзорную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Шурыгин А.П. |
Судьи |
Каменев Н.Д. |
|
Шишлянников В.Ф. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 28 декабря 2005 г. N 19-Д05-47
Текст определения официально опубликован не был