Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2007 г. N 35-О07-37
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Магомедова М.М.,
судей - Старкова А.В. и Пелевина Н.П.,
рассмотрела в судебном заседании от 10 сентября 2007 года кассационные жалобы осужденных Беляковой Е.А. и Ивановой М.В. на приговор Тверского областного суда от 7 марта 2007 года, которым
Белякова Е.А.,
судимая 8 декабря 2005 года по ст. 111 ч. 1 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год,
осуждена по ст. 105 ч. 2 п. "ж" УК РФ к 7 годам лишения свободы.
В соответствии со ст. 74 ч. 5 УК РФ отменено условное осуждение по приговору от 8 декабря 2005 года, на основании ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено не отбытое наказание по предыдущему приговору и окончательно по совокупности приговоров назначено 7 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Иванова М.В.
осуждена по ст. 105 ч. 2 п. "ж" УК РФ к 10 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Белякова и Иванова признаны виновными в умышленном причинении смерти Р., совершенном группой лиц по предварительному сговору.
Преступление совершено 16 августа 2006 года ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Заслушав доклад судьи Старкова А.В., объяснения осужденной Беляковой Е.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Ерохина И.И., полагавшего кассационные жалобы оставить без удовлетворения, судебная коллегия установила:
в кассационной жалобе и дополнениях к ней осужденная Белякова, не оспаривая обоснованность осуждения и квалификацию своих действий, указывает, что приговор в отношении нее является чрезмерно суровым. Считает, что при назначении наказания суд не принял во внимание то, что неприязненных отношений с Р. и причин для ее убийства у нее не было, преступление она совершила под влиянием Ивановой, которая являлась инициатором и организатором убийства потерпевшей и старается всю вину переложить на нее. Обращает внимание на то, что свою вину она признала полностью, в содеянном раскаивается. Просит учесть условия ее жизни, наличие на иждивении и воспитании младшего брата и смягчить назначенное ей наказание.
Осужденная Иванова в кассационной жалобе, выражая несогласие с приговором, указывает, что умысла на убийство потерпевшей Р. не имела и считает, что от ее действий не могла наступить смерть потерпевшей. Указывает, что потерпевшая Р. своим поведением и угрозами в адрес ее семьи сама спровоцировала их на совершенные в отношении нее действия. Просит учесть ее незначительную роль в совершенном преступлении, раскаяние в содеянном, положительные характеристики, наличие малолетней дочери, отсутствие отягчающих обстоятельств и смягчить назначенное ей наказание, применив ст. 64 УК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит приговор законным и обоснованным.
Выводы суда о виновности Беляковой и Ивановой в совершении умышленного убийства Р. подтверждаются показаниями самих осужденных, свидетелей З., Н., З., З., Л. и З., протоколами осмотра места происшествия, обыска, выемки, заключениями судебных экспертиз и другими доказательствами, оценка и анализ которых подробно приведены в приговоре.
Указанные в кассационной жалобе доводы осужденной Ивановой об отсутствии у нее умысла на убийство потерпевшей, а также о том, что от ее действий не могла наступить смерть потерпевшей, судом проверялись и обоснованно опровергнуты.
При этом суд правильно признал достоверными явку с повинной осужденной Беляковой и ее показания, из которых следует, что о совершении убийства Р. они с Ивановой договорились заранее и совершили убийство совместно, при этом каждая из них нанесла по несколько ударов ножом по различным частям тела потерпевшей.
Данные показания осужденной Беляковой объективно подтверждаются и другими исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе, протоколом осмотра места происшествия об обнаружения трупа Р. с множественными колото-резаными ранами, протоколами обыска и выемки об обнаружении в квартире Ивановой ножа и одежды потерпевшей, выводами судебных экспертиз, в соответствии с которыми обнаруженные у потерпевшей Р. колото-резаные ранения, от которых наступила ее смерть, а также повреждения на ее одежде могли быть причинены изъятым в квартире Ивановой ножом, на котором, также как и на джинсах Беляковой, были обнаружены следы крови, а также показаниями свидетелей З. и Н., из которых следует, что Белякова и Иванова рассказывали им о том, что они совершили убийство Р.
Поскольку приведенные выше показания осужденной Беляковой, в которых она указывает, что убийство потерпевшей они с Ивановой совершили совместно, полностью согласуются с показаниями свидетелей, протоколами осмотра места происшествия, следственных действий, выводами проведенных по делу судебных экспертиз и другими добытыми доказательствами, они правильно признаны судом достоверными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и обоснованно положены в основу приговора.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что, дав надлежащую оценку полученным в судебном заседании доказательствам, суд пришел к обоснованному выводу о виновности Беляковой и Ивановой в умышленном причинении смерти другому человеку, совершенном группой лиц по предварительному сговору и правильно квалифицировал их действия по ст. 105 ч. 2 п. "ж" УК РФ.
При этом суд правильно указал в приговоре, что смерть потерпевшей Р. наступила от совместных действий осужденных Беляковой и Ивановой, а об умысле осужденных на убийство потерпевшей свидетельствуют характер их действий, орудия преступления, количество и локализация причиненных потерпевшей телесных повреждений.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, из материалов дела не усматривается.
Психическое состояние осужденных Беляковой и Ивановой судом исследовано с достаточной полнотой. Выводы суда о их вменяемости основаны на имеющихся в материалах дела данных о личности осужденных и заключениях проведенных в отношении них судебно-психиатрических экспертиз. Оснований сомневаться в правильности указанных выводов не имеется.
Наказание осужденным назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, данных о личности, смягчающих наказание обстоятельств, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в кассационных жалобах.
Оснований для признания назначенного осужденным Беляковой и Ивановой наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости, как об этом ставится вопрос в жалобах, и для его смягчения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Тверского областного суда от 7 марта 2007 года в отношении Беляковой Е.А. и Ивановой М.В. оставить без изменения, а кассационные жалобы осужденных - без удовлетворения.
Председательствующий - |
Магомедов М.М. |
Судьи - |
Старков А.В. |
|
Пелевин Н.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2007 г. N 35-О07-37
Текст определения официально опубликован не был