Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2006 г. N 37-О06-7
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Ермилова В.М.,
судей Валюшкина В.А. и Ламинцевой С.А.,
рассмотрела в судебном заседании 17 августа 2006 года кассационную жалобу осужденного Курьянова А.Н. на приговор Орловского областного суда от 5 июня 2006 года, которым
Курьянов А.Н.
осужден к лишению свободы:
по ст. 162 ч. 4 п. "в" УК РФ на 9 лет,
по ст. 105 ч. 2 п.п. "б, ж, з" УК РФ на 11 лет, а
на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений на 13 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Этим же приговором осужден Тиванов В.В., на приговор в отношении которого кассационных представления и жалоб не принесено.
Заслушав доклад судьи Валюшкина В.А., объяснения осужденного Курьянова А.Н., поддержавшего жалобу, мнение прокурора Хомутовского В.Ф., полагавшего приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Курьянов признан виновным в нападении на Т. с целью завладения чужим имуществом, с применением предметов, используемых в качестве оружия, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, группой лиц по предварительному сговору и в умышленном причинении ему смерти, совершенном группой лиц предварительному сговору, сопряженном с разбоем и в связи с осуществлением потерпевшим служебной деятельности.
Эти преступления совершены в ночь на 26 декабря 2005 года ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании Курьянов вину признал частично, утверждая, что намеревались совершить кражу, но были застигнуты сторожем, которого избили, нанося удары ногами.
В кассационной жалобе осужденный Курьянов, считая приговор незаконным, ссылается на то, что он основан на его показаниях, данных на следствии, которые получены от него в отсутствие адвоката, а также на показаниях брата Тиванова В.В., данных им на следствии, будучи в состоянии опьянения. Умысла на убийство он не имел, о чем свидетельствует и заключение эксперта, согласно которому смерть Т. наступила через 8-12 часов после получения повреждения. Незаконно осужден и за разбой, поскольку не нападал на потерпевшего с целью завладения его имуществом, а избил его в ответ на оскорбление. О наличии у потерпевшего часов и телефона узнал только тогда, когда телефон зазвонил. Полагая, что должен нести ответственность по ст. 111 ч. 4 и 158 УК РФ, вместе с тем, просит приговор отменить, направив дело на новое рассмотрение.
Прокурором принесены возражения, в которых он считает доводы Курьянова неубедительными и просит оставить приговор без изменения.
Проверив дело, обсудив доводы осужденного, изложенные им в жалобе, и возражения на них прокурора, судебная коллегия находит, что вывод суда о виновности Курьянова в разбойном нападении и убийстве соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на совокупности исследованных при судебном разбирательстве доказательств, которые приведены в приговоре.
Из содержания кассационной жалобы Курьянова видно, что им фактически не оспариваются обстоятельства преступлений, установленные судом, то есть, договорившись с братьями Ливановыми на кражу черного металла с базы "...", пришли туда, забрали батареи, погрузили их на санки, чтобы вывезти, но были застигнуты сторожем Т., которого сначала пытались уговорить не мешать вывезти радиаторы за пределы базы, пообещав отдать ему часть денег от их реализации, а также не сообщать о них в милицию, но в связи с его отказом, подвергли избиению, нанося удары ногами в голову, грудь и другие части тела. Курьянов забрал у Т. мобильный телефон и часы.
Приведенные выше обстоятельства совершения преступлений, не оспариваемые Курьяновым, помимо показаний самого Курьянова, подтверждаются показаниями осужденного по делу Тиванова В., протоколом осмотра места происшествия, заключением эксперта о причинах смерти Т., заключениями эксперта-биолога, согласно которому кровь, обнаруженная на кроссовках Курьянова, и кровь на телевизоре, найденном рядом с Т., могла произойти от последнего, и другими приведенными в приговоре доказательствами.
Доводы Курьянова о том, что он должен нести ответственность не за разбой, а за кражу, являются неубедительными, поскольку начатое как кража завладение батареями, оно затем переросло в разбойное нападение, поскольку застигнутые Т., Курьянов и Тиванов В. с целью удержания похищенного и обращения его в свою собственность, применили опасное для жизни Т. насилие, подвергнув его избиению.
Судебная коллегия считает неубедительными и доводы Курьянова об отсутствии у него умысла на убийство Т.
Так, из показаний самого Курьянова на предварительном следствии видно, что после отказа Т. от их условий, он и Тиванов В. договорились убить его, чтобы тот не сообщил о краже в органы милиции, и чтобы они беспрепятственно смогли похитить радиаторы отопления, что они в дальнейшем и сделали.
По показаниям ... В., брата осужденного, после того как они были застигнуты сторожем Т., он остался на улице, а его брат и Курьянов, зашли в сторожку к Т. Он ушел домой, а вскоре пришли брат и Курьянов, которые сказали, что убили сторожа. Они пошли на базу, зашли в сторожку, где он увидел труп Т.
Как правильно установил суд, убийству Т. предшествовала предварительная договоренность между осужденными на причинение ему смерти. Сначала Т. было нанесено множество ударов обутыми ногами по голове и туловищу, затем Курьянов несколько раз прыгнул на грудь Т., после чего Тиванов В. ударил Т. бутылкой по голове, бросил на его голову телевизор, а затем нанес несколько ударов трубой по голове.
Таким образом, каждый из осужденных совершал действия, направленные на достижение намеченного результата, каковым являлось лишение жизни Т. Выполняя эти действия, Курьянов, а вместе с ним и Тиванов В. сознавали их общественную опасность, предвидели неизбежность наступления общественно опасных последствий и желали наступления смерти Т., то есть действовали с прямым умыслом как соисполнители убийства.
Всесторонне, полно и объективно исследовав обстоятельства дела, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, проверив все версии в защиту осужденного, в том числе о том, что причиной избиения Т. послужило его оскорбление Курьянова, и правильно отвергнув их, суд пришел к обоснованному выводу о виновности Курьянова в инкриминируемых ему преступлениях, дав содеянному им правильную юридическую оценку.
То обстоятельство, что Курьянов не знал о наличии у Т. телефона и часов, и завладение этими вещами произошло уже после избиения потерпевшего, то это никоим образом не ставит под сомнение обоснованность его осуждения за содеянное, учитывая, что опасное для жизни насилие было применено к Т. в связи с желанием осужденных на завладение батареями.
При назначении Курьянову наказания, суд в полной мере учел характер и степень общественной опасности преступлений, данные о личности виновного и все обстоятельства дела. Назначенное Курьянову наказание является справедливым и оснований для его смягчения судебная коллегия не находит.
Нарушений закона, являющихся основанием для отмены или изменения приговора, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Орловского областного суда от 5 июня 2006 года в отношении Курьянова А.Н. оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ермилов В.М. |
Судьи |
Валюшкин В.А. |
|
Ламинцева С.А |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2006 г. N 37-О06-7
Текст определения официально опубликован не был