Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ
от 20 января 2009 г. N 4-О08-139
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Анохина В.Д.,
судей - Яковлева В.К. и Каменева Н.Д.
рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы осужденных Демина Д.П. и Баскакова Е.А. на приговор Московского областного суда от 24 ноября 2008 года, которым
Демин Д.П.
осужден к лишению свободы:
по ст. 105 ч. 2 п.п. "а, ж, и, к" УК РФ на 19 лет;
по ст. 161 ч. 1 УК РФ на 4 года;
на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений на 22 года в исправительной колонии строгого режима;
Баскаков Е.А.
осужден к лишению свободы:
по ст. 105 ч. 2 п.п. "а, ж, и, к" УК РФ на 18 лет;
по ст. 161 ч. 1 УК РФ на 3 года;
на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений на 20 лет в исправительной колонии строгого режима.
По делу разрешены гражданские иски.
Заслушав доклад судьи Анохина В.Д., потерпевших В. и Г., просивших приговор оставить без изменения, выслушав прокурора Кривоногову Е.А., полагавшую приговор оставить без изменения, Судебная коллегия установила:
по приговору суда Демин и Баскаков признаны виновными в убийстве Г., Т. и С. и в совершении грабежа.
В кассационной жалобе осужденный Демин просит о переквалификации его действий на ст. 111 ч. 4 УК РФ, т.к. он убийство Г. и С. не совершал, а Т. причинил телесные повреждения, после которых он был жив, и умысла на убийство потерпевшего у него не было, телесные повреждения причинил в процессе драки.
Также просит о смягчении наказания.
Осужденный Баскаков в кассационной жалобе утверждает, что убийство С. и Т. он не совершал, телесные повреждения Г. причинил в процессе обоюдной драки, когда уходил с места происшествия, потерпевший был жив, поэтому просит его действия квалифицировать по ст. 111 ч. 4 УК РФ и смягчить наказание.
На предварительном следствии он, Баскаков, оговорил себя в результате недозволенных методов расследования.
В возражениях на кассационные жалобы государственный обвинитель и потерпевшие просят приговор оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, находит приговор суда законным и обоснованным.
Выводы суда о виновности осужденных соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на проверенных в судебном заседании доказательствах.
С учетом добытых доказательств суд дал правильную юридическую оценку действиям Демина Д.П. и Баскакова Е.А.
Оснований для удовлетворения кассационных жалоб Судебная коллегия не находит.
Показания Демина и Баскакова на предварительном следствии и в судебном заседании подтверждают причинение ими смерти потерпевшим Г., Т. и С. и хищение имущества потерпевших Г. и Т.
Анализ показаний Демина и Баскакова показывает, что на протяжении всего предварительного следствия и судебного разбирательства они не оспаривали факта применения насилия к Г. и Т. и хищения принадлежавшего им имущества. В ходе предварительного следствия Баскаков и Демин дали показания, изобличающие их в совершении убийства С.
Признательные показания Баскакова и Демина объективно подтверждаются показаниями свидетелей А., К. и Б. об их отсутствии по месту проживания в период, относящийся к убийству Г., Т. и С., сообщении об избиении "нерусских" сразу же по возвращению домой 8 июня 2007 года в 4 часа 30 минут, появлении у них новых вещей, а именно мобильного телефона и кепки, наличии на кепке крови, последующего сокрытия данных вещей; кроме того, показаниями указанных свидетелей подтверждается, что после известия об обнаружении возле магазина трех трупов в разговоре между собой Демин и Баскаков признавали убийство всех потерпевших, обсуждали вопрос об отъезде, а также Демин интересовался ходом следствия и требовал от свидетелей, с которыми проживал, скрыть факт их отсутствия в ночь на 8 июня 2007 года.
Показания осужденных Демина и Баскакова о месте убийства потерпевших Г., Т. и С. подтверждаются данными, содержащимися в протоколах осмотра места происшествия, а именно участка местности, прилегающего к магазину "Продукты", расположенного в ... ДСК "..." в ... , где были обнаружены трупы Г. и Т. на расстоянии около 15 метров друг от друга, а также труп С. на расстоянии 27 метров от магазина. Причинение смерти потерпевшим на месте обнаружения трупов, помимо протоколов осмотров, подтверждается заключением судебно-медицинского эксперта, установившего, что на изъятых с места происшествия листьях растений и иных предметах имеется кровь, происхождение которой не исключается от потерпевших.
Показания Демина и Баскакова о характере и локализации причиненных потерпевшим повреждений подтверждаются заключениями судебно-медицинских экспертов, в соответствии с которыми всем потерпевшим в короткий промежуток времени прижизненно были причинены множественные телесные повреждения, образовавшиеся от воздействия твердых тупых предметов с ограниченной контактирующей поверхностью. По заключению экспертов причинение телесных повреждений и наступление их смерти возможно до 8 июня 2007 года 4 часов 30 минут, то есть до того времени, когда, по показаниям свидетеля, А. Баскаков и Демин вернулись по месту своего проживания.
Утверждения осужденных об отсутствии у них умысла на убийство потерпевших опровергаются материалами.
Как следует из заключений судебно-медицинских экспертов, потерпевшим были причинены множественные телесные повреждения в различные части тела, в том числе в жизненно важные органы, при этом Т. в область головы нанесено не менее 8 ударных воздействий, в область грудной клетки - не менее 2 ударных воздействий; Г. в область лица нанесено не менее 7 ударных воздействий, по туловищу - не менее 2 ударных воздействий и не менее 1 ударного воздействия по левой верхней конечности; С. - в область лица и головы нанесено не менее 5 ударных воздействий, в область грудной клетки - также не менее 5 ударных воздействий и в область верхних конечностей не менее 2 ударных воздействий.
Причем, как отмечено судебно-медицинскими экспертами, для возникновения отдельных обнаруженных на телах потерпевших телесных повреждений и травмирования внутренних органов требовалось приложение значительных физических усилий.
Из заключения экспертов усматривается, что между причиненными потерпевшим телесными повреждениями и наступлением смерти имеется прямая причинно-следственная связь.
Из показаний свидетелей К. и Б. следует, что осужденные не исключали возможности наступления смерти потерпевших. По их словам, Демин и Баскаков еще до обнаружения трупов сразу же после преступления, рассказывая им об избиении "нерусских", говорили, что не знают, живы те или нет.
Баскаков в явке с повинной добровольно указал, что он и Демин били потерпевших руками и ногами много раз, пока те не перестали шевелиться и подавать признаков жизни.
Аналогичные показания на следствии дал и Демин.
Более того, Баскаков и Демин на следствии дали показания о том, что они, заметив, что потерпевшие Г. и Т. после их избиения "очнулись и стали ползать", вновь стали их бить ногами. Из их же показаний на следствии следует, что потерпевшего С. прекратили бить лишь после того, как заметили у него кровь.
Исходя из приведенных выше доказательств и установленных обстоятельств дела, следует, что осужденные Демин и Баскаков осознавали общественную опасность своих действий, предвидели возможность наступления общественно опасных последствий своих действий в виде смерти потерпевших и желали наступления данных последствий.
Утверждению Демина и Баскакова о непричастности к убийству потерпевшего С. судом дана соответствующая оценка. Из протоколов осмотров места происшествия усматривается, что труп С. был обнаружен в непосредственной близости от магазина и нахождения трупов Г. и Т. В ходе предварительного следствия Баскаков подробно рассказал об обстоятельствах убийства С. Демин по данному поводу дал противоречивые показания, в одних показаниях он признавал причинение смерти С., в других - ссылался на запамятование в силу сильного алкогольного опьянения, но одновременно с тем подтвердил факт, относящийся к потерпевшему С., что в момент совершения преступления в отношении Г. и Т. им кричал какой-то мужчина.
Кроме того из показаний свидетеля А. следует, что из разговора между Деминым и Баскаковым, состоявшегося через несколько дней, понял, что именно осужденные совершили убийство трех человек возле магазина.
Из показаний свидетелей К. и Б. следует, что Демин и Баскаков непосредственно сразу же после преступления говорили им о том, что избили "нерусских", но не упоминали о якобы имевшей место драке, нанесении им ударов и причинении телесных повреждений.
При таких обстоятельствах суд правильно признал надуманными утверждение Демина и Баскакова об обоюдной драке с потерпевшими Г. и Т., наличии со стороны последних угрозы применения насилия, а также Демина о том, что он нанес удары только Т., а Г. ударов не наносил, поскольку из показаний как его самого, так и соучастника преступления Баскакова на следствии следует, что они оба наносили удары ногами как Г., так и Т.
Доказательства, собранные в ходе предварительного следствия, исследованные в суде и положенные в основу обвинительного приговора, получены с соблюдением уголовно-процессуального закона, в том числе процессуальных прав Демина и Баскакова.
Суд пришел к правильному выводу, что Демин и Баскаков причинили потерпевшим Г., Т. и С. многочисленные телесные повреждения, которые явились причиной смерти потерпевших.
Об умышленном характере вины осужденных свидетельствуют их действия, как непосредственно связанные с причинением смерти, так и последовавшие за ними и выразившиеся в глумлении над потерпевшими.
В действиях подсудимых наличествуют квалифицирующие признаки - совершение убийства трех лиц; совершение убийства Г. и Т. группой лиц, из хулиганских побуждений, совершение убийства С. группой лиц по предварительному сговору, с целью скрыть другое преступление.
Осужденными причинена смерть трем лицам, а именно Г., Т. и С. Действия осужденных по лишению жизни потерпевших Г. и Т. носили совместный и согласованный характер, они одновременно начали избиение потерпевших, затем, после перерыва, обнаружив, что потерпевшие подают признаки жизни, вновь совместно стали их избивать, каждый из них непосредственно участвовал в лишении жизни потерпевших, нанося удары обоим потерпевшим. Осужденные не были знакомы с потерпевшими Г. и Т. и не имели с ними каких-либо отношений. В качестве повода к убийству явилось обращение потерпевших, узбеков по национальности, к осужденным, что те имеют против узбеков, данное высказывание потерпевших не являлось оскорбительным или обидным для них, не затрагивало честь и достоинство последних. Хулиганский мотив в действиях осужденных состоял в том, что они, используя незначительный повод, проявляя явное неуважение к обществу и общепринятым нормам морали, противопоставляя себя окружающим, демонстрируя пренебрежительное к ним отношение, умышленно подвергли потерпевших избиению и лишили их жизни.
Наличие у осужденных предварительной договоренности на убийство С. в совершении данного преступления группой лиц подтверждается тем обстоятельством, что они заранее, до начала посягательства, вместе приказали С. Остановиться, вдвоем побежали за ним, догнали, после чего совместно стали его избивать, при этом каждому из осужденных было очевидно намерение другого осужденного лишить потерпевшего жизни; каждый из них совершил действия, непосредственно направленные на лишение жизни С. Данное убийство осужденные совершили с целью скрыть ранее совершенные ими преступления в отношении Г. и Т., так как С., проходя мимо осужденных и видя как те избивают и обыскивают Г. и Т., стал кричать им, пытаясь криком остановить действия Демина и Баскакова. Последние, сознавая, что их действия стали замечены посторонним лицом, и что С. является непосредственным очевидцем совершенных ими преступлений, для того, чтобы скрыть совершенные преступления, решили убить потерпевшего С., догнали его, подвергли избиению, нанеся ему многочисленные тяжкие повреждения, от которых тот скончался на месте происшествия.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал Демина и Баскакова виновными в совершении убийства трех лиц и совершении грабежа и назначил им наказание с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, данных о личности виновных и обстоятельств, смягчающих наказание.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
приговор Московского областного суда от 24 ноября 2008 года в отношении Демина Д.П. и Баскакова Е.А. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анохин В.Д. |
Судьи |
Яковлев В.К. |
|
Каменев Н.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 20 января 2009 г. N 4-О08-139
Текст определения официально опубликован не был