Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 22 июля 2009 г. N 176-П09ПР
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Петроченкова А.Я.,
членов Президиума - Кузнецова В.В., Магомедова М.М., Нечаева В.И., Свиридова Ю.А., Соловьева В.Н., Хомчика В.В.,
рассмотрел уголовное дело по надзорному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. на приговор Верховного Суда Республики Коми от 24 октября 2005 года, по которому
Ракоедов А.Н.,
судимый 28 мая 1996 года по ст.ст. 33, 131 ч. 2 п. "в" УК РФ, ст. 146 ч. 2 п. "а" УК РСФСР, ст. 40 ч.ч. 1, 3 УК РСФСР к 12 годам лишения свободы, освобожден 24 декабря 2003 года условно-досрочно на 3 года 10 месяцев 8 дней,
осужден:
по п.п. "ж, з" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 17 годам лишения свободы,
по ч. 3 ст. 30, п.п. "ж, з" ч. 2 ст. 105 УК РФ к 9 годам лишения свободы,
по п. "в" ч. 4 ст. 162 УК РФ к 9 годам лишения свободы.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений назначено 19 лет лишения свободы.
В соответствии со ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено не отбытое наказание по приговору от 28 мая 1996 года и окончательно назначено 22 года лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2006 года приговор в отношении Ракоедова оставлен без изменения.
По данному делу осужден Шапошников В.В., надзорное производство в отношении которого не возбуждено.
В надзорном представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации поставлен вопрос о внесении в приговор изменений.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Сидоренко Ю.И., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора и кассационного определения, мотивы надзорного представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Забарчука Е.Л., поддержавшего доводы надзорного представления, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
Ракоедов признан виновным в разбойном нападении с применением предметов, используемых в качестве оружия, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, в убийстве группой лиц, сопряженном с разбоем, в покушении на убийство группой лиц по предварительному сговору, сопряженном с разбоем, совершенных при следующих обстоятельствах.
23 апреля 2005 года Ракоедов и Шапошников на площадке ... в г. ... увидели не знакомого ранее А., в руках у которого была бутылка с водкой. По предложению Ракоедова они договорились совершить нападение на А. с целью завладения водкой. Проследив за А. они увидели, что он зашел в сторожку, расположенную на территории ... базы ... Ракоедов и Шапошников тоже зашли в сторожку, где, кроме А., находился сторож И. Ракоедов и Шапошников вытащили А. на улицу и стали избивать. А. вырвался от нападавших, забежал на веранду сторожки и стал удерживать дверь изнутри. Ракоедову удалось открыть дверь, и вместе с Шапошниковым они стали вновь вытаскивать А. на улицу. И. с целью пресечения действий Ракоедова и Шапошникова нанес Ракоедову удар по голове металлическим предметом. Ракоедов оттолкнул И., и тот упал. Шапошников предложил убить А., с чем Ракоедов согласился и, взяв на веранде лопату, нанес потерпевшему по голове удары металлической режущей кромкой, а когда металлическая часть лопаты отлетела от черенка, стал наносить удары черенком. Шапошников в это время избивал потерпевшего кулаками и ногами. А. удалось вырваться от Ракоедова и Шапошникова и спрятаться на территории базы, в связи с чем они не смогли довести умысел на его убийство до конца.
Ракоедов и Шапошников вернулись в сторожку, где находился И., и стали избивать его черенком от лопаты и ледорубом. От полученных телесных повреждений И. скончался на месте. Ракоедов и Шапошников завладели бутылкой водки, принадлежавшей А., и ушли.
В надзорном представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. поставлен вопрос о смягчении Ракоедову наказания, назначенного на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров.
Проверив производство по делу и обсудив доводы надзорного представления, Президиум считает необходимым удовлетворить его и внести изменения в состоявшиеся в отношении Ракоедова судебные решения.
Постановлением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 июня 2008 года приговор от 28 мая 1996 года приведен в соответствие с действующим законодательством, действия Ракоедова переквалифицированы с п. "а" ч. 2 ст. 146 УК РСФСР на ч. 2 ст. 162 УК РФ (в редакции Федерального закона от 21 июля 2004 года N ФЗ-73), по которой назначено 7 лет 6 месяцев лишения свободы. На основании ч. 1 ст. 40 УК РСФСР по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 162, ст. 33, п. "в" ч. 2 ст. 131 УК РФ, назначено 9 лет 6 месяцев лишения свободы, в соответствии ч. 3 ст. 40 УК РСФСР назначено 11 лет 6 месяцев лишения свободы.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Коми от 1 августа 2008 года постановление Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 июня 2008 года оставлено без изменения.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Коми от 19 ноября 2008 года постановление Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 11 июня 2008 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Коми от 1 августа 2008 года изменены, окончательное наказание, назначенное Ракоедову по приговору от 28 мая 1996 года в соответствии с ч. 3 ст. 40 УК РСФСР, смягчено до 10 лет лишения свободы.
При постановлении приговора от 24 октября 2005 года Ракоедову было отменено условно-досрочное освобождение и на основании ст. 70 УК РФ окончательное наказание ему было назначено путем частичного (в виде 3-х лет) присоединения не отбытого срока лишения свободы по приговору от 28 мая 1996 года.
С учетом последующих изменений наказание Ракоедову по приговору от 28 мая 1996 года снижено с 12 до 10 лет лишения свободы. При таких обстоятельствах не отбытая часть наказания по указанному приговору на момент условно-досрочного освобождения Ракоедова не 3 года 10 месяцев 8 дней, а 1 год 10 месяцев 8 дней, в связи с чем наказание, назначенное на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, подлежит смягчению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 407, п. 6 ч. 1 ст. 408 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
1. Надзорное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. удовлетворить.
2. Приговор Верховного Суда Республики Коми от 24 октября 2005 года и кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2006 года в отношении Ракоедова А.Н. изменить, смягчить наказание, назначенное ему на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, до 20 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальном судебные решения в отношении Ракоедова А.Н. оставить без изменения.
Председательствующий: |
А.Я. Петроченков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 22 июля 2009 г. N 176-П09ПР
Текст постановления официально опубликован не был