Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 февраля 2005 г. N 31-Д05-47
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Свиридова Ю.А.,
судей Червоткина А.С., Бондаренко О.М.
рассмотрела уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Зыкина Н.Г. о пересмотре приговора Янтиковского районного суда Чувашской Республики от 15 марта 2001 года, определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Чувашской Республики от 17 апреля 2001 года, постановления президиума Верховного суда Чувашской Республики от 8 августа 2003 года.
По приговору Янтиковского районного суда Чувашской Республики от 15 марта 2001 года
Зыкин Н.Г., ...,
судимый:
1. 17 января 1991 года с последующими изменениями по ст. 144 ч. 2 УК РСФСР на шесть лет лишения свободы;
2. 5 сентября 1997 года по ст. 158 ч. 2 УК РФ на четыре года лишения свободы;
3. 4 декабря 2000 года с последующими изменениями по ст. 30 ч. 3, ст. 158 ч. 2 п. "б" УК РФ на четыре года шесть месяцев лишения свободы, -
осужден по ст. 111 ч. 4 УК РФ на десять лет лишения свободы; ст. 158 ч. 3 п. "в" УК РФ на шесть лет лишения свободы с конфискацией имущества.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений назначено одиннадцать лет лишения свободы с конфискацией имущества.
В соответствии со ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров назначено одиннадцать лет шесть месяцев лишения свободы в исправительной колонии особого режима с конфискацией имущества.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Чувашской Республики от 17 апреля 2001 года приговор изменен: действия осужденного переквалифицированы со ст. 158 ч. 3 п. "в" УК РФ на ст. 158 ч. 2 п.п. "б, г" УК РФ, по которой назначено четыре года шесть месяцев лишения свободы. По ст. 111 ч. 4 УК РФ назначено с применением ст. 64 УК РФ десять лет лишения свободы. На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ назначено одиннадцать лет лишения свободы, а в соответствии со ст. 69 ч. 5 УК РФ назначено одиннадцать лет шесть месяцев лишения свободы.
Постановлением президиума Верховного суда Чувашской Республики от 8 августа 2003 года приговор районного суда изменен: исключено указание о наличии судимостей по приговорам от 5 сентября 1997 года и 4 декабря 2000 года, наличии в действиях осужденного особо опасного рецидива преступлений и назначении наказания по правилам ст. 68, ст. 70 УК РФ. Действия осужденного переквалифицированы со ст. 158 ч. 3 п. "в" УК РФ (в редакции ФЗ от 13.06.1996 г.) на ст. 158 ч. 2 п. "в" УК РФ (в редакции ФЗ от 31.10.2002 г.), по которой назначено три года лишения свободы. На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ назначено одиннадцать лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Мариинского городского суда Кемеровской области от 26 сентября 2002 года приговор в отношении Зыкина от 4 декабря 2000 года приведен в соответствие с действующим законодательством; он освобожден от наказания.
Постановлением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 5 марта 2004 года Зыкину отказано в приведении приговора в соответствии с действующим уголовным законодательством.
В надзорной жалобе осужденный Зыкин Н.Г. просит переквалифицировать его действия со ст. 111 ч. 4 УК РФ на ст. 109 УК РФ и снижении наказания с учетом исключения из его действий указаний о наличии особо опасного рецидива преступлений и назначении наказания по правилам ст. 68 УК РФ.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Червоткина А.С., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, мотивы надзорной жалобы, вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, мнение прокурора Бураковой Н.И., поддержавшей доводы надзорной жалобы за исключением просьбы об изменении приговора в части осуждения Зыкина Н.Г. по ст. 111 ч. 4 УК РФ, судебная коллегия установила:
Зыкин осужден за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью Н. с особой жестокостью, повлекшее его смерть, а также за кражу чужого имущества, повлекшую причинение значительного ущерба.
Преступления совершены им 24 и 26 октября 2000 года ... при следующих обстоятельствах.
24 октября 2000 года во время распития спиртных напитков с Н. в доме последнего Зыкин Н.Г. в ходе ссоры подверг последнего избиению. Он наносил потерпевшему удары руками по различным частям тела, нанес удар стеклянной бутылкой по голове. Когда потерпевший упал на пол, Зыкин Н.Г. продолжал наносить ему удары ногами, обутыми в сапоги, по голове и другим частям тела. В результате Н. была причинена сочетанная травма головы, грудной клетки и живота, сопровождавшаяся закрытой черепно-мозговой травмой, кровоизлияниями в мягкие ткани свода черепа, ушибом вещества головного мозга, тупой травмой грудной клетки с множественными двухсторонними переломами ребер по различным анатомическим линиям, разрывами правого легкого и повреждениями других внутренних органов. От полученной травмы, относящейся к категории тяжкого вреда здоровью, потерпевший скончался.
26 октября 2000 года Зыкин Н.Г. в поле вблизи деревни ... похитил пасущегося на привязи теленка стоимостью ... рублей, принадлежащего И., причинив ему значительный ущерб.
Виновность Зыкина Н.Г. в совершении кражи подтверждена материалами дела и в надзорной жалобе не оспаривается. Его действия, с учетом внесенных в приговор изменений, квалифицированы правильно.
Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждена также виновность Зыкина Н.Г. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью Н., повлекшего его смерть.
В надзорной жалобе осужденный Зыкин Н.Г. просит переквалифицировать его действия со ст. 111 ч. 4 УК РФ на ст. 109 УК РФ, поскольку суд признал, что смерть потерпевшего наступила по неосторожности. В жалобе содержится также просьба о снижении наказания с учетом исключения из приговора указаний о наличии особо опасного рецидива преступлений и назначении наказания по правилам ст. 68 УК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, судебная коллегия находит ее подлежащей частичному удовлетворению, а состоявшиеся судебные решения - изменению.
Виновность Зыкина Н.Г. в совершении кражи чужого имущества подтверждена материалами дела и в надзорной жалобе не оспаривается. С учетом внесенных в приговор изменений действиям Зыкина Н.Г. в этой части дана правильная правовая оценка.
Его виновность в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью Н., повлекшего по неосторожности его смерть также подтверждена доказательствами, исследованными в судебном заседании: показаниями самого Зыкина Н.Г., данными им в ходе предварительного следствия, согласующимися с показаниями свидетелей В., Л., Р., П., и других, заключением судебно-медицинской экспертизы.
Характер, локализация, тяжесть и другие обстоятельства причинения Н. телесных повреждений свидетельствуют о наличии у Зыкина Н.Г. умысла на причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровью, повлекшего его смерть. Поэтому содержащиеся в надзорной жалобе осужденного доводы о наличии в его действиях неосторожной формы вины являются необоснованными.
Вместе с тем по квалифицирующему признаку причинения тяжкого вреда здоровью потерпевшего с особой жестокостью Зыкин Н.Г. признан виновным без достаточных к тому оснований.
По смыслу закона признак особой жестокости наличествует в случаях, когда в процессе причинения потерпевшему телесных повреждений применялись пытки, истязание или совершалось глумление над жертвой либо когда преступление совершено способом, который заведомо для виновного связан с причинением потерпевшему особых страданий. При этом для наличия признака особой жестокости необходимо установить, что виновный, нанося множество телесных повреждений потерпевшему, сознавал, что причиняет ему особые мучения и страдания.
По данному делу таких обстоятельств не выявлено, и объективных доказательств, свидетельствующих об умысле осужденного на причинение потерпевшему телесных повреждений с особой жестокостью, в процессе предварительного и судебного следствия не добыто. Выводы суда о наличии в действиях Зыкина Н.Г. этого признака в приговоре не мотивированы.
В связи с этим осуждение Зыкина Н.Г. за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью с особой жестокостью подлежит исключению из приговора.
Кроме того, как следует из приговора, наказание Зыкину Н.Г. было назначено по правилам ст. 68 УК РФ (в редакции ФЗ от 13.06.1996 г.) с учетом наличия в его действиях особо опасного рецидива преступлений.
Изменяя приговор суда, судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Чувашской Республики переквалифицировала действия осужденного со ст. 158 ч. 3 п. "в" УК РФ на ст. 158 ч. 2 п.п. "б, г" УК РФ, по которой назначила наказание в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы, указав, что судимость Зыкина по приговору от 17 января 1991 года погашена, в связи с чем он не может считаться лицом, два раза судимым за хищение. Поскольку по приговору суда наказание осужденному по ст. 111 ч. 4 УК РФ было назначено ниже предела, предусмотренного ст. 68 УК РФ, судебная коллегия также изменила приговор суда в этой части, назначив такой же срок наказания Зыкину Н.Г., но с применением правил ст. 64 УК РФ. Назначенный осужденному срок наказания по совокупности преступлений был оставлен без изменения, а наказание в виде 11 лет 6 месяцев лишения свободы, назначенное по совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ), было признано назначенным по совокупности преступлений (ст. 69 ч. 5 УК РФ).
Изменяя приговор районного суда, президиум Верховного суда Чувашской Республики с учетом декриминализации действий Зыкина, за которые он был осужден по приговорам от 5 сентября 1997 года и 4 декабря 2000 года, исключил указания о наличии в его действиях особо опасного рецидива преступлений и назначении наказания по правилам ст. 70 УК РФ, переквалифицировал его действия со ст. 158 ч. 3 п. "в" УК РФ на ст. 158 ч. 2 п. "в" УК РФ (в редакции ФЗ от 31.10.2002 г.), по которой назначил уже три года лишения свободы, вид исправительной колонии изменил с особого на строгий. Наказание по совокупности преступлений оставил без изменения.
При этом президиум Верховного суда Чувашской Республики в описательно-мотивировочной части постановления ошибочно указал, что кассационной инстанцией приговор суда оставлен без изменения, а в резолютивной части постановления не высказал суждения об изменении определения суда кассационной инстанции.
Вместе с тем, по приговору суда наказание осужденному не только по ст. 158 ч. 3 п. "в" УК РФ, но и по ст. 111 ч. 4 УК РФ было назначено с учетом наличия в его действиях особо опасного рецидива преступлений, указание о котором было исключено постановлением президиума Верховного суда Чувашской Республики.
Кроме того, переквалифицировав действия осужденного, связанные с кражей чужого имущества и смягчив ему за эти действия наказание, как кассационная, так и надзорная инстанции оставили без изменения совокупное наказание, назначенное по правилам ст. 69 ч. 3 УК РФ, что нельзя признать обоснованным и справедливым.
В связи с уменьшением объема обвинения и внесением в приговор других изменений, назначенное Зыкину Н.Г. наказание, в том числе и по совокупности преступлений, подлежит снижению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 407 и 408 УПК РФ, судебная коллегия определила:
1. Надзорную жалобу осужденного Зыкина Н.Г. удовлетворить частично.
2. Приговор Янтиковского районного суда Чувашской Республики от 15 марта 2001 года, определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Чувашской Республики от 17 апреля 2001 года и постановление президиума Верховного суда Чувашской Республики от 8 августа 2003 года в отношении Зыкина Н.Г. изменить:
- исключить его осуждение по квалифицирующему признаку умышленного причинения тяжкого вреда здоровью с особой жестокостью;
- снизить назначенное Зыкину Н.Г. наказание по ст. 111 ч. 4 УК РФ до восьми лет лишения свободы;
- на основании ч. 3 ст. 69, ст. 71 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 111 ч. 4, 158 ч. 2 п. "в" УК РФ путем частичного сложения наказаний назначить Зыкину Н.Г. окончательное наказание в виде девяти лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Председательствующий |
Свиридов Ю.А. |
Судьи |
Червоткин А.С. |
|
Бондаренко О.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 февраля 2005 г. N 31-Д05-47
Текст определения официально опубликован не был