Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2007 г. N 11-ДП07-9К
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Ермилова В.М.,
судей Борисова В.П. и Побрызгаевой Е.В.
рассмотрела в судебном заседании надзорное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации С.Г. Кехлерова на приговор Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 14 августа 2003 года, и последующие судебные решения в отношении Самигуллина Р.Ф., по которому
Самигуллин Р.Ф., судимый: 27.01.2003 по ч. 2 ст. 330 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года,
осужден по п. "в" ч. 3 ст. 162 УК РФ к 8 годам лишения свободы, с конфискацией имущества. В соответствии со ст. 70 УК РФ частично присоединено неотбытое наказание по предыдущему приговору и окончательно назначено 8 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, с конфискацией имущества.
Кассационным определением судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда Республики Татарстан от 3 октября 2003 года приговор в отношении Самигуллина оставлен без изменения.
Постановлением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 14 апреля 2004 года приговор приведен в соответствие с действующим законодательством. Действия Самигуллина переквалифицированы на ч. 4 ст. 162 УК РФ в редакции Федерального закона N 162-ФЗ от 08.12.2003, по которой назначено 8 лет лишении свободы. На основании ст. 70 УК РФ частично присоединено неотбытое наказание по предыдущему приговору и окончательно назначено 8 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальном судебные решения оставлены без изменения.
Президиумом Верховного суда Республики Татарстан 26 июля 2006 года постановление от 14 апреля 2004 года изменено: исключены указания о переквалификации действий осужденного с п. "в" ч. 3 ст. 162 в редакции Федерального закона N 63-ФЗ от 13.06.96 на ч. 4 ст. 162 УК РФ в редакции Федерального закона N 162-ФЗ от 08.12.2003, исключено указание о конфискации имущества и наличии рецидива.
В остальном судебные решения оставлены без изменения.
По этому же приговору осуждены Хусаинов А.Г. и Хусаинов Р.Г., в отношении которых надзорное представление не принесено.
В надзорном представлении заместитель Генерального прокурора Российской Федерации С.Г. Кехлеров просит приговор Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 14 августа 2003 года, кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Татарстан от 3 октября 2003 года, постановление Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 14 апреля 2004 года и постановление президиума Верховного суда Республики Татарстан от 26 июля 2006 года в отношении Самигуллина Р.Ф. изменить:
признать явку Самигуллина Р.Ф., с повинной обстоятельством, смягчающим наказание;
- исключить из мотивировочной части приговора указание о том, что суд учел при назначении наказания непризнание Самигуллиным своей вины и нераскаяние в содеянном;
- смягчить наказание, назначенное Самигуллину Р.Ф. по п. "в" ч. 3 ст. 162 УК РФ и по совокупности с приговором от 27 января 2003 года.
Заслушав доклад судьи Борисова В.П., выслушав мнение прокурора Логачева О.М., поддержавшего доводы представления, судебная коллегия установила:
Самигуллин признан виновным в разбойном нападении на М., Г. и С. в соучастии с Хусаиновым А.Г., Хусаиновым Р.Г. и не установленным лицом.
Преступление совершено 4 апреля 2003 года в деревне ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Проверив материалы дела и обсудив доводы надзорного представления, судебная коллегия находит их подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 60 УК РФ при назначении наказания учитывается характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.
Это требование закона в полном объеме выполнено не было.
Разрешая вопрос о мере наказания Самигуллину, суд принял во внимание рецидив преступлений, а также непризнание им вины и не раскаяние в содеянном. Смягчающих обстоятельств установлено не было.
Между тем, из материалов уголовного дела усматривается, что 13.04.2003 Самигуллин написал явку с повинной, в которой изложил обстоятельства разбойного нападения, указав данные о соучастниках (т. 2 л.д. 2).
В обвинительном заключении и в приговоре явка Самигуллина с повинной указана как одно из доказательств вины осужденного в инкриминированном деянии. Но обстоятельством, смягчающим наказание, суд ее не признал.
Таким образом, коллегия считает, что явка Самигуллина с повинной является смягчающим обстоятельством, предусмотренным п. "и" ч. 1 ст. 61 УК РФ, и должна быть учтена при назначении ему наказания.
Кроме того, непризнание Самигуллиным своей вины и, как следствие, не раскаяние в содеянном являются способом его защиты от предъявленного обвинения, в связи, с чем не должны приниматься во внимание при назначении наказания, а ссылка суда на обстоятельства, не предусмотренные ст. 63 УК РФ, не основана на законе.
При постановлении приговора суд учел в качестве отягчающего обстоятельства наличие в действиях Самигуллина рецидива преступлений, который в дальнейшем при приведении приговора в соответствие с действующим законодательством был исключен.
В связи с наличием смягчающего наказание Самигуллина обстоятельства - явки с повинной и исключением отягчающих обстоятельств, ранее признанных судом первой инстанции таковыми, назначенное осужденному наказание подлежит смягчению.
Руководствуясь ст.ст. 407 и 408 УПК РФ, судебная коллегия определила:
1. Надзорное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации С.Г. Кехлерова удовлетворить.
2. Приговор Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 14 августа 2003 года, кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Татарстан от 3 октября 2003 года, постановление президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 26 июля 2006 года в отношении Самигуллина Р.Ф. изменить:
исключить указание суда о том, что он свою вину не признал и не раскаялся в содеянном;
назначить ему по ст. 162 ч. 3 п. "в" УК РФ, с применением ст. 64 УК РФ - 7 лет 6 месяцев лишения свободы. На основании ст. 70 УК РФ окончательно назначить 8 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальном судебные решения оставить без изменения.
Председательствующий |
Ермилов В.М. |
Судьи |
Борисов В.П. |
|
Побрызгаева Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Надзорное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2007 г. N 11-ДП07-9К
Текст определения официально опубликован не был