Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2008 г. N 18-Г08-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Харланова А.В. и Пчелинцевой Л.М.
рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу генерального директора межрегионального общественного фонда социальной защиты работников правоохранительных органов и внутренних войск МВД Спириной Н.П. на решение Краснодарского краевого суда от 27 февраля 2008 года по делу по заявлению Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю о ликвидации межрегионального общественного фонда социальной защиты работников правоохранительных органов и внутренних войск МВД.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю (далее УФРС по Краснодарскому краю) обратилось в суд с заявлением о ликвидации межрегионального общественного фонда социальной защиты работников правоохранительных органов и внутренних войск МВД (далее Фонд).
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что 25 июня 1998 года УФРС по Краснодарскому краю принято решение о государственной регистрации вышеназванного общественного объединения, 18 ноября 1999 года внесены изменения в учредительные документы данного Фонда. В Единый государственный реестр юридических лиц Фонд внесен 27 января 2003 года за N ...
При государственной регистрации Фонда в качестве места расположения руководящего органа указан адрес: ...
В ходе исследований УФРС по Краснодарскому краю материалов, связанных с деятельностью зарегистрированных общественных объединений на территории Краснодарского края, был выявлен ряд нарушений федерального законодательства, допущенных Фондом, в связи с чем в его адрес 4 октября 2005 года, 11 сентября 2006 года, 14 декабря 2006 года, 15 июня 2007 года вынесены письменные предупреждения о недопустимости нарушений действующего законодательства, с установлением месячного срока для их устранения.
Между тем, в установленные сроки нарушения федерального законодательства Фондом устранены не были. Предупреждения в суд обжалованы не были.
В ноябре 2007 года УФРС по Краснодарскому краю в ходе плановой проверки деятельности Фонда уставным целям и законодательству Российской Федерации вновь установлены нарушения Фондом требований законодательства Российской Федерации и положений его Устава.
Так в соответствии с Уставом Фонда основной целью его деятельности является формирование имущества на основе добровольных и иных, не запрещенных законом поступлений, и использование данного имущества на общественно полезные цели. Оказание практической помощи правоохранительным органам в работе по профилактике преступлений и правонарушений, анализа криминогенной обстановки, участие в правовой пропаганде среди населения.
Как установлено в ходе проверки, уставная деятельность Фонда фактически не осуществлялась с 1999 года, Фонд в 1999 году взял кредит в АКБ "Русский земельный банк" в размере ... руб., приобрел 14 объектов недвижимости в Лабинском районе Краснодарского края. В последствие указанные сделки стали фактом, по которому возбуждено уголовное дело по ст. 159 ч. 3 УК РФ.
Также в результате проверки установлено, что деятельность Фонда не отвечает требования Федерального закона "Об общественных объединениях". А именно, Фонд не располагается по адресу, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц. Сведения об изменении места расположения руководящего органа Фонда в установленный законом срок в орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, не представлены.
Кроме того, межрегиональное общественное объединение, в нарушение п. 3, п. 7 ч. 1 ст. 29 ФЗ "Об общественных объединениях", ежегодно не информировало УФРС о продолжении своей деятельности, о проделанных мероприятиях с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, также об объеме получаемых Фондом от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Уставом Фонда высшим руководящим органом является Общее собрание учредителей, которое исходя из положений п. 6.1 Устава должно созываться по необходимости, но не реже одного раза в год. Однако периодичность проведения заседаний собрания не соответствует уставным нормам. За проверяемый период с января 2006 года по ноябрь 2007 года собрание было проведено только 27 марта 2007 года.
В нарушение п. 6.7 Устава контрольно-ревизионным органом не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности Фонда.
В нарушение требований Федерального закона "О некоммерческих организациях" Фондом не создан попечительский совет, не осуществлялась ежегодная публикация отчета об использовании своего имущества.
Межрегиональным общественным объединением не образована структура, которая должна состоять из филиалов и представительств, создаваемых на территории деятельности Фонда, что противоречит положениям ст. 14 ФЗ "Об общественных объединениях"
В нарушение Федеральных Конституционных законов "О государственном гербе Российской Федерации", "О государственном флаге Российской Федерации" и ФЗ "Об общественных объединениях" на круглой печати Фонда имеется Государственный герб РФ, а на выдаваемых служебных удостоверениях также содержится Государственный герб РФ и в качестве фона - изображение флага РФ. Указанные нарушения закона Фондом в установленные сроки не устранены, несмотря на предупреждения.
Кроме того, в нарушение требований ст. 18 ФЗ "Об общественных объединениях" численность Фонда составляет менее трех учредителей.
Таким образом, Фондом допущены нарушения федерального законодательства, что в силу ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" является основанием для принятия судом решения о ликвидации общественного объединения.
В судебном заседании представитель УФРС по Краснодарскому краю Виковская И.Н. заявление поддержала и просила удовлетворить требования по заявленным основаниям.
Генеральный директор межрегионального общественного фонда социальной защиты работников правоохранительных органов и внутренних войск МВД Спирина Н.П. с заявленными требованиями не согласилась и просила в удовлетворении заявления отказать.
Решением Краснодарского краевого суда от 27 февраля 2008 года заявление удовлетворено, межрегиональный общественный фонд социальной защиты работников правоохранительных органов и внутренних войск МВД ликвидирован, в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о его ликвидации.
В кассационной жалобе генеральный директор межрегионального общественного фонда социальной защиты работников правоохранительных органов и внутренних войск МВД Спирина Н.П. просила отменить решение суда, указывая, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что проверки деятельности Фонда не проводились и соответствующие письма в адрес общественного объединения не высылались, а также суд не учел, что уставная деятельность Фонда в течение длительного времени не осуществлялась в связи с ведением уголовного дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрены и ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суду, в том числе и в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" одним из оснований для ликвидации являются нарушения общественным объединением Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Удовлетворяя заявление Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю о ликвидации межрегионального общественного фонда социальной защиты работников правоохранительных органов и внутренних войск МВД, суд обоснованно исходил из того, что деятельность названного фонда не отвечает поставленным целям и задачам, изложенным в Уставе, и осуществлялась с нарушениями норм федерального законодательства.
Обстоятельства, на которые ссылалось УФРС по Краснодарскому краю в обоснование заявленных требований, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела.
В то же время доказательств, опровергающих выводы суда, Фондом не представлено.
Доводы генерального директора Фонда Спириной Н.П., указанные в кассационной жалобе, о том, что проверки деятельности Фонда не проводились и соответствующие письма в адрес общественного объединения не высылались, являются несостоятельными, опровергаются материалами дела (л.д. 7-21).
Ссылки в кассационной жалобе генерального директора Фонда на то, что уставная деятельность объединения в течение длительного времени не осуществлялась в связи с ведением уголовного дела, не могут быть приняты во внимание, поскольку нарушения Фондом действующего законодательства, в причинной связи с уголовным производством не находятся.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно. Всем представленным документам, касающимся деятельности фонда социальной защиты работников правоохранительных органов и внутренних войск МВД, суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
На основании изложенного, решение суда является законным и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360-362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Краснодарского краевого суда от 27 февраля 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу генерального директора межрегионального общественного фонда социальной защиты работников правоохранительных органов внутренних войск МВД Спириной Н.П. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Кнышев В.П. |
Судьи |
Харланов А.В. |
|
Пчелинцева Л.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2008 г. N 18-Г08-9
Текст определения официально опубликован не был