Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2007 г. N 20-О07-32СП
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Магомедова М.М.,
судей - Старкова А.В. и Похил А.И.
рассмотрела в судебном заседании от 23 августа 2007 года кассационное представление государственного обвинителя Биакаева К.Д. и кассационную жалобу осужденного Насрудинова Ш.Х. на приговор Верховного суда Республики Дагестан с участием присяжных заседателей от 16 марта 2007 года, которым
Насрудинов Ш.Х., ранее судимый 27 мая 1999 года по ст.ст. 131 ч. 2 п. "б", 161 ч. 2 п.п. "а, г, д", 69 ч. 3 УК РФ к 8 годам лишения свободы,
осужден по ст. 105 ч. 2 п. "и" УК РФ к 15 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
По ст. 105 ч. 2 п.п. "а, к" УК РФ Насрудинов Ш.Х. оправдан на основании п. 4 ч. 2 ст. 302 УПК РФ.
На основании вердикта коллегии присяжных заседателей Насрудинов признан виновным в умышленном причинении смерти Г. из хулиганских побуждений и оправдан по предъявленному ему обвинению в умышленном причинении смерти Ш. с целью скрыть другое преступление.
Преступление совершено 3 июня 2006 года в ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
Заслушав доклад судьи Старкова А.В., объяснения осужденного Насрудинова Ш.Х. и адвоката Карпухина С.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Филимоновой С.Р., полагавшей кассационное представление государственного обвинителя и кассационную жалобу осужденного оставить без удовлетворения, судебная коллегия установила:
В кассационной жалобе и в дополнениях к ней осужденный Насрудинов просит приговор отменить в связи с допущенными судом нарушениями уголовно-процессуального закона, которые, как он указывает, выразились в том, что в ходе судебного разбирательства с участием присяжных заседателей были раскрыты сведения о его прежней судимости, суд не предоставил ему возможности заявлять отводы кандидатам в присяжные заседатели, отказал в ходатайстве о допросе эксперта, а также в праве участвовать в прениях сторон, воспользоваться репликой и ограничил его в последнем слове. Кроме того, Насрудинов в своей жалобе оспаривает фактические обстоятельства дела, утверждая при этом, что преступление, за которое он осужден, не совершал, считает, что его оклеветали в совершении этого преступления.
Государственный обвинитель Биакаев К.Д. в кассационном представлении ставит вопрос об отмене приговора в части оправдания Насрудинова по ст. 105 ч. 2 п.п. "а, к" УК РФ и направлении уголовного дела на новое рассмотрение. В обоснование доводов представления указывает, что приговор в этой части является необоснованным и противоречащим обстоятельствам дела, поскольку предъявленное Насрудинову обвинение в убийстве потерпевшей Ш. нашло свое подтверждение в показаниях допрошенных в качестве свидетелей родственников Насрудинова, которым он подробно рассказывал о совершенном им убийстве потерпевших Г. и Ш. Считает, что коллегия присяжных заседателей приняла решение об оправдании Насрудинова в части убийства Ш. исходя не из убеждения о не доказанности его вины, а исключительно из жалости, к которой Насрудинов склонил присяжных заседателей своим поведением и выступлениями в судебном заседании, что нашло свое подтверждение при неформальном общении с членами коллегии присяжных заседателей после вынесения вердикта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия находит, что приговор суда в отношении осужденного Насрудинова постановлен в соответствии с вердиктом коллегии присяжных заседателей о его виновности в умышленном убийстве Г. из хулиганских побуждений и невиновности в умышленном убийстве Ш. основанном на всестороннем и полном исследовании материалов дела.
Доводы в жалобе осужденного Насрудинова о том, что при производстве по данному делу допущены нарушения уголовно-процессуального закона, являются несостоятельными, противоречащими материалам дела.
Как следует из протокола судебного заседания, судебное следствие проведено с учетом требований ст. 335 УПК РФ, определяющей его особенности в суде с участием присяжных заседателей.
Все представленные суду доказательства были судом исследованы, заявленные ходатайства разрешены председательствующим в установленном законом порядке и по ним приняты правильные, мотивированные решения. По окончании судебного следствия ни у кого из участников процесса, в том числе у стороны защиты, каких-либо ходатайств о дополнении не было.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы осужденного о том, что суд не предоставил ему возможности заявлять отводы кандидатам в присяжные заседатели.
Как видно из материалов уголовного дела, формирование коллегии присяжных заседателей проведено в соответствии с требованиями ст.ст. 327, 328 УПК РФ. Сторонам, в том числе и подсудимому Насрудинову, было разъяснено право заявления отводов кандидатам в присяжные заседатели, данное право стороной защиты, в лице защитника Насрудинова, реализовано в полном объеме. По завершении формирования коллегии присяжных заседателей заявлений о роспуске коллегии ввиду тенденциозности ее состава от сторон не поступало.
Не соответствуют действительности и доводы осужденного Насрудинова о том, что в ходе судебного разбирательства с участием присяжных заседателей в нарушение требований уголовно-процессуального закона были раскрыты сведения о его прежней судимости.
Как видно из протокола судебного заседания, в присутствии присяжных заседателей сведения о прежней судимости Насрудинова не исследовались и никто из участников процесса не заявлял о наличии у Насрудинова судимости.
Несостоятельными являются и доводы жалобы осужденного о том, что суд отказал ему в праве участвовать в прениях сторон, воспользоваться репликой и ограничил его в последнем слове, поскольку как следует из протокола судебного заседания, Насрудинов не заявлял ходатайства о своем участии в прениях сторон, а суд не отказывал ему в этом и не ограничивал его в последнем слове.
Вопросный лист председательствующим составлен в соответствии с требованиями ст.ст. 338, 339 УПК РФ. Стороны были ознакомлены с вопросами, подлежащими разрешению присяжными заседателями, замечаний по содержанию и формулировке вопросов, предложений о постановке новых вопросов у сторон не было.
Доводы кассационной жалобы осужденного Насрудинова и кассационного представления государственного обвинителя Биакаева, в которых они оспаривает установленные вердиктом присяжных заседателей фактические обстоятельства дела, не могут быть приняты во внимание, так как по этим основаниям приговор суда с участием присяжных заседателей не может быть обжалован и отменен.
Из материалов дела следует, что Насрудинов в установленном законом порядке был ознакомлен с особенностями рассмотрения дела с участием присяжных заседателей.
Что касается доводов кассационного представления государственного обвинителя о том, что присяжные заседатели при неформальном общении после вынесения вердикта объяснили свое решение об оправдании Насрудинова своей жалостью к нему, то данное обстоятельство не является основание к отмене приговора, поскольку в соответствии со ст. 341 ч. 4 УПК РФ присяжные заседатели не могут разглашать суждения, имевшие место в совещательной комнате во время совещания.
Таким образом, нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора суда с участием присяжных заседателей в отношении Насрудинова, не имеется.
Приговор суда как в части осуждения, так и оправдании Насрудинова является правильным, постановленным в соответствии с вердиктом присяжных заседателей.
Действия осужденного Насрудинова в части совершения им умышленного убийства Г. из хулиганских побуждений квалифицированы правильно, на основании вердикта коллегии присяжных заседателей о его виновности в совершении указанного преступления.
Наказание Насрудинову назначено в соответствие в требованиями закона, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о его личности и мнения присяжных заседателей о том, что он заслуживает снисхождения.
Оснований для признания назначенного Насрудинову наказания несправедливым и для его смягчения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Верховного суда Республики Дагестан с участием присяжных заседателей от 16 марта 2007 года в отношении Насрудинова Ш.X. оставить без изменения, а кассационную жалобу осужденного и кассационное представление государственного обвинителя - без удовлетворения.
Председательствующий |
Магомедов М.М. |
Судьи |
Старков А.В. |
|
Похил А.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 23 августа 2007 г. N 20-О07-32СП
Текст определения официально опубликован не был