Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 26 октября 2009 г. N 20-О09-33
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Пелевина Н.П., судей - Грицких И.И. и Похил А.И., при секретаре Алиеве А.И.
рассмотрела в судебном заседании от 26 октября 2009 года кассационную жалобу адвоката Абдуллаева И.М. и осуждённого Магомедова М.А. на приговор Верховного суда Республики Дагестан от 14 августа 2009 года, которым
Магомедов М.А., судимый:
25 июня 2007 года по п. "г" ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 159, п. "в" ч. 2 ст. 166, ч. 1 ст. 158 УК РФ к одному году шести месяцам лишения свободы, 2 августа 2007 года по ч. 1 ст. 161 УК РФ к одному году лишения свободы, а на основании ст. 69 ч. 5 УК РФ к двум годам лишения свободы, из мест лишения свободы освобождённый 15 мая 2008 года условно-досрочно на 10 месяцев 24 дня,
осуждён к лишению свободы:
по ч. 1 ст. 105 УК РФ на двенадцать лет,
по ч. 1 ст. 111 УК РФ на шесть лет,
по ч. 1 ст. 222 УК РФ на два года.
На основании ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений наказание Магомедову М.А. назначено семнадцать лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Постановлено взыскать с Магомедова М.А. в пользу У. в возмещение имущественного ущерба ... рублей и в счёт компенсации морального вреда ... рублей.
Магомедов признан виновным и осуждён за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью А., опасного для его жизни, за умышленное причинение смерти И., совершённые 13 апреля 2009 года в г. ... Республики ... при указанных в приговоре обстоятельствах, а также за незаконные хранение и ношение огнестрельного оружия в период времени с 1999 года по 13 апреля 2009 года.
Заслушав доклад судьи Грицких И.И., мнение прокурора Соломоновой В.А., полагавшую необходимым приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
в кассационной жалобе адвокат Абдуллаев И.М., выступающий в защиту интересов осуждённого Магомедова М.А., и сам осуждённый Магомедов М.А. находят приговор необоснованным.
Указывают в жалобе, что суд не учёл показания осуждённого, не положил их в основу приговора. Приводят их.
В ходе конфликта с потерпевшими слова И. "задели" осуждённого. Он (Магомедов) тоже эмоционально отвечал ему, а потом подбежал к нему, схватил за "грудки", спрашивал, кого И. называл "бычарой", "бычком". Подбежавшие Н. и М. схватили его, прижали к воротам. Он "вырывался", а они наносили ему удары. Увидел бежавшего на него И. Подумал, что они будут посягать на его здоровье и даже жизнь. В состоянии эмоционального волнения имеющимся при нём пистолетом он (Магомедов) произвёл выстрелы - вначале в ноги Н., затем - в М.
По мнению осуждённого и его защитника, показания его (Магомедова) подтверждены пояснениями свидетелей Д., Г., Б., излагают их.
Он (осуждённый) бывал в местах лишения свободы, "бычок-бычара" воспринял как слово оскорбительного характера.
Обстоятельства, связанные с "провоцирующим поведением потерпевших", судом во внимание не приняты. С точки зрения осуждённого и адвоката, потерпевшие оскорбили Магомедова М.А., а затем начали нападение. На действия последнего повлияла провоцирующая ситуация. Он совершил деяние "с аффектированным умыслом", что должно служить смягчающим обстоятельством.
Отмечают, что у Магомедова М.А. при освидетельствовании на тыльной поверхности правой кисти был обнаружен кровоподтёк, полученный воздействием тупого, твёрдого предмета, возможно от удара кулаком, обутой ногой, при ударе о поверхность ограды или при отдаче оружия во время выстрела.
В крови осуждённого этиловый спирт не был обнаружен.
Осуждённый Магомедов М.А. и адвокат Абдуллаев И.М. просят приговор изменить, снизить осуждённому наказание.
В дополнениях к жалобе адвокат, приводя их, ссылается на показания Д., Г., Б., А., даёт им оценку.
Считает, что в показаниях Д. имеются противоречия, а в судебном заседании об их причинах гособвинитель и судья вопросов ей не задавали. Показания Г. в приговоре изложены в искажённой форме. Неверно отражены пояснения Б. Показания А. опровергаются данными судебно-медицинской экспертизы N ... от 21 мая 2009 года.
Суд не учёл обстоятельства, которые могли существенно повлиять на его выводы.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы адвоката Абдуллаева И.М., изложенные в жалобе, судебная коллегия считает, что вина Магомедова М.А. в содеянном им подтверждена собранными по делу, проверенными в судебном заседании и указанными в приговоре доказательствами.
Сам осуждённый Магомедов М.А. в судебном заседании пояснил, что в тот день после 23 часов он вышел из дома купить сигарет и воды. Возле его дома магазины были закрыты. Поймав такси, поехал в магазин, расположенный в городе, работавший в позднее время. Кроме водителя, в салоне такси было два человека в военной форме.
На углу улицы ... увидели открытый магазин. Подъехали к нему, остановились. Военные пошли в магазин. Он им дал денег на покупку сигарет и воды. Они долгое время не возвращались, в связи с чем он сам пошёл туда.
В магазине находились продавец и трое парней. Он попросил продавщицу продать ему йогурт.
Один из тех парней - И. разговаривал с продавщицей на кумыкском языке. Произнося слова, И. смотрел на него, а два парня засмеялись. Подумал, что они смеются над ним (Магомедовым). Спрашивал, почему те смеются, сказал И., чтобы он говорил на нормальном, понятном ему (Магомедову) языке.
Разговор шёл на повышенных тонах, содержание его он (Магомедов) не помнит. Кто-то из парней обращал внимание на то, что потерпевший пьяный.
М. предложил ему выйти на улицу. Все из магазина вышли. Он выяснял, почему смеялись ребята. И. что-то объяснял. Продавщица успокаивала потерпевшего И., отвела последнего к машине.
Его (Магомедова) удерживал друг И. М., развернувшись в его (Магомедова) сторону, произнёс слово "Бычок". Тогда он (Магомедов) подбежал к М., схватил его за грудки, спросил, кого он называет этим словом. Н. и М. прижали его к стене. Произошла кратковременная борьба.
Заметив, что к ним приближается друг Н. и М., он вытащил имевшийся у него пистолет и произвёл из него выстрелы, попал в Н. и М.
Прицеливался он под ноги, как пуля попала в область груди, не знает.
После этого он (Магомедов) сел в такси, на котором приехал, и оттуда уехал.
Пистолет и патроны к нему он нашёл в 1999 году на полигоне воинской части. Пистолет был кустарного производства. Умел им пользоваться. Этот пистолет хранил дома, иногда носил его с собой для самообороны.
Потерпевший А. в судебном заседании показал, что 12 апреля 2009 года он, И., ... Г. гуляли на свадьбе у его родственника А. Когда со свадьбы разошлись гости, примерно в 24 часа он, И. и Г. решили поехать в магазин, купить спиртное и продукты, поехать к Г. и продолжить отмечать событие.
Подъехав к магазину, М. припарковал автомашину у тротуара, втроём они зашли в магазин, стали делать покупки.
После них в магазин пришли три парня, в том числе осуждённый Магомедов, с которым он (А.) ранее не был знаком.
... И. говорил с продавщицей на кумыкском языке, шутил, они смеялись.
Магомедов М.А., обращаясь к ... И., сказал: "Говори на русском языке". На это последний ответил Магомедову, что он говорит на том языке, на котором хочет, ему (Магомедову) нет разницы, поскольку он (И.) разговаривает не с ним.
Магомедову не понравилось, что говорили на кумыкском языке, он был настроен агрессивно, разговаривал на повышенных тонах.
Они говорили Магомедову, чтобы он не приставал к И., обращали его внимание на то, что тот пьяный.
Потом все вышли из магазина на улицу.
Магомедов продолжал ругаться с И. И. просил, чтобы Магомедов шёл своей дорогой. Он (А.), М., продавщица магазина успокаивала М. и осуждённого. Продавщица взяла М. за руку, отвела его к автомашине, на которой они (потерпевшие) приехали. Он (А.) с М. и Магомедовым М.А. в это время отошли к автомашине "такси". Магомедов не успокаивался. Они просили его не обострять обстановку, не давали ему возможности пройти к И. Последний, поскольку Магомедов не унимался, крикнул ему: "Бык что ли?" Осуждённый на это обозвал И.
После этого в области живота у него (А.) появилась резкая боль. Он схватился за живот, согнулся, присел.
Магомедов, обойдя автомашину, возле которой они стояли, побежал в сторону И. При сближении Магомедова с И. он (А.) услышал звук двух выстрелов.
М. схватился за живот, наклонился и упал.
Магомедов добежал до машины, сел в неё и уехал.
Он (А.) был доставлен в больницу, где ему сделали операцию.
Аналогичные показания в судебном заседании дал свидетель Г., указав, кроме того, что Магомедов в магазине ещё говорил о том, чтобы И. разговаривал "на нормальном языке". Продавщица говорила осуждённому, чтобы он не связывался с И., так как последний пьяный.
Ничего унизительного в адрес Магомедова не было сказано.
Он (Г.) говорил Магомедову, что нет разницы, на каком языке говорит И., поскольку он к нему (осуждённому) не обращался, добавлял: "Ты же видишь, он - выпивши".
Предложений Магомедову выйти на улицу и поговорить не было.
После производства Магомедовым выстрелов он (Г.) подбежал к нему, схватил его сзади, удерживал несколько секунд. Однако тот вырвался от него, сел в такси. Он (Г.) пытался открыть дверь автомашины, задержать осуждённого. Последний кричал, чтобы он отпустил машину, иначе угрожал произвести выстрел в него. Потом автомашина с Магомедовым уехала.
Свидетель Б. в суде пояснил, что в тот день он, двое военнослужащих, другие лица, в том числе осуждённый, поехали на "такси" в магазин. Он (Б.) оставался на улице, остальные зашли в магазин. Через некоторое время они вышли оттуда. С ними были неизвестные ему парни и женщина. Между неизвестными ребятами и Магомедовым произошёл конфликт. Женщина примирила их; одного из парней отвела к машине, стоявшей у магазина. Магомедов подходил к "такси". Парень, которого женщина отводила к автомашине, крикнул: "Бычок". Осуждённый побежал на него, схватился с ним. К ним подбежали двое парней. Он (Б.) услышал выстрелы. Магомедов выстрелил в одного, потом в другого парня.
После этого он (Б.) покинул место происшествия.
Свидетель Г. в судебном заседании пояснил, что он работал водителем в частной фирме по извозу пассажиров на принадлежащей ему автомашине "...". В ту ночь, отвезя пассажира за пост ГИБДД у овощной базы, он возвращался в город. Его остановили пятеро парней, попросили отвезти их в магазин и обратно. Двое ребят были одеты в камуфляжную форму.
В городе на ... шоссе у магазина он остановил автомашину. Все его пассажиры вышли из машины, зашли в магазин. Он из машины не выходил.
Через несколько минут из магазина вышли парень, Магомедов, продавец магазина и другие ребята. Как он понял, в магазине у парней произошёл конфликт. Парень и Магомедов ссорились, продавец магазина их успокаивала.
Потом они помирились, один из парней и Магомедов пожали друг другу руки.
Тут парень, с которым Р. отходила к машине, крикнул: "Ты бычок".
Магомедов, услышав это, попытался добежать до того парня, но ему препятствовали двое товарищей потерпевшего.
Он (Г.) услышал хлопки. К его автомашине подбежал Магомедов, сел в неё. Один из ребят пытался открыть дверь машины, говорил осуждённому, чтобы последний выходил. Однако он отказался это сделать. По указанию Магомедова он (Г.) отвёз его с места происшествия в район ... школы.
Свидетель Д. пояснила в суде, что примерно в 24 часа 12 апреля 2009 года в магазин, где она работала продавцом, пришли трое парней. Как она поняла, шли они со свадьбы. Эти ребята стали делать покупки, разговаривали с ней, шутили. В магазин зашли ещё ребята. Собираясь уходить, М. сказал несколько слов на кумыкском языке, которые в переводе означали, что они уходят со скоростью 80 км/час.
Магомедов, обращаясь к И., сказал, чтобы последний говорил на понятном языке.
Бывшие с И. ребята, в частности, М., попросили Магомедова оставить И. в покое, говорили: "Ты же видишь, он пьяный".
У потерпевших с Магомедовым возникла ссора.
Все вышли на улицу. Разговор у парней продолжался. Она повела М. к машине, на которой тот приехал. Садясь в автомашину, И. крикнул: "Бычара что-ли".
Магомедов, обойдя автомашину, на которой приехал, приближался к ней и И. Последний направился к нему. Она пошла в магазин. Услышала хлопок. Потом прозвучали ещё выстрелы.
Согласно заключению судебно-медицинского эксперта у И. были выявлены повреждения: огнестрельное пулевое слепое ранение грудной клетки слева в 4-м межреберье по окологрудинной линии с повреждением левого лёгкого и сердца, внутреннее кровотечение, огнестрельное пулевое слепое ранение мягких тканей левой боковой поверхности живота.
Огнестрельные пулевые ранения причинены выстрелом из малокалиберного оружия свинцовыми зарядами, возможно выстрелами из малокалиберного пистолета.
В момент выстрела пострадавший был обращён лицом к стрелявшему и выстрел в грудную клетку слева с повреждением сердца был произведён с близкой дистанции, а в левой подвздошной области под углом.
Смерть И. наступила от огнестрельного слепого ранения в 4-м межреберье слева с повреждением сердца. По заключению судебно-медицинского эксперта на теле А.| имелось одно огнестрельное пулевое слепое проникающее торакоабдоминальное ранение с повреждением нижней доли левого лёгкого, диафрагмы, желудка, с гемопневмотораксом.
Это ранение причинено было выстрелом из огнестрельного пулевого оружия, возможно, из малокалиберного пистолета с неблизкой дистанции.
По степени тяжести это повреждение относится к категории опасных для жизни и по этому признаку квалифицируется как тяжкий вред здоровью.
Из протокола задержания от 13 апреля 2009 года видно, что у Магомедова М.А. при личном обыске за поясом брюк был обнаружен и изъят барабанный пистолет без номера, в барабане находилось 8 патронов калибра 5,6 мм.
Заключением эксперта установлено, что это изъятое у Магомедова М.А. оружие является огнестрельным оружием - револьвером самодельного изготовления калибра 5,6 мм, для стрельбы был пригоден, в криминалистическом аспекте исправен.
Изъятая при осмотре трупа И. пуля являлась частью патрона патронов калибра 5,6 мм к нарезному малокалиберному спортивно- охотничьему оружию.
Патрон, от которого представлена пуля, вероятно, отстрелян из револьвера, изъятого у Магомедова.
Как следует из заключения эксперта, при осмотре автомашины "..." госномер "..." был обнаружен след, оставленный большим пальцем правой руки Магомедова М.А.
Протоколами предъявления лица для опознания установлено, что Г., Д., Д., Г., А. опознали Магомедова М.А. как лица, совершившего в первом часу ночи на 13 апреля 2009 года действия у магазина в отношении А. и И.
Вина Магомедова М.А. подтверждена и другими материалами дела.
Оценив каждое доказательство по делу с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все их в совокупности с точки зрения достаточности для разрешения дела, суд пришёл к обоснованному выводу о доказанности вины осуждённого в совершении установленных настоящим приговором преступлений.
По указанным в приговоре основаниям действия Магомедова М.А. судом квалифицированы верно.
Выводы суда мотивированы, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на проверенных в судебном заседании доказательствах.
Положенные в основу обвинительного приговора в отношении осуждённого доказательства получены в установленном законом порядке, их допустимость сомнений не вызывает.
Каждое доказательство, приведённое в приговоре в обоснование виновности Магомедова М.А. в содеянном, подтверждается другими фактическими данными по делу, все они в своей совокупности согласуются между собой.
Показания свидетелей Г., Б., изложенные выше, соответствуют их пояснениям, отражённым в протоколе судебного заседания. Противоречий в показаниях Д., влияющих на выводы о виновности Магомедова в совершении преступлений, не имеется. Показания потерпевшего А. не противоречат материалам уголовного дела, в том числе заключению судебно-медицинской экспертизы N ... от 21 мая 2009 года.
Давая заключение о возможной дистанции выстрела в потерпевшего, для более точного ответа на этот вопрос судебно-медицинский эксперт признал необходимым исследовать одежду пострадавшего, что и было сделано.
При исследовании пиджака вокруг повреждения на нём были обнаружены частицы обгоревших пороховых зёрен.
Согласно заключению эксперта на пиджаке и майке, бывших на А. в момент причинения ему ранения, установлено наличие по одному сквозному повреждению передов слева, которые по локализации соответствуют друг другу и ране на теле А., что, по мнению эксперта, свидетельствует об одномоментности их формирования. Эти повреждения на одежде являлись входными огнестрельными, были причинены свинцовым снарядом малого калибра при выстреле с близкой дистанции. В момент причинения повреждений одежды и раны с учётом направления раневого канала можно полагать, что дульный срез в момент выстрела находился спереди слева от области мишени.
Вместе с тем, в данном случае дистанция выстрела в потерпевшего для доказанности вины осуждённого и правовой оценки его действий значения не имеет.
Показания осуждённого Магомедова, свидетелей проверялись, при постановлении приговора им дана правильная оценка.
Оговора Магомедова со стороны свидетелей судебная коллегия не усматривает.
Само по себе наличие на тыльной поверхности правой киста Магомедова М.А. кровоподтёка не опровергает выводы суда о его виновности в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 105, ч. 1 ст. 111, ч. 1 ст. 222 УК РФ.
Доказательства, установленные по делу фактические обстоятельства происшедших событий не свидетельствуют о нахождении Магомедова М.А. в той ситуации в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения или в состоянии необходимой обороны.
Действия Магомедова М.А. носили умышленный характер, поступал он сознательно, последовательно, целенаправленно.
Наказание осуждённому назначено в соответствии с требованиями ст.ст. 6, 60 УК РФ, с учётом всех установленных по делу обстоятельств. При назначении ему наказания суд в приговоре привёл мотивы.
Назначенное наказание чрезмерно суровым, несправедливым не является.
Для смягчения Магомедову М.А. наказания, как о том ставят вопрос осуждённый и защитник в жалобе, судебная коллегия оснований не находит.
Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора, органами следствия и судом не допущено.
Кассационная жалоба осуждённого и адвоката Абдуллаева И.М. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
приговор Верховного суда Республики Дагестан от 14 августа 2009 года в отношении Магомедова М.А. оставить без изменения, а кассационную жалобу осуждённого Магомедова М.А. и адвоката Абдуллаева И.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.П. Пелевин |
Судьи |
И.И. Грицких |
|
А.И. Похил |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 26 октября 2009 г. N 20-О09-33
Текст определения официально опубликован не был