Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2008 г. N 21-Г08-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П., судей Горшкова В.В., Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению прокурора Кабардино-Балкарской Республики о ликвидации зарегистрированного общественного объединения - Кабардино-Балкарской региональной общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики", образованных в её составе органов и структурных подразделений, по кассационным жалобам председателя Центрального совета общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" Сабанчиева И.Ж. и представителя общественного объединения - Кабардино-Балкарской региональной общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" Шухардина В.В. на решение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 января 2008 года, которым заявление прокурора Кабардино-Балкарской Республики удовлетворено, общественное объединение - Кабардино-Балкарской региональной общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" ликвидировано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горшкова В.В., выслушав объяснения представителей общественного объединения - Кабардино-Балкарской региональной общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" Бабаева М.Б., Гуртуева О.Б., Сабанчиева И.Ж., Шухардина В.В. поддержавших доводы кассационной жалобы и просивших решение суда отменить, прокурора Кабардино-Балкарской Республики Шурдумова А.Ю., просившего решение суда оставить без изменения, представителя Управления Федеральной регистрационной службы по Кабардино-Балкарской Республике Ошхунова Т.Х., просившего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Распоряжением Управления Федеральной регистрационной службы по Кабардино-Балкарской Республики от 11 января 2006 года осуществлена государственная регистрация юридического лица общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики". Сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 17 января 2006 года за основным государственным регистрационным номером ... (т. 1, л.д. 49, 52), выдано свидетельство о государственной регистрации общественного объединения. Согласно Уставу данной организации её полным наименованием является - Кабардино-Балкарская региональная общественная организация "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" (т. 1, л.д. 53-61).
Прокурор Кабардино-Балкарской Республики обратился в Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о ликвидации общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" по основаниям осуществления указанной организацией экстремистской деятельности, в обоснование своих требований, указав следующее.
Уставными целями общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" является деятельность по защите прав и свобод и решению социальных и иных проблем балкарского народа. Между тем, общественная организация допускает нарушения федерального законодательства, в частности, связанные с осуществлением деятельности экстремистского характера.
В подготовленной аналитической группой общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" аналитической справке "Положение балкарского народа в Кабардино-Балкарской республике: источники проблем и пути их преодоления" содержатся признаки экстремизма в форме пропаганды исключительности либо неполноценности граждан по признаку их отношения к национальной принадлежности.
В связи с этим 12 июля 2007 года председателю Центрального Совета общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" Сабанчиеву И.Ж. прокурором Кабардино-Балкарской Республики вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности (т. 1, л.д. 65-70).
Тем не менее, общественная организация "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" продолжила осуществление действий, не предусмотренных уставными целями и задачами и содержащих признаки экстремизма.
Председателем исполнительного комитета общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" Гуртуевым О.Б. 2 августа 2007 года от имени организации подготовлены и направлены Генеральному прокурору РФ заявление и приложение к нему в которых приводятся заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство Президента Кабардино-Балкарской Республики, подрывающие его репутацию и соединенные с обвинением в совершении тяжких и особо тяжких преступлений (т. 1, л.д. 210-215).
20 августа 2007 года в отношении Гуртуева О.Б. прокуратурой Кабардино-Балкарской Республики возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 129 Уголовного кодекса РФ (т. 1, л.д. 74-75).
Руководству общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" прокурором Кабардино-Балкарской Республики 2 ноября 2007 года по поводу приведенных нарушений вновь вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности (т. 1, л.д. 71-73).
Аналогичным образом, общественная организация "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" в лице председателя Центрального совета Сабанчиева И.Ж. обратилась в августе 2007 года с заявлением на имя Президента Российской Федерации (т. 1, л.д. 228-229), в котором приведены обстоятельства идентичные тем, которые явились основанием к вынесению 2 ноября 2007 года предупреждения о недопустимости экстремистской деятельности. По данному факту 29 ноября 2007 года Нальчикским МРСО СУ СК при прокуратуре РФ по Кабардино-Балкарской Республике в отношении Сабанчиева И.Ж. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 129 Уголовного кодекса РФ.
Помимо приведенных фактов, лидерами и участниками общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" осуществляются и иные действия, не предусмотренные уставными целями и задачами, грубо нарушающие законодательство.
На расширенном заседании общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" 18 августа 2007 года активистами организации допущены публичные высказывания о проведении съезда балкарского народа для рассмотрения вопроса о самоопределении балкарского народа и образовании республики Балкария, на нем принято решение о плане действий на сентябрь - октябрь 2007 года, согласовании мероприятий в населенных пунктах "без лишней огласки", образовании рабочей группы по подготовке съезда. Соответствующие сообщения размещены в средствах массовой информации.
В целях пресечения подобных действий прокурором руководству общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" внесено представление о недопустимости нарушений закона, принятии незамедлительных мер по их устранению (т. 1, л.д. 76-77).
Закон РФ "О противодействии экстремистской деятельности" в случае выявления в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения, новых фактов, свидетельствующих о наличии признаков экстремизма в деятельности общественной организации, предусматривает возможность её ликвидации в судебном порядке на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.
Таким образом, организация неоднократно в течение установленного частью 4 статьи 7 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" срока предупреждалась о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, что, по мнению прокурора Кабардино-Балкарской Республики, является основанием для её ликвидации по основаниям осуществления экстремистской деятельности.
В судебном заседании прокурор Кабардино-Балкарской Республики заявленные требования поддержал.
Представители Управления Федеральной регистрационной службы по Кабардино-Балкарской Республики Ошхунов Т.Х. и Шогенов А.В. полагали заявленное требование обоснованным, просили заявление прокурора Кабардино-Балкарской Республики удовлетворить.
Представители ответчика - общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" Сабанчиев И.Ж., Шухардин В.В., Гуртуев О.Б., Бабаев М.Б., адвокат Болатчиев К.-А.Х., заявленного требования не признали, просили в удовлетворении заявления отказать.
Решением Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 января 2008 года заявление прокурора Кабардино-Балкарской Республики удовлетворено, общественное объединение - Кабардино-Балкарской региональной общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" ликвидировано.
В кассационных жалобах председатель Центрального совета общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" Сабанчиев И.Ж. и представитель общественного объединения - Кабардино-Балкарской региональной общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" Шухардин В.В. просят отменить решение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 января 2008 года и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (в редакции Федеральных законов от 27.07.2006 г. N 148-ФЗ, от 27.07.2006 г. N 153-ФЗ, от 10.05.2007 г. N 71-ФЗ, от 24.07.2007 г. N 211-ФЗ) к экстремистской деятельности относятся: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса РФ; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально- технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Согласно статьи 9 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
В случае, предусмотренном частью четвертой статьи 7 настоящего Федерального закона, либо в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" в случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном настоящим Федеральным законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.
Исходя из положений вышеуказанных норм Закона экстремистская деятельность предполагает совершение активных действий, целью которых является возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, подрыв безопасности Российской Федерации, а также достижение других целей, указанных в статье 1 Закона.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции указал, что после объявленного прокурором Кабардино-Балкарской Республики 12 июля 2007 года в адрес общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" предупреждения эта общественная организация в срок, не превышающий двенадцать месяцев, неоднократно совершила действия, содержащие признаки экстремизма, что в соответствии с частью 4 статьи 7 находящейся в системной связи с частью 2 статьи 9 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" является основанием для ее ликвидации.
Судом установлено, что прокуратура Кабардино-Балкарской Республики проверив аналитическую справку "Положение балкарского народа в Кабардино-Балкарской республики: источники проблем и пути их преодоления", подготовленную аналитической группой общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики", пришла к выводу о наличии в ее содержании признаков экстремизма, в форме пропаганды исключительности либо неполноценности граждан по признаку их отношения к национальной принадлежности.
Председателю Центрального совета общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" Сабанчеву И.Ж. 12 июля 2007 года прокурором Кабардино-Балкарской Республики вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности.
Предупреждение обжаловано общественной организацией "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" в суд. Решением Нальчинского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 сентября 2007 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 31 октября 2007 года в удовлетворении заявления о признании незаконным и необоснованным акта прокурорского реагирования в виде Предупреждения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности от 12 июля 2007 года N 27/6-07 отказано.
Решением Нальчинского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 сентября 2007 года установлены такие факты, как авторство данной справки, публичный характер ее распространения, а также указано на наличие в аналитической справке признаков экстремизма в форме пропаганды исключительности либо неполноценности граждан по признаку их отношения к национальной принадлежности.
Суд первой инстанции, с учетом вышеизложенного, руководствуясь частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ, пришел к выводу о том, что данные обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда при рассмотрении данного дела, поскольку в нем участвуют те же лица. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию, а следовательно в действиях организации имеются проявления экстремистской деятельности.
Удовлетворяя требования о ликвидации общественной организации, суд указал, что установленные по делу и исследованные судом обстоятельства подтверждают факт продолжения общественной организацией "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" (после вынесения прокурором Кабардино-Балкарской Республики предупреждения), экстремистской деятельности, выразившейся в публичном заведомо ложном обвинении лица, занимающего высшую должность исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Президента Кабардино-Балкарской Республики, то есть в совершении деяний, предусмотренных статьей 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и являющихся преступлением.
Данный вывод суда сделан без учета действующего законодательства и обстоятельств, установленных судом при рассмотрении дела.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что 30 июля 2007 года на заседании общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" обсуждено выступление Президента Кабардино-Балкарской Республики Канокова А.Б. перед членами Правительства и главами администрации городов - районов. На заседании принято решение об обращении общественной организации к Генеральному прокурору РФ с заявлением о действиях Президента Кабардино-Балкарской Республики. Исполнение данного решения поручено председателю исполкома общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" Гуртуеву О.Б.
В соответствии с принятым решением общественная организация 2 августа 2007 года обратилась на имя Генерального прокурора РФ с заявлением "О действиях Президента Кабардино-Балкарской Республики (субъекта РФ), подпадающих под признаки уголовных преступлений по статье 205 части 1 (терроризм), статье 208 части 1 (организация незаконного вооруженного формирования), статье 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), статье 285 части 2 (злоупотребление должностными полномочиями лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ), статье 286 части 2 (превышение должностных полномочий лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ), статье 136 части 2 (нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина лицом, с использованием своего служебного положения)".
Суд пришел к выводу, что действия, в совершении которых обвинялся Президент Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с абзацами 3, 6, 8 статьи 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" являются видами экстремистской деятельности. Вместе с тем, в соответствии с абзацем 12 этой же статьи публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, определяемых в указанной статье как экстремистские, в свою очередь, образуют состав отдельного вида экстремистской деятельности.
Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора о ликвидации организации, суд исходил из того, что, заведомо зная об отсутствии соответствующего приговора суда в отношении Канокова А.Б., Гуртуев О.Б. являясь председателем исполкома общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" и действуя от имени последней, направил заявление на имя Генерального прокурора РФ, тем самым публично заведомо ложно обвинил лицо, замещающее государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении деяний, являющихся преступлением, предусмотренными, в частности, статьями 205 и 208 Уголовного кодекса РФ.
Суд также указал, что поскольку заявление о совершении Президентом Кабардино-Балкарской Республики преступных деяний было адресовано для проверки Генеральному прокурору РФ, то есть публичному органу, и заявитель не мог не знать, что соответствующая проверка доводов заявления, адресованного Генеральному прокурору РФ, предполагала необходимость ознакомления неопределенного круга лиц с его содержанием, в действиях общественной организации "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" присутствует признак публичности.
С выводом суда о публичном обвинении президента Кабардино-Балкарской Республики в совершении преступлений при направлении заявления общественной организацией "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики" Генеральному прокурору РФ нельзя согласиться, поскольку он сделан без учета требований действующего законодательства и обстоятельств дела.
Из материалов дела видно, что заявление от 2 августа 2007 года Генеральному прокурору Российской Федерации направлено заказным письмом.
Доводы прокурора Кабардино-Балкарской Республики о том, что сведения, содержащиеся в заявлении и приложении к нему, распространялись ответчиком иным способом и были известны широкому кругу лиц суд не проверял и не исследовал, в решении суда отсутствует их оценка.
Статьей 5 пункта 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусмотрено, что никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Никто не вправе без разрешения следователя разглашать материалы предварительного следствия, проводимого следственными органами прокуратуры, до его завершения.
Ознакомление и проверка прокурором, другими работниками прокуратуры при исполнении своих служебных обязанностей содержания заявлений граждан о нарушении прав и свобод человека и гражданина, о преступлении, поступающих в прокуратуру, не является публичным распространением данных сведений.
Законом "О противодействии экстремистской деятельности" не установлено, что к экстремистской деятельности относятся какие - либо обращения граждан и организаций в государственные органы (публичные органы государства).
Согласно статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" экстремистская деятельность (экстремизм) - это в том числе публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением.
Из смысла приведенной нормы закона следует, что обвинение должно быть публичным, то есть открытым, носить гласный характер, быть доступным обществу. Направление заявления, содержащего утверждение о совершении лицом преступления в адрес публичного государственного органа, не является само по себе публичным обвинением в совершении преступления.
При рассмотрении дела суду необходимо было с достоверностью установить, что имело место именно публичное обвинение Президента Кабардино-Балкарской Республики в совершении деяний, указанных в статье 1 Федерального закона и являющихся преступлением, что судом сделано не было.
Суд также не учел, что согласно статье 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статьей 6 названного закона запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Из приведенной нормы следует, что обращение в государственный орган нельзя считать публичным, поскольку сведения содержащаяся в нем не подлежит разглашению.
Обращение граждан, организаций с заявлением в органы прокуратуры, в котором они приводит те или иные сведения о совершенных или совершаемых преступлениях, но эти сведения в ходе их проверки не нашли подтверждения, само по себе не может служить основанием для привлечения этого лица к ответственности, предусмотренной Федеральным Законом "О противодействии экстремистской деятельности" и свидетельствовать о публичном заведомо ложном обвинении должностного лица в совершении преступления.
При рассмотрении дела судом не исследовался вопрос, о том носило ли заявление гласный, открытый характер, было ли доступно неопределенному кругу лиц.
Суд также не дал оценку доводам ответчика о том, что данное заявление продиктовано намерением исполнить свой гражданский долг и защитить права и охраняемые законом интересы.
Нельзя согласиться с выводом суда о том, что положения статьи 33 Конституции Российской Федерации, статья 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не подлежат применению, поскольку в данном случае с заявлением обратилась общественная организация "Совет старейшин балкарского народа Кабардино-Балкарской Республики", а не лично гражданин Гуртуев О.Б.
Граждане вправе обращаться в государственные органы как лично, так и коллективно, в том числе через общественные организации.
Удовлетворяя исковые требования, суд также указал, что в августе 2007 года организация в лице председателя Центрального совета Сабанчиева И.Ж. обратилась с заявлением на имя Президента Российской Федерации, содержащим аналогичные обвинения в адрес Президента Кабардино-Балкарской Республики.
Между тем, сам факт обращения к Президенту Российской Федерации с учетом вышеизложенного также нельзя считать публичным заведомо ложным обвинением должностного лица.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что обращение к Президенту Российской Федерации и заявление к Генеральному Прокурору Российской Федерации являются разными документами и их содержание не совпадает.
В обращении к Президенту Российской Федерации отсутствует указание на совершение Президентом Кабардино-Балкарской Республики конкретных преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.
Согласно части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Суд данные требования закона при вынесении решения не выполнил. В решении суд не указал обстоятельства, на основании которых он пришел к выводу, что заявление на имя Президента Российской Федерации содержит публичное заведомо ложное обвинение Президента Кабардино-Балкарской Республики в совершении им деяний, указанных в статье 1 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и являющихся преступлением. Суд не указал, какие конкретно фразы содержат данное обвинение. Экспертиза данного заявления по указанным вопросам не проводилась.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и оно подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360-362, 366 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 января 2008 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Кнышев В.П. |
Судьи |
Горшков В.В. |
|
Харланов А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2008 г. N 21-Г08-2
Текст определения официально опубликован не был