Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2008 г. N 26-В08-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Горохова Б.А.,
судей Колычевой Г.А. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Арчакова А.И., Маусарова М., Чербижева У.К. к прокуратуре Республики Ингушетия о взыскании дополнительных денежных выплат и зачете периодов службы на льготных условиях по надзорной жалобе заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 28 июля 2006 года, которым удовлетворен иск Арчакова А.И., Маусарова М.Д., Чербижева У.К., определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 5 октября 2006 года, оставившее решение суда без изменения, и постановление президиума Верховного Суда Республики Ингушетия от 11 января 2008 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Агафонова И.Е., поддержавшего доводы надзорной жалобы, представителя Чербижева У.К. - адвоката Ахильгова У.М. и объяснения истца Арчакова А.И., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
истцы Арчаков А.И., Чербижев У К. и Ахильгов У.М. обратились в суд с иском к прокуратуре Республики Ингушетия о взыскании дополнительных денежных выплат и о зачете периодов службы на льготных условиях, ссылаясь на то, что им, как работникам прокуратуры Республики Ингушетия, полагались дополнительные гарантии и компенсации за время выполнения задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного Осетино-Ингушского конфликта.
В обоснование заявленных требований истцы указали на то, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, на период выполнения этих задач устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в двойном размере. Для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж 1 месяц военной службы за 3 месяца. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года N 343 выполнение на территории республик Северная Осетия и Ингушетия задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта, защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 31 марта 1994 г."
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 649 действие пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 1994 года N 280 было распространено на прокурорских работников.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления N 649 следует читать как "от 29 октября 2005 года"
По указанным основаниям истцы просили суд обязать прокуратуру Республики Ингушетия зачесть им в выслугу лет на льготных условиях 1 месяц службы за 3 месяца в условиях чрезвычайного положения при вооруженном конфликте за период со 2 ноября 1992 года по 26 декабря 2001 года и взыскать с ответчика задолженность по денежному содержанию за указанный период в пользу Арчакова А.И. в размере ... руб., Маусарова М.Д. в размере ... руб., Чербижева У.К. в размере ... руб.
Решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 28 июля 2006 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 5 октября 2006 года, иск удовлетворен. На прокуратуру Республики Ингушетия возложена обязанность зачесть в выслугу лет для назначения пенсии истцам из расчета 1 месяц службы за 3 месяца периоды службы в условиях чрезвычайного положения при вооруженном конфликте Арчакову А.И. с 31 марта 1993 года по 6 марта 1994 года, с 1 августа 1994 года по 23 ноября 1995 года, с 19 марта 1999 года по 26 декабря 2001 года; Маусарову М.Д. с 7 декабря 1999 года по 26 декабря 2001 года, Чербижеву У.К. с 27 декабря 1993 года по 26 декабря 2001 года и с ответчика взыскана задолженность по дополнительным компенсациям в пользу Арчакова А.И. в размере ... руб.; Маусарова М.Д. в размере ... руб., Чербижева У.К. в размере ... руб.
Постановлением президиума Верховного Суда Республики Ингушетия от 11 января 2008 года решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 28 июля 2006 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 5 октября 2006 года оставлены без изменения.
В надзорной жалобе заместителя Генерального прокурора Российской Федерации поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, как вынесенных с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, и о направлении дела на новое судебное разбирательство.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит надзорную жалобу заместителя Генерального прокурора Российской Федерации подлежащей удовлетворению, а состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судами были допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, выразившиеся в следующем.
Удовлетворяя предъявленный к прокуратуре Республики Ингушетия иск, суд исходил из того, что время действия на территории Республики Ингушетия режима чрезвычайного положения и отнесения данной территории к зоне вооруженного конфликта охватывает период с 1 октября 1992 года по 26 декабря 2001 года. Таким образом, по мнению суда, сам факт прохождения истцов в это время службы в органах прокуратуры Республики Ингушетия на данной территории порождает у них право на все гарантии и компенсации, которые предоставляются сотрудникам, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте.
Эти выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм законодательства, которыми регулируется порядок предоставления названных гарантий и компенсаций.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2005 года N 649 были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры РФ и их семьям", согласно части 1 которого, в выслугу лет (трудовой стаж) для начисления пенсии прокурорским работникам, уволенным со службы в соответствии с пунктом "а" ст. 13 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" засчитывается на льготных условиях период службы (в том числе время нахождения в командировке) в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах из расчета 1 месяц службы (работы) за 3 месяца, в том числе в органах прокуратуры РФ, действовавших на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики, но не ранее чем со 2 ноября 1992 года и не позднее дня отмены чрезвычайного положения на территории этих республик.
Таким образом, законодателем четко определен период, который должен засчитываться на льготных условиях при исчислении выслуги лет прокурорским работникам.
В соответствии с Законом РСФСР "О чрезвычайном положении" и Законом Российской Федерации "О безопасности" Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1992 года N 1327 "О введении чрезвычайного положения на территории Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики" на территории Республики Ингушетия со 2 ноября 1992 года было введено чрезвычайное положение.
Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 1993 года N 407 режим чрезвычайного положения с 31 марта 1993 года был отменен, и чрезвычайное положение распространено лишь на отдельные территории Пригородного района и прилегающие к нему местности Республики Северная Осетия-Алания, а также Назрановского района Республики Ингушетия. Этот режим чрезвычайного положения продлевался на основании соответствующих Указов Президента Российской Федерации и с 15 февраля 1995 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 года N 139 был отменен.
В нарушение этих нормативных правовых актов суд засчитал истцам на льготных условиях периоды службы из расчета 1 месяц службы за 3 месяца и после отмены чрезвычайного положения, что является незаконным.
Кроме того, удовлетворяя иск в части взыскания дополнительных денежных выплат за период с 1992 года по 2001 год, суд неправильно истолковал и применил нормы постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года N 280.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2005 года N 649 были внесены изменения в постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 942, частью 2 которого постановлено распространить на прокурорских работников действие пункта 2 постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций".
Пунктом 2 названного Постановления предусмотрено предоставление военнослужащим и сотрудникам дополнительных гарантий и компенсаций только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после их первого официального опубликования.
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2005 года N 649 вступило в силу 11 ноября 2005 года. В связи с этим установление дополнительных денежных компенсаций прокурорским работникам в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года N 280 может осуществляться не ранее, чем с 11 ноября 2005 года.
Таким образом, суд в нарушение действующего порядка придал обратную силу нормативно-правовому акту по предоставлению работникам прокуратуры денежных компенсаций, установленных п. 2 Постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года N 280, и незаконно взыскал с Генеральной прокуратуры Российской Федерации в двойном размере в пользу истцов за весь спорный период (с 02.11.1992 года по 26.12.2001 год) денежное содержание прокурорского работника, состоящего из должностного оклада, доплаты за классный чин, выслугу лет, особые условия службы, доплат за сложность, напряженность и высокие достижения в труде.
Кроме того, в соответствии с указанным пунктом 2 постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года N 280 военнослужащим и сотрудникам предоставляются дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством РФ).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Однако, судом в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 1994 года N 280 судом не были установлены периоды фактического выполнения истцами задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, а также не истребованы приказы, в которых должны быть указаны периоды фактического выполнения истцами задач на данных территориях.
Помимо этого, суд незаконно произвел расчет задолженности по дополнительным денежным выплатам, исходя из полного денежного содержания истцов (должностной оклад, доплата за классные чин, выслугу лет, особые условия службы, доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в труде), ссылаясь на ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии с Законом РФ от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а также военнослужащим - офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы, проходящим военную службу и не заключившим контракта о прохождении военной службы постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, на период выполнения этих задач устанавливаются оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям в двойном размере.
Тем самым, законодателем установлено увеличение исключительно окладов по должности и по воинским званиям, а не целого денежного содержания при выполнении задач в условиях чрезвычайно положения и при вооруженных конфликтах.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, состоявшиеся судебные постановления нельзя признать законными.
Для устранения допущенных судом нарушений при новом рассмотрении дела требуется проверка фактических обстоятельств прохождения истцами службы на территории, на которой действовал режим чрезвычайного положения, а также их фактическое участие в действиях, за которые предусмотрено льготное материальное обеспечение. В связи с этим дело возвращается на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 28 июля 2006 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 5 октября 2006 года и постановление президиума Верховного Суда Республики Ингушетия от 11 января 2008 года отменить, дело направить на новое судебное рассмотрение в Назрановский районный суд Республики Ингушетия.
Председательствующий |
Горохов Б.А. |
Судьи |
Колычева Г.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2008 г. N 26-В08-5
Текст определения официально опубликован не был