Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2005 г. N 60-Г05-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Г.В. Манохиной, судей В.А. Емышевой, А.В. Харланова
рассмотрела в судебном заседании 12 октября 2005 г. гражданское дело по кассационной жалобе представителя ОАО "Камчатскэнерго" Е.И. Проэктор на решение Камчатского областного суда от 12 июля 2005 г., которым отказано в удовлетворении заявления ОАО "Камчатскэнерго" о признании недействующими пункта 4 в части слов: "при этом акционерные общества энергетики предоставляют в комитет по экономике администрации Камчатской области отчет об использовании бюджетных средств за 2004 г.", а также абзаца 1 пункта 6 "Положения о порядке предоставления и учета средств на компенсацию тарифов на электроэнергию при предоставлении сниженных тарифов для Камчатской области, и их расходовании в 2005 г.", утвержденного постановлением губернатора Камчатской области N 32 от 31 января 2005 г. (с последующими изменениями).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В. Манохиной, объяснения представителей ОАО "Камчатскэнерго" М.Н. Соловьевой и ОАО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания" О.А. Васильевой, поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
ОАО "Камчатскэнерго" обратилось в суд с заявлением о признании недействующими пункта 4 в части слов: "при этом акционерные общества энергетики предоставляют в комитет по экономике администрации Камчатской области отчет об использовании бюджетных средств за 2004 г.", а также абзаца 1 пункта 6 "Положения о порядке предоставления и учета средств на компенсацию тарифов на электроэнергию при предоставлении сниженных тарифов для предприятий Камчатской области, и их расходовании в 2005 г.", утвержденного постановлением N 32 от 31 января 2005г. администрации Камчатской области (с последующими изменениями).
Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что перечисление средств акционерным обществам энергетики на компенсацию тарифов на электроэнергию осуществляется в соответствии с бюджетной росписью областного бюджета. При этом акционерные общества энергетики предоставляют в комитет по экономике администрации Камчатской области отчет об использовании бюджетных средств за 2004 г.
Согласно пункту 6 данного Положения средства, выделенные из федерального бюджета областному бюджету на компенсацию тарифов на электроэнергию, переданные в 2002-2004 годах акционерным обществам энергетики на приобретение топлива и предоставление сниженных тарифов на электроэнергию предприятиям Камчатской области, и не направленные акционерными обществами энергетики на предоставление сниженных тарифов на электроэнергию предприятиям Камчатской области, рассчитанные как разница между суммами средств, перечисленными акционерным обществам энергетики на закупку топлива, и суммами средств, использованными на предоставление сниженных тарифов на электроэнергию предприятиям согласно отчета энергоснабжающих организаций, учитываются администрацией Камчатской области при установлении сниженных тарифов на 2005 г.
Средства, выделенные из областного бюджета на компенсацию тарифов на электроэнергию, акционерным обществам энергетики на приобретение топлива и предоставление сниженных тарифов на электроэнергию предприятиям Камчатской области, и не направленные акционерными обществами энергетики на предоставление сниженных тарифов на электроэнергию предприятиям Камчатской области в текущем году, рассчитанные как разница между суммами средств, перечисленными акционерным обществам энергетики на закупку топлива, и суммами средств, использованными на предоставление сниженных тарифов на электроэнергию предприятиям согласно отчета энергоснабжающих организаций, подлежат возврату в областной бюджет до 26 декабря 2005 г. Расчеты за декабрь 2005 г. осуществляются на уровне ноября месяца 2005 г. После получения отчетных данных за 2005 г. комитет по экономике администрации Камчатской области вносит свои предложения по внесению соответствующих изменений в Закон Камчатской области "Об областном бюджете на 2006 г.".
В обоснование заявления ОАО "Камчатскэнерго" указало, что оспариваемое Положение нарушает его права и законные интересы. Администрация Камчатской области не вправе требовать отчета об использовании бюджетных средств, направленных на компенсацию тарифов на электроэнергию, возврата этих бюджетных средств. Оспариваемые пункты указанного Положения, по мнению заявителя, противоречат статье 42 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 г.", статьям 74 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону N 41-ФЗ от 14 апреля 1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", статье 33 Закона Камчатской области N 138 от 23 декабря 2003 г. "Об областном бюджете на 2004 г.", Закону Камчатской области "Об областном бюджете на 2005 г.", постановлению Правительства Российской Федерации N 109 от 26 февраля 2004 г. "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии", постановлению Правительства Российской Федерации N 442 от 7 июня 2000 г. "Об утверждении Правил предоставления и расходования средств федерального бюджета, выделяемых в 2000 г. из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области" (с последующими изменениями).
Судом вынесено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе представителя ОАО "Камчатскэнерго" Е.И. Проэктор. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Рассматривая данное дело, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал подробный анализ законодательства, регулирующего поставленные в заявлении ОАО "Камчатскэнерго" вопросы, вынес законное и обоснованное решение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. Пунктом 5 этой статьи к безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде: финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций; субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней; иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов; безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.
Согласно статье 74 указанного Кодекса в законе (решении) о бюджете могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования конкретных расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным статьей 231 настоящего Кодекса.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается: из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами; из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации; из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления. Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.
В статье 158 этого же Кодекса указано, что главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг. Главный распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за использованием бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля. Главный распорядитель бюджетных средств готовит и представляет органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.
Кроме того, указанной статьей определено, что главный распорядитель средств федерального бюджета - орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации, а главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 109 от 26 февраля 2004 г. (с последующими изменениями) утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
Территориям Дальнего Востока и Архангельской области в 2004 г. из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на компенсацию тарифов на электроэнергию было выделено субвенций на общую сумму в 2 600 000 тысяч рублей (статья 42 Федерального закона N 186-ФЗ от 23 декабря 2003 г. "О федеральном бюджете на 2004 г." с последующими изменениями), из них Камчатской области - 660 000 тысяч рублей (приложение 13 к указанному Федеральному закону).
При этом Правилами предоставления и расходования средств федерального бюджета, выделяемых из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 442 от 7 июня 2000 г. (с последующими изменениями), предусмотрено, что соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, нарастающим итогом представляют в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и в территориальные органы федерального казначейства отчет о целевом использовании выделяемых средств, а за истекший год - не позднее 10 января года, следующего за отчетным годом. Непредставление в установленные сроки указанных отчетов и допущение нецелевого использования средств является основанием приостановления перечисления средств из федерального бюджета. Ответственность за использование средств Фонда по целевому назначению возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 6 Федерального закона N 41-ФЗ от 14 апреля 1995 г. (с последующими изменениями) "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в том числе полномочие на осуществление контроля за применением регулируемых ими цен (тарифов) и проведение проверок хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов).
Судом установлено и заявителем не оспаривается, что в 2005 г. не предусмотрено выделение Камчатской области из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области субвенций на компенсацию тарифов на электроэнергию, в связи с чем предоставление таких субвенций было установлено статьей 20 Закона Камчатской области N 232 от 15 декабря 2004 г. (с последующими изменениями) "Об областном бюджете на 2005 г.".
При таких обстоятельствах, с учетом положений указанных выше нормативных правовых актов, суд пришел к обоснованному выводу о том, что администрация Камчатской области, являющаяся в настоящее время распорядителем бюджетных средств, имеет право требовать у получателя субвенций на компенсацию тарифов на электроэнергию - ОАО "Камчатскэнерго" - отчета об использовании бюджетных средств за предыдущие 2002-2004 г.г.
Следовательно у суда не имелось оснований для удовлетворения заявления ОАО "Камчатскэнерго" и признания недействующими пунктов 4 в части и 6 "Положения о порядке предоставления и учета средств на компенсацию тарифов на электроэнергию при предоставлении сниженных тарифов для Камчатской области, и их расходовании в 2005 г.", утвержденного постановлением губернатора Камчатской области N 32 от 31 января 2005 г.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что суд при разрешении дела должен был исходить из правовых позиций, содержащихся в постановлении Высшего Арбитражного Суда от 8 февраля 2005 г., не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку это постановление, как правильно указал суд, не имеет преюдициального значения.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что суд не приостановил производство по данному делу до разрешения заявления ОАО "Камчатскэнерго" о признании недействующим с момента принятия абзаца 3 статьи 20 Закона Камчатской области "Об областном бюджете на 2005 г.", в целях реализации которого было принято оспариваемое Положение и решением суда от 19 июля 2005 г. это требование удовлетворено, не свидетельствуют о незаконности состоявшегося решения суда, поскольку в данном деле положения нормативного акта проверялись судом на соответствие федеральному законодательству.
Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.
Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Камчатского областного суда от 12 июля 2005 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ОАО "Камчатскэнерго" Е.И. Проэктор - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Судьи |
В.А. Емышева |
|
А.В. Харланов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 октября 2005 г. N 60-Г05-6
Текст определения официально опубликован не был