Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 мая 2005 г. N 1-Г05-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего М.Н. Лаврентьевой,
судей В.Н. Пирожкова и Г.В. Манохиной
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Корепина В.И. о признании недействующим и не подлежащим применению положений подпункта 4 пункта 2 статьи 3 Закона Архангельской области N 262-33-ОЗ от 10 ноября 2004 года "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан" по кассационной жалобе В.И. Корепина на решение Архангельского областного суда от 28 февраля 2005 года, которым в удовлетворении требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В. Манохиной, объяснения представителя главы администрации Архангельской области Н.В. Гагариной, возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
В.И.Корепин обратился в Архангельский областной суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению пп. 4 п. 2 ст. 3 Закона Архангельской области N 262-33-ОЗ от 10 ноября 2004 года "О мерах по социальной поддержке ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан", которым предусмотрена ежемесячная денежная выплата в размере 300 рублей лицам, указанным в пунктах 3 и 4 статьи 1 настоящего закона (лицам, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, признанных пострадавшими от политических репрессий).
В подтверждение требования указал, что является лицом, признанным пострадавшим от политических репрессий, и имел право на бесплатный проезд всеми видами городского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания, а также железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года N 1761-1 и п. 6 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. Установленная оспариваемой правовой нормой областного закона ежемесячная денежная выплата в сумме 300 рублей, по мнению заявителя, нарушает его права на свободное передвижение на городском транспорте. Ранее он имел возможность без ущемления своего бюджета свободно пользоваться городским транспортом, навещать родственников и знакомых в г. Северодвинске, пользоваться городским транспортом на территории г. Москвы и Санкт-Петербурга. В настоящее время, учитывая увеличение стоимости лекарств и телефона он ограничен в количестве поездок. Оспариваемое положение областного закона, по мнению заявителя, противоречит федеральному законодательству, так как при замене льготы в натуральной форме на денежную компенсацию не было обеспечено сохранение и тем более повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты, как это предусмотрено Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. При выполнении названного Федерального закона не было учтено, что при изменении порядка реализации льгот и выплат нельзя было допустить ухудшение условий предоставления (в частности) транспортных услуг для льготных категорий граждан должны
Судом вынесено вышеприведенное решение, об отмене которого, считая его незаконным, просит в кассационной жалобе В.И. Корепин. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права, не истребовал и не исследовал доказательства, имеющие значение для дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Рассматривая данное дело, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение, дал подробный анализ законодательства, регулирующего поставленные в заявлении В.И. Корепина вопросы, вынес законное и обоснованное решение.
Судом установлено, что подпункт 4 пункта 2 статьи 3 названного закона области, предусматривающий ежемесячную денежную выплату в размере 300 рублей лицам, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных и лицам, пострадавшим от политических репрессий, не противоречит действующему федеральному законодательству и не нарушает интересы заявителя.
В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года N 1761-1 Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан, путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В силу положений ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Отказывая в удовлетворении заявления В.И. Корепина, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемая правовая норма закона области не противоречит этим положениям федерального законодательства.
Суд, проанализировав и сопоставив, положения действующего до 1 января 2005 года Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" и Закона Архангельской области от 10 ноября 2004 года N 262-33-ОЗ "О мерах по социальной поддержки ветеранов, граждан пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан", сделал обоснованный вывод о том, что имеющиеся ранее у лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, до 1 января 2005 года льготы в натуральной форме, свидетельствующие об уровне социальной защиты этой категории граждан и требующие соответствующих материальных затрат, нашли отражение в законе области в виде конкретных мер социальной поддержки.
В соответствии с п. 2 ст. 3 областного закона лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, а также лицам, пострадавшим от политических репрессий предоставляются меры социальной поддержки: по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной федеральной социальной нормы площади жилья; по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг; ежемесячная денежная выплата в размере 150 рублей лицам, проживающим в домах не имеющих центрального отопления. Оспариваемым п.п. 4 п. 2 ст. 3 областного закона предусмотрена ежемесячная денежная компенсация в размере 300 рублей.
Таким образом, при установлении мер социальной поддержки было обеспечено сохранение уровня социальной защиты названной категории лиц.
При разрешении спора, суд правильно исходил из того, что законность оспариваемого заявителем подпункта 4 пункта 2 статьи 3 областного закона не может рассматриваться в отрыве от положений подпунктов 1-3 пункта 2 статьи 3 этого же закона, поскольку выплачиваемая ежемесячная денежная сумма в размере 300 рублей не является компенсацией льгот на бесплатный проезд в городском общественном транспорте.
Вывод суда о том, что совокупный объем финансирования льгот и выплат реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий в 2005 году не только не уменьшен, но и значительно увеличен, по сравнению с совокупным объемом финансирования в 2004 году для этой категории граждан подтверждается исследованными судом финансовыми расчетами.
Из официального отчета о финансировании расходов, связанных с реализацией закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" за 2004 год следует, что общая сумма затрат в 2004 году на предоставление льгот, проживающим в Архангельской области этой категории граждан составила 180640000 рублей, что составило в месяц на одного человека 355 рублей. В то время как в соответствии с Законом "Об областном бюджете на 2005 год" общее количество бюджетных средств на реализацию мер социальной поддержки согласно закону области N 262-33-ОЗ составляет 26099000 рублей, что составило 575 рублей в месяц на одного человека.
Условия предоставления мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в Архангельской области урегулированы Порядком назначения, финансирования и предоставления мер социальной поддержки ветеранам, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, и иным категориям граждан, утвержденным постановлением главы администрации области от 27 декабря 2004 года N 212 с последующими изменениями, которым предусмотрены действия органов исполнительной власти субъекта российской Федерации и муниципальных органов по предоставлению заявок на финансирование, осуществление финансирования, перечисление денежных средств в целях получения денежных сумм конкретными гражданами в день получения пенсии.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что права заявителя оспариваемой правовой нормой не нарушены, поскольку условия предоставления мер социальной поддержки не ухудшены.
Доводы кассационной жалобы, были предметом обсуждения в суде первой инстанции и обоснованно по основаниям, изложенным в решении суда, признаны неосновательными.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Архангельского областного суда от 28 февраля 2005 года оставить без изменения, кассационную жалобу В.И. Корепина - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Н. Лаврентьева |
Судьи |
В.Н. Пирожков |
|
Г.В. Манохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 мая 2005 г. N 1-Г05-16
Текст определения официально опубликован не был