Определение ВК Верховного Суда РФ от 20 января 2005 г. N 1-3294/Р-40
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего генерал - лейтенанта юстиции Захарова Л.M. и судей генерал - майора юстиции Хомчика В.В., генерал - майора юстиции Шалякина А.С.
рассмотрела в заседании от 20 января 2005 года уголовное дело по надзорному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора на приговор военного трибунала 1-й Краснознаменной армии от 12 августа 1940 года, согласно которому бывшие красноармейцы
Дудин П.А.,
осужден по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 58.1б, 58.11 и 59.3а УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу,
Мензоров П.И.,
осужден по совокупности совершенных преступлений, предусмотренных ст. 58.1б, 58.11 и 59.3а УК РСФСР к лишению свободы в исправительно-трудовых лагерях (ИТЛ) на 15 лет с поражением прав на 3 года.
Определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 3 сентября 1940 года мера наказания Мензорову снижена до 10 лет лишения свободы. В остальной части приговор оставлен без изменения.
Заслушав доклад генерал-лейтенанта юстиции Захарова Л.М. и выступление старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Гуганова В. А. в обоснование доводов, изложенных в надзорном представлении, Военная коллегия установила:
Дудин и Мензоров признаны виновными в следующем.
Находясь с осени 1939 года в части, Дудин систематически нарушал воинскую дисциплину, за что неоднократно подвергался дисциплинарным взысканиям, в связи с чем у него возникло намерение дезертировать и бежать за границу. Для осуществления задуманного Дудин привлек на свою сторону Мензорова, которому под угрозой расправы предложил бежать вместе с ним. Последний, опасаясь угроз, согласился.
Для оказания сопротивления и при возможном задержании при переходе границы, Дудин решил вооружиться ручным пулеметом и боеприпасами к нему. С этой целью он 1 мая 1940 года похитил у командира отделения 15 винтовочных боевых патронов, а 6 мая того же года похитил из оружейной пирамиды диск-магазин к ручному пулемету, вынес его из расположения роты и закопал, а рядом спрятал похищенный им же солдатский котелок.
8 мая 1940 года Дудин предложил Мензорову похитить из оружейной пирамиды ручной пулемет, сообщив ему при этом, что пулемет необходим для открытия огня по тем, кто будет препятствовать дезертирству. Мензоров не согласился, однако после угрозы Дудина принял его предложение.
В ночь на 9 мая 1940 года, при попытке похитить из пирамиды ручной пулемет Мензоров был застигнут дневальным по роте, который помешал ему довести задуманное до конца, и Мензоров с места преступления скрылся.
Кроме того, Мензоров, по предложению Дудина, похитил из санчасти две буханки хлеба и простыню, спрятав их в кустах, недалеко от расположения роты.
В надзорном представлении указывается, что суд правильно установил фактические обстоятельства содеянного Дудиным и Мензоровым, однако дал им неверную юридическую оценку.
Так, выводы судов о совершении Дудиным и Мензоровым контрреволюционных преступлений, предусмотренных ст.ст. 58.1б, 58.11 УК РСФСР, не основаны на материалах дела. Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие у Дудина и Мензорова умысла на совершение государственных контрреволюционных преступлений, в материалах дела нет.
Дудин и Мензоров, являясь лицами рядового состаба, не желая служить в армии, и с целью вовсе уклониться от военной службы, совершили приготовительные к дезертирству действия, выразившиеся в приискании средств и создании условий для его осуществления, то есть преступление, предусмотренное ст. 19 и п. "г" ст. 193.7 УК РСФСР.
Действия Мензорова, направленные на тайное похищение огнестрельного оружия - ручного пулемета, находившегося под охраной в оружейной пирамиде в казарме роты, которые по независящим от него обстоятельствам он не сумел довести до конца, подлежат квалификации по ст. 19 и п. "б" ст. 59.3а УК РСФСР, а действия Дудина, склонившего Мензорова к хищению' пулемета, - по ст. 17 й п. "б" ст. 59.3аУК РСФСР.
Далее из представления следует, что хищение Дудиным 15 винтовочных боевых патронов и диска-магазина к ручному пулемету суду надлежало квалифицировать по п. "б" ст. 59.3а УК РСФСР. Его же действия, формально содержащие признаки тайного хищения чужого имущества (кражи) - солдатского котелка, и действия Мензорова, связанные с кражей двух буханок хлеба и простыни, в силу явной малозначительности не представляли большой общественной опасности, в связи с чем уголовное дело в этой части подлежит Прекращению за отсутствием в этих действиях Дудина и Мензорова состава преступления.
В заключение надзорного представления предлагается судебные решения в отношении Дудина и Мензорова в части их обвинения по ст. 58.11 УК РСФСР отменить, а дело в этой части прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления.
Переквалифицировать действия Дудина со ст. 58.1б УК РСФСР на ст. 19 и п. "г" ст. 193, ст. 17 и п. "б" ст. 59.3а того же кодекса, а действия Мензорова со ст. 58.1б УК РСФСР на ст. 19 и п. "г" ст. 193.7, ст. 19 и п. "б" ст. 59.3а УК РСФСР.
Назначить наказание Дудину по ст. 19 и п. "г" ст. 193.7 УК РСФСР в виде 10 лет лишения свободы, по п. "б" ст. 59.3а УК РСФСР - 2 года лишения свободы, по ст. 17 и п. "б" ст. 59.3а УК РСФСР - 1 год лишения свободы, а по совокупности совершенных преступлений считать Дудина осужденным к 10 годам лишения свободы в ИТЛ, а Мензорова - по ст. 19 и п. "г" ст. 193.7 УК РСФСР к 8 годам лишения свободы, по ст. 19 и п. "б" ст. 59.3а УК РСФСР к 1 году лишения свободы, а по совокупности преступлений к 8 годам лишения свободы в ИТЛ, исключить из приговора указание о поражении прав и применить к нему п. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 года "Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией".
В остальной части приговор предлагается оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы представления, Военная коллегия находит его подлежим удовлетворению.
Согласно диспозиции ст. 58.1 УК РСФСР контрреволюционным преступлением признается всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов и избранных ими, на основании Конституции Союза ССР и конституций союзных республик, рабоче-крестьянских правительств Союза ССР, союзных и автономных республик, или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции.
В материалах же дела, данных, свидетельствующих о том, что Дудин и Мензоров совершили или готовились совершить какое-либо контрреволюционное преступление, в том числе и изменить Родине, не имеется.
Анализ показаний осужденных Дудина и Мензорова, данных ими на допросах и на очных ставках (л.д. 31, 32, 36, 38, 45, 46, 48, 51, 53-55, 60, 65, 70-73, 76, 79-81, 83, 84, 146, 168) позволяет придти к выводу о том, что они оба действительно, тяготясь военной службой, собирались дезертировать, но по независящим от них обстоятельствам довести задуманное до конца не смогли.
Действия Мензорова, связанные с покушением на хищение ручного пулемета подлежат квалификации по ст. 19 и п. "б" ст. 59.3а УК РСФСР, а Дудина по ст. 17 и п. "б" ст. 59.3а УК РСФСР - как подстрекательство к покушению на это преступление.
Хищение Дудиным боеприпасов обоснованно квалифицировано судом по ст. 59.3а УК РСФСР.
Что же касается действий Дудина и Мензорова в части похищения чужого имущества (кражи) - солдатского котелка, двух буханок хлеба и простыни, то этим действиям самостоятельной юридической оценки судом не дано, в связи с чем предложение в надзорном представлении прекратить уголовное дело в этой части за отсутствием в деянии состава преступления является беспредметным.
Руководствуясь ст.ст. 406-409 УПК РФ, п. "а" ст. 3, ст.ст. 9 и 10 Закона РФ от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий", Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
приговор военного трибунала 1-й Краснознаменной армии от 12 августа 1940 года и определение Военной коллегии Верховного Суда СССР от 3 сентября 1940 года в отношении Дудина П.А. и Мензорова П.И. в части осуждения их по ст. 58.11 УК РСФСР отменить и уголовное дело в этой части прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления.
Эти же судебные решения в отношении Дудина и Мензорова изменить:
- действия Дудина, выразившиеся в приискании средств и создании условий для совершения дезертирства, переквалифицировать со ст. 58.1б УК РСФСР на ст. 19 и п. "г" ст. 193.7 УК РСФСР, по которой назначить ему наказание 10 лет лишения свободы;
- его же действия, связанные с хищением 15 винтовочных боевых патронов и диска-магазина к ручному пулемету из места постоянного расположения части РККА, квалифицировать по п. "б" ст. 59.3а УК РСФСР, назначив ему наказание 2 года лишения свободы;
- действия Дудина, направленные на склонение Мензорова к хищению огнестрельного оружия - ручного пулемета, находившегося под охраной в казарме роты, переквалифицировать со ст. 59.3а УК РСФСР на ст. 17 и п. "б" ст. 59.3а того же кодекса, по которой назначить ему наказание 1 год лишения свободы.
По совокупности совершенных преступлений назначить Дудину наказание 10 лет лишения свободы в ИТЛ.
- действия Мензорова, выразившиеся в приискании средств и создании условий для совершения дезертирства, переквалифицировать со ст. 58.1б УК РСФСР на ст. 19 и п. "г" ст. 193.7 УК РСФСР, по которой назначить наказание 8 лет лишения свободы;
- его же действия, выразившиеся в покушении на хищение огнестрельного оружия - ручного пулемета, находившегося под охраной в казарме роты, переквалифицировать со ст. 59.3а УК РСФСР на ст. 19 и п. "б" ст. 59.3а того же кодекса, по которой назначить ему наказание 1 год лишения свободы.
По совокупности совершенных преступлений назначить Мензорову наказание 8 лет лишения свободы в ИТЛ.
Исключить из приговора в отношении Мензорова указание о поражении прав.
В соответствии с п. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 июля 1945 года "Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией" сократить наполовину осужденным оставшийся срок наказания.
В остальной части судебные решения оставить без изменения.
Председательствующий |
Захаров Л.М. |
Судьи |
Хомчик В.В. |
|
Шалякин А.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение ВК Верховного Суда РФ от 20 января 2005 г. N 1-3294/Р-40
Текст определения официально опубликован не был