Определение ВК Верховного Суда РФ от 17 января 2002 г. N 1-2509/Р-40
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего генерал-лейтенанта юстиции Пархомчука Ю.В. и судей генерал-майора юстиции Захарова Л.М., генерал-майора юстиции Коронца А.Н.
рассмотрела в заседании 17 января 2002 года уголовное дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора на приговор военного трибунала 3 кавалерийского корпуса БОВО от 15 июля 1940 года, оставленный без изменения Военной коллегией Верховного Суда СССР 21 августа 1940 года, согласно которому красноармеец 24 кавалерийского полка
Лиховидов Г.Г., судимый в 1937 году за нарушение устава сельхозартели к штрафу, в РККА с октября 1937 года, арестованный 12 июля 1940 года,
осужден на основании ст. 63-2 УК БССР (ст. 58-1 п. "б" УК РСФСР) к высшей мере наказания - расстрелу.
Заслушав доклад генерал-лейтенанта юстиции Пархомчука Ю.В. и выступление старшего военного прокурора Управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Егорова В.Е., поддержавшего протест, Военная коллегия установила:
Лиховидов признан виновным в том, что, будучи военнослужащим Красной армии, 17 июня 1940 года самовольно оставил расположение части и скрылся на _ территории, где и был задержан 5 июля 1940 года красноармейцами. 7 июля 1940 года Лиховидов бежал от сопровождавших его красноармейцев, но был повторно задержан и доставлен в полк 9 июля того же года.
В протесте поставлен вопрос об изменении вынесенных по делу судебных решений, в обоснование чего приводятся следующие доводы.
В ходе предварительного следствия и судебного заседания Лиховидов признал себя виновным в самовольном оставлении части и показал, что примерно с 7 июня 1940 года полк, в котором он проходил службу, по боевой тревоге был передислоцирован на территорию _. 17 июня 1940 года в 1 часу ночи он самовольно оставил расположение полка и пошел к реке. Утолив жажду, он уснул, а когда проснулся, то обнаружил, что его часть поменяла свое место дислокации. Не предпринимая каких-либо мер по возвращению в часть, он проживал в лесу на территории _ вплоть до задержания красноармейцами. В пути следования в часть он сбежал от сопровождавших его военнослужащих, но в последствии был пойман и доставлен в полк.
Согласно показаниям свидетелей Л., К., Ф. и Б., во время подъема личного состава части около 1 часа ночи 17 июня 1940 года было обнаружено, что, несмотря на запрет куда-либо отлучаться из лагеря, красноармеец Лиховидов самовольно оставил часть. Принятыми по его розыску мерами найти Лиховидова не удалось.
Из показаний свидетеля Т. следует, что 5 июля 1940 года он вместе с другими военнослужащими принял участие в задержании красноармейца Лиховидова, который заявил, что отстал от части. В ночь на 6 июля 1940 года Лиховидов пытался бежать, но был задержан. В ночь с 7 на 8 июля того же года Лиховидов бежал, но 9 июля 1940 года был задержан и доставлен в часть.
Поскольку в деле отсутствуют доказательства виновности Лиховидова в измене Родине, то есть совершении действий, направленных на свержение, подрыв или ослабление государственной власти или внешней безопасности Союза ССР, в протесте предлагается содеянное Лиховидовым переквалифицировать со ст. 63-2 УК БССР (ст. 58-1 п. "б" УК РСФСР) на ст. 170 п. "г" УК БССР (ст. 193-7 п. "г" УК РСФСР), предусматривающую уголовную ответственность за дезертирство.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы протеста, Военная коллегия находит протест подлежащим удовлетворению по указанным в нем основаниям.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 п. 5 УПК РСФСР и ст. 9 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 г., Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
приговор военного трибунала 3 кавалерийского корпуса БОВО от 15 июля 1940 года и определение Военной коллегии Верховного Суда СССР от 21 августа 1940 года в отношении Лиховидова Г.Г. изменить: переквалифицировать его действия со ст. 63-2 УК БССР (ст. 58-1 п. "б" УК РСФСР) на ст. 170 п. "г" УК БССР (ст. 193-7 п. "г" УК РСФСР), пo которой считать его осужденным к десяти годам лишения свободы в ИТЛ.
В остальной части приговор военного трибунала 3 кавалерийского корпуса БОВО от 15 июля 1940 года и определение Военной коллегии Верховного Суда СССР от 21 августа 1940 года оставить без изменения.
Председательствующий |
Пархомчук Ю.В. |
Судьи |
Захаров Л.М. |
|
Коронц А.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение ВК Верховного Суда РФ от 17 января 2002 г. N 1-2509/Р-40
Текст определения официально опубликован не был