Определение ВК Верховного Суда РФ от 3 августа 2006 г. N 1-03137/50
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего генерал-лейтенанта юстиции Коронца А.Н.,
судей: генерал-майора юстиции Шалякина А.С., полковника юстиции Королева Л.A.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по заключению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора генерал-полковника юстиции Савенкова А.Н. на приговор военного трибунала Горьковского военного округа от 12 августа 1950 года, которым военнослужащий Советской Армии рядовой
Чернов Я.М., проходивший военную службу в Советской Армии с августа по 10 октября 1941 года и с января 1945 по 1946 год, арестованный по данному делу 29 апреля 1950 года,
осужден по ст. 58-1 п. "б" УК РСФСР к лишению свободы в исправительно-трудовом лагере сроком на 15 лет, с поражением прав, предусмотренных п.п. "а", "б", "в" ст. 31 УК РСФСР, сроком на 5 лет, конфискацией всего имущества. На основании ст. 33 УК РСФСР он лишен медалей "За взятие Берлина", "За освобождение Праги" и "За победу над Германией в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.".
Определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 12 февраля 1955 года приговор в отношении Чернова изменен: наказание ему снижено до 10 лет лишения свободы в исправительно-трудовом лагере, с поражением прав сроком на 3 года. В остальной части приговор оставлен без изменения.
В заключении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора генерал-полковника юстиции Савенкова А.Н. ставится вопрос об отказе в реабилитации Чернова Я.М.
По настоящему уголовному делу также осуждены Иванов М.И., Филиппов И.В., Никонов М.Н. и Прокопьев А.И.
Иванов М.И. и Никонов М.Н. определениями Военной коллегии ВС РФ от 3 ноября 1992 года и 19 февраля 1998 года признаны не подлежащими реабилитации. В отношении остальных 25 декабря 1997 года Главной военной прокуратурой вынесено заключение об отказе в реабилитации.
Заслушав доклад полковника юстиции Королева Л.A. и мнение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры Порывкина А.В. поддержавшего заключение, Военная коллегия установила:
По приговору Чернов признан виновным в измене Родине, совершенной им при следующих обстоятельствах.
Весной 1943 года Чернов, находясь в немецком лагере для военнопленных, добровольно поступил на службу к немцам, принял присягу на верность фашистской Германии и в составе _ роты "_ легиона", сформированного немцами для вооруженной борьбы против Советского Союза, до лета 1944 года неоднократно принимал участие в карательных операциях против польских партизан и в оцеплении населенных пунктов в районе городов _, а также занимался строительством немецких оборонительных сооружений в районе города _ и на реках _.
В августе 1944 года Чернов бежал из "_ легиона" и перешел на сторону партизан, а затем был зачислен в Красную Армию.
В заключении предлагается признать Чернова не подлежащим реабилитации.
При этом указывается, что допрошенный в ходе предварительного следствия и в судебном заседании Чернов полностью признал свои вину и показал, что оказавшись в плену весной 1943 года добровольно поступил на службу в "_ легион", где принял присягу на верность фашистской Германии, получил немецкое обмундирование, винтовку и ежемесячное денежное довольствие. Находясь в составе указанного немецкого формирования до августа 1944 года, он неоднократно принимал участие в карательных операциях против партизан и мирного населения _, в ходе которых было арестовано более 30 человек, подозревавшихся в связях с партизанами.
Не отрицал Чернов и своего участия летом 1943 года в строительстве оборонительных сооружений для немецкой армии.
Виновность Чернова в измене Родине подтверждается также показаниями привлеченных вместе с ним к уголовной ответственности Иванова М.И., Филиппова И.В., Никонова М.Н. и Прокопьева А.И., а также свидетелей К. и К.
Так, свидетель К. показал, что Чернова он знает по совместной службе в "_ регионе" немецкой армии, который, как и другие легионеры, принял присягу на верность фашистской Германии, носил немецкую форму и неоднократно в составе _ роты принимал участие в операциях против польских партизан.
Аналогичные показания дал свидетель К.
О том, что Чернов служил в "_ легионе" немецкой армии, участвовал в карательных операциях против польских партизан, строительстве немецких оборонительных сооружений, показали осужденные Никонов, Прокопьев, Филиппов и Иванов.
Таким образом, утверждается в заключении, вина Чернова в измене родине в форме перехода на сторону врага доказана и осужден он за указанное преступление законно и обоснованно.
Проверив материалы дела и соглашаясь с доводами заключения, Военная коллегия находит, что Чернов осужден обоснованно, а поэтому заключение подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 407, 408 УПК РФ, п. "а" ч. 1 ст. 4 и ст.ст. 9, 10 Закона РФ от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий", Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
признать Чернова Я.М. не подлежащим реабилитации.
Председательствующий |
Коронец А.Н. |
Судьи |
Шалякин А.С. |
|
Королев Л.A. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение ВК Верховного Суда РФ от 3 августа 2006 г. N 1-03137/50
Текст определения официально опубликован не был