Определение ВК Верховного Суда РФ от 30 октября 2003 г. N 1-00659/р-53
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: генерал-лейтенанта юстиции Пархомчука Ю.В.,
судей: генерал-майора юстиции Петроченкова А.Я., генерал-майора юстиции Хомчика В.В.,
рассмотрела в заседании от 30 октября 2003 года уголовное дело по заключению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора на приговор военного трибунала Московского военного округа от 4-16 апреля 1953 года, оставленный без изменения Военной коллегией Верховною Суда СССР 13 мая 1953 года, согласно которому военнослужащий ... стрелкового полка Киселев Н.Е.,
осужден на основании ст. 58-1 п. "б" УК РСФСР к высшей мере уголовного наказания - расстрелу с конфискацией всего имущества,
Приговор приведен в исполнение 24 сентября 1953 года.
Заслушав доклад генерал-майора юстиции Хомчика В.В. выступления дочери осужденного К. (К.) ... с просьбой о реабилитации и старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Годунова С.Г. в обоснование заключения. Военная коллегия установила:
Киселев признан виновным в том, что он, находясь в составе действующей Советской Армии, в ноябре 1941 года был пленен немецкими войсками и помещен в лагерь военнопленных. Находясь в марте-июне 1942 года ... советских военнопленных. Киселев, работая поваром, жестоко обращался с военнопленными и неоднократно избивал
В июне того же года он был завербован германским контрразведывательным органом - отделом ... корпуса немецкой армии в качестве агента и назначен первым заместителем руководителя самостоятельной группы агентов, а также одновременно командиром ... отделения.
В период с июня 1942 года по 9 мая 1945 года эта группа систематически проводила на временно оккупированной немцами советской территории активную предательскую, контрразведывательную и карательную деятельность в пользу фашистской Германии.
Действуя методом провокаций и выдавая себя за советских партизан и военнослужащих Советской Армии, агенты группы выявляли советских разведчиков, переброшенных в тыл немецких войск, партизанские отряды, отдельных партизан и советских патриотов, связанных с ними, а затем уничтожали их. Захваченных в результате этого советских граждан и военнослужащих допрашивали и избивали, издевались над ними, а затем расстреливали или передавали в немецкую полевую жандармерию.
Кроме того, в ходе многочисленных карательных операций против советских партизан, агенты группы сжигали населенные пункты, выявляли в лесах скрывшихся от немцев мирных советских граждан, уничтожая при этом их жилища (землянки, блиндажи, шалаши), а задержанных стариков, женщин и детей либо расстреливали на месте, либо передавали немцам, которые их или расстреливали или помещали в концентрационные лагеря. В ходе тех же карательных операций эта группа участвовала в многочисленных боях с партизанами, во время которых последние несли большие потери.
В этой предательской деятельности особую активность и жестокость проявлял и Киселев, который лично выявлял и арестовывал многих партизан, разведчиков и советских граждан, допрашивал их и избивал, а затем расстреливал.
В конце 1942 года Киселев принял присягу на верность службы фашистской Германии.
За верную службу немцам и активную контрразведывательную деятельность Киселеву присвоено звание унтер-офицера и он награжден четырьмя медалями.
В заключении отмечается, что Киселев за измену родине осужден обоснованно и не подлежит реабилитации, в обоснование чего приводятся следующие доводы.
В ходе предварительного и судебного следствия Киселев признал себя виновным в измене родине и показал, что он добровольно перешел на сторону врага, участвовал в контрразведывательных операциях в пользу немецкого командования, за что ему присвоено звание унтер-офицера, он награжден четырьмя немецкими медалями, а также подтвердил обстоятельства, изложенные в описательной части приговора. Эти показания полностью согласуются между собой, последовательны, логичны и сомнений не вызывают.
Кроме личного признания вина Киселева в измене родине подтверждается данными в суде показаниями других осужденных Скляного, он же Наум, Захаренкова, Клюшникова и Кружинова, показаниями свидетелей Л., она же З., П., К., Б. и других, которые пояснили о преступной деятельности Киселева на временно оккупированной немецко-фашистскими захватчиками советской территории.
Таким образом, делается вывод в заключении. Киселев за измену Родине осужден обоснованно. Его действия правильно квалифицированы судом по ст. 58-1 п. "б" УК РСФСР и реабилитации он не подлежит.
Обсудив материалы уголовного дела и доводы приведенные в заключении, Военная коллегия находит заключение обоснованным, а Киселева не подлежащим реабилитации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 407 и 408 УПК РФ, ст.ст. 4 п. "а", и 9 Закона РСФСР от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий", Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
Киселева Н.Е., осужденного военным трибуналом Московского военного округа 4-16 апреля 1953 года, признать не подлежащим реабилитации.
Председательствующий |
Пархомчук Ю.В. |
Судьи |
Петроченков А.Я. |
|
Хомчик В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение ВК Верховного Суда РФ от 30 октября 2003 г. N 1-00659/р-53
Текст определения официально опубликован не был