Определение ВК Верховного Суда РФ от 22 января 2002 г. N 1-00420/p-51
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - генерал-лейтенанта юстиции Яськина В.А.,
судей - генерал-майора юстиции Захарова Л.M., генерал-майора юстиции Петроченкова А.Я.,
рассмотрела в судебном заседании 22 января 2002 года уголовное дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора на приговор военного трибунала войсковой части 48240 от 18-20 декабря 1950 года в отношении гражданина Германии
Гинце Г., арестованного в связи с данным делом 12 сентября 1950 года,
осужденного по ст.ст. 58-2, 19-58-8, 58-10 ч. 2, и 58-11 УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу.
Приговор был окончательным и обжалованию не подлежал. Президиум Верховного Совета СССР 13 апреля 1951 г. ходатайство осужденного о помиловании отклонил.
Приговор в отношении Гинце был приведен в исполнение 24 апреля 1951 г., без указания мест приведения в исполнение и захоронения тела.
Этим же приговором осуждены за совершение аналогичных преступлений: Дойчман Г., Вендт В., Триммер А., Врона В., Краузе К., Метцнер Г., Келер Г., Беккер Г. и Вегнер X., а Рот Э., Швигер Г. и Краузе Г. дополнительно по ст. 58-6, ч. 1, УК РСФСР.
В отношении всех названных лиц Главной военной прокуратурой принято решение о реабилитации.
Заслушав доклад генерал-майора юстиции Петроченкова А.Я. и выступление старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Кудрявцева А.Г., поддержавшего протест, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Гинце признан виновным в том, что, он, проходя службу в пограничном полицейском отряде ..., в феврале 1950 г. вступил в подпольную антисоветскую повстанческо-террористическую организацию, созданную Ротом, участвовал в проводимых тайных сборищах, где ставились задачи по подготовке к вооруженной борьбе с советскими войсками на стороне американских империалистов с использованием как штатного оружия, так и оружия, которое каждый должен был приобретать лично, вовлечение новых членов и проведение антисоветской пропаганды в духе клеветы на СССР и ГДР, восхваление гитлеровского режима.
Гинце был враждебно настроен к СССР и к проводимым демократическим преобразованиям в ГДР, полностью поддерживал фашистские убеждения и был согласен с задачами, которые организация ставила перед собой.
В августе 1950 г. Гинце под воздействием Рота принял решение установить непосредственную связь с американской разведкой, наметил план побега в Западную Германию с целью прохождения обучения в разведшколе, а затем возвращения обратно с целью проведения подрывной деятельности против СССР и ГДР, но не смог его выполнить в связи с арестом.
В феврале 1950 г. Гинце по заданию подпольной повстанческо-террористической организации для выполнения поставленных перед ними задач и снабжения ее участников оружием, приобрел 7 пистолетов, 11 магазинов к ним и более 700 боевых патронов.
Гинце на сборищах организации призывал активно вести вооруженную борьбу против СССР, совершать террористические акты против руководителей СЕПГ и офицеров полиции, а также вербовать новых участников организации. Также он проводил антисоветскую агитацию и пропаганду против СССР.
В мае 1992 г. все осужденные по настоящему уголовному делу лица были реабилитированы прокуратурой Владимирской области.
21 июня 2001 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации решение прокуратуры Владимирской области отменено на том основании, что оно принято неправомочным органом.
В настоящее время дело проверяется в порядке исполнения Закона РФ от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий" в связи с обращением Посольства ФРГ о реабилитации Рота Э. и Швигера Г.
В протесте предлагается изменить судебные решения по следующим основаниям.
Выводы суда, изложенные в описательной части приговора, о виновности Гинце в инкриминированных ему деяниях не соответствуют материалам уголовного дела. Они основаны на неконкретных, противоречивых показаниях как самого Гинце так и других осужденных, которым не было дано надлежащей оценки.
В деле нет ни одного доказательства того, что осужденный своими разговорами призывал кого-либо к свержению, подрыву, ослаблению Советской власти, либо совершению отдельных контрреволюционных преступлений, поэтому по ст. 58-10 ч. 2 УК РСФСР он осужден необоснованно.
Антисоветские разговоры Гинце и прожекты реваншистского толка при отсутствии какой-либо практической деятельности, фантастические планы и надежды на возможность войны между СССР и США, на реставрацию фашистского режима не образуют объективной стороны состава преступления, предусмотренного ст. 58-2 УК РСФСР.
Неубедительны и выводы суда о виновности осужденного в покушении на совершение терактов в отношении членов СЕПГ и командования пограничной команды, основанные на его высказываниях о том, что, в случае возникновения войны между СССР и США, он намеревался убить активных членов СЕПГ и при условии оказания ему сопротивления, своих командиров.
Относительно имевшегося у него оружия Гинце показывал следующее: "Еще в 1945 г. я закопал в землю много пистолетов. Один пистолет я хранил при себе и показывал его Роту. Закапывая оружие, я думал, что оно пригодиться, если начнется новая война против СССР". В ходе судебного заседании он на вопрос председательствующего ответил: "Эти семь пистолетов и патроны принадлежат мне. Я уже говорил, что их хранил на случай возникновения войны против СССР".
Наличие огнестрельного оружия у Гинце подтвердили Рот Э., Гриммер А. и Келер Г.
Согласно сообщениям народной полиции ГДР у Гайнца из кармана пальто был изъят один пистолет, а в указанном им месте обнаружены 6 пистолетов, 12 магазинов и 708 боевых патронов.
По заключению технической экспертизы все изъятое оружие и боеприпасы были исправны и пригодны к стрельбе, признаны вещественными доказательствами и приобщены к делу.
Фактически совершенное осужденным деяние, а именно осуждение его по ст.ст. 19-58-8 УК РСФСР, полностью охватывается диспозицией составов преступлений, предусматривающих ответственность за незаконное хранение: военных материалов, то есть огнестрельного оружия и его умышленная не сдача оккупационным властям (параграфы I ст.ст. 1 и 6 Закона N 43 Контрольного Света в Германии "О запрещении производства, экспорта, импорта, перевозок и хранения военных материалов" от 20 декабря 1945 г.) и подлежит переквалификации.
Рассмотрев материалы дела и проверив доводы, изложенные в протесте, Военная коллегия находит его подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378 УПК РСФСР и ст.ст. 8, 9 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 года, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
приговор военного трибунала войсковой части 48240 от 18-20 декабря 1950 года в отношении Гинце Г. в части его осуждения по ст.ст. 58-2, 58-10 ч. 2. и 58-11 УК РСФСР отменить и уголовное дело прекратить на основании ст. 5 ч. 1 п. 2 УПК РСФСР, т.е. за отсутствием в его действиях состава данных преступлений.
Переквалифицировать содеянное Гинце Г. со ст. 19-58-8 УК РСФСР на параграфы I ст.ст. 1 и 6 Закона N 43 Контрольного Совета в Германии от 20 декабря 1945 г., по которой назначить наказание в виде 5 лет тюремного заключения.
В соответствии с п. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об амнистии" считать Гинце Гергарда освобожденным от наказания с 27 марта 1953 г.
Председательствующий |
Яськин В.А. |
Судьи |
Захаров Л.M. |
|
Петроченков А.Я. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение ВК Верховного Суда РФ от 22 января 2002 г. N 1-00420/p-51
Текст определения официально опубликован не был