Определение ВК Верховного Суда РФ от 9 февраля 2006 г. N 00313/лф/40
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего генерал-лейтенанта юстиции Захарова Л.М.,
судей генерал-майора юстиции Шалякина А.С., полковника юстиции Королева Л.А.,
с участием старшего прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Порывкина А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по надзорному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора генерал-полковника юстиции Савенкова А.Н. о пересмотре приговора 212 военного трибунала 8-ой армии Ленинградского военного округа от 1 февраля 1940 года, согласно которому красноармеец ... стрелкового полка
Гаевский С.В.,
осужден по ч. 2 ст. 58-10 УК РСФСР и п. "в" ст. 193-12 УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу, без конфискации имущества.
Определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 16 февраля 1940 года указанный приговор в отношении Гаевского С.В. изменен: высшая мера наказания - расстрел, заменена 10 годами лишения свободы в ИТЛ, с поражением в политических правах сроком на 5 лет.
В надзорном представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора поставлен вопрос об изменении состоявшихся по делу судебных решений в отношении Гаевского С.В., прекращении дела в части его осуждения по ч. 2 ст. 58-10 УК РСФСР за отсутствием в деянии состава преступления.
Заслушав доклад полковника юстиции Королева Л.А. и мнение старшего прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Порывкина А.В., поддержавшего представление, Военная коллегия установила:
согласно приговору Гаевский признан виновным в уклонении от несения обязанностей военной службы путем членовредительства и контрреволюционной агитации, совершенных при следующих обстоятельствах.
Гаевский, будучи красноармейцем ... стрелкового полка, в январе 1940 года, во время следования воинской части из Западной Украины на фронт по борьбе с белофиннами, вел среди красноармейцев антисоветские разговоры, направленные на ослабление мощи РККА.
22 января 1940 года, во время нахождения части в бою, он умышленно с целью уклонения от несения обязанностей военной службы выстрелом из винтовки прострелил себе первый палец левой руки.
В представлении поставлен вопрос об изменении состоявшихся по делу судебных решений в отношении Гаевского.
При этом указывается, что суд правильно установив фактические обстоятельства совершенных Гаевским деяний, без достаточных оснований усмотрел в действиях Гаевского состав контрреволюционного преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 58-10 УК РСФСР.
Так, Гаевский в ходе предварительного следствия и в судебном заседании показал, что контрреволюционной агитации не вел. При следовании на фронт он говорил сослуживцам, что "в Финляндии большие морозы, и мы отморозим себе руки и ноги". Когда они находились в местечке Олыка, он, узнав, что некоторых красноармейцев отпустили домой, спросил у командира роты: "Почему одних отпускают домой, а других держат?" На что получил ответ, что придет время, и всех отпустят
Свидетель Р. показал, что он с Гаевским в 1939 году участвовал в боях по освобождению трудящихся Западной Украины. 2 января 1940 года их полк направили на финский фронт. В пути следования Гаевский был настроен панически и вел антисоветские разговоры, заявляя, что "нас Финляндия не трогала, мы ее затронули и теперь нас гонят на мясо. Ленинградский военный округ разбили, теперь нас гонят. Всем нам смерть, как собакам. В этом нет сомнения". Гаевскому запрещали вести такие разговоры.
Свидетель Б. подтвердив показания Р. дополнил, что Гаевский по окончании боевых действий на Западной Украине неоднократно в кругу сослуживцев заявлял, что "надоело уже служить, почему нас не отпускают домой?"
Аналогичные показания дали свидетели С., К. и Д.
В представлении делается вывод о том, что осуждение Гаевского за контрреволюционную пропаганду и агитацию по ч. 2 ст. 58-10 УК РСФСР является необоснованным, а уголовное дело в части его осуждения по ч. 2 ст. 58-10 УК РСФСР подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, за отсутствием в деянии состава преступления, поскольку квалифицированные антисоветскими, высказывания Гаевского не содержали призыва к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, поэтому под признаки преступления, предусмотренного данной статьей, не подпадают.
При этом в представлении не оспаривается виновность Гаевского в уклонении от несения обязанностей военной службы путем причинения себе умышленного телесного повреждения.
Проверив материалы дела, Военная коллегия находит представление обоснованным и подлежащим удовлетворению по изложенным в нем основаниям.
Руководствуясь ст.ст. 407-409 УПК РФ, п. "а" ст. 5 и ст. 9 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 сентября 1991 года, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
1. Надзорное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федераций - Главного военного прокурора генерал-полковника юстиции Савенкова А.Н. удовлетворить.
2. Приговор 212 военного трибунала 8-ой армии Ленинградского военного округа от 1 февраля 1940 года и определение Военной коллегии Верховного Суда СССР от 16 февраля 1940 года в отношении осужденного Гаевского С.В. изменить:
- прекратить уголовное дело в части осуждения Гаевского С.В. по ч. 2 ст. 58-10 УК РСФСР на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления.
Считать Гаевского осужденным по п. "в" ст. 193-12 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы в ИТЛ, исключив поражение в политических правах.
В остальной части приговор и кассационное определение в отношении Гаевского оставить без изменения.
Председательствующий |
Захаров Л.M. |
Судьи |
Шалякин А.С. |
|
Королев Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение ВК Верховного Суда РФ от 9 февраля 2006 г. N 00313/лф/40
Текст определения официально опубликован не был