Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2004 г. N 11-О04-50
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Ермилова В.М.,
судей Ламинцевой С.А. и Ахметова Р.Ф.
рассмотрела в судебном заседании от 7 июля 2004 года кассационные жалобы осужденных Маркелова А.А. и Чуприна В.Ф. на приговор Верховного суда Республики Татарстан от 6 апреля 2004 года, по которому
Маркелов A.A., ..., осужден по ст. 105 ч. 2 п. "ж" УК РФ на 8 лет лишения свободы в воспитательной колонии.
Чуприн В.Ф., ..., осужден по ст. 105 ч. 2 п. "ж" УК РФ на 8 лет лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Разрешена судьба вещественных доказательств.
Отдельным постановлением в отношении обоих прекращено уголовное преследование по ст. 158 ч. 2 п.п. "а, в" УК РФ за непричастностью их к совершению этого преступления.
Заслушав доклад судьи Ламинцевой С.А., объяснения осужденного Чуприна В.Ф. по доводам его жалобы, мнение прокурора Хорлиной И.О., полагавшей приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Маркелов и Чуприн признаны виновными в убийстве Х. совершенном группой лиц.
Преступление совершено 30 октября 2003 года, ...
В судебном заседании Маркелов и Чуприн виновными себя не признали.
В кассационных жалобах просят:
- осужденный Маркелов - об отмене приговора и прекращении дела производством. Он указывает о том, что не совершал преступления, за которое осужден, а на предварительном следствии оговорил себя вынужденно вследствие незаконного воздействия на него со стороны оперативных работников. Альтернативно ставит вопрос о смягчении наказания, ссылаясь на свой несовершеннолетний возраст и тяжелое семейное положение;
- осужденный Чуприн - об отмене приговора и прекращении производства по делу или о направлении дела на новое расследование. Он указывает о том, что не совершал преступления, за которое осужден, и был вынужден оговорить себя и Маркелова в совершении убийства X., поскольку на предварительном следствии к ним применялось незаконное воздействие со стороны оперативных работников. Указывает, что в деле нет объективных доказательств его вины. Ссылается и на суровость наказания.
Государственный обвинитель принес возражения на жалобы осужденных, в которых просит оставить их без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражений на них, судебная коллегия находит приговор суда обоснованным.
Вывод суда о виновности Маркелова и Чуприна в содеянном основан на исследованных в судебном заседании доказательствах, анализ и оценка которым даны в приговоре.
Их вина в совершении убийства X. подтверждается показаниями самих осужденных на предварительном следствии, из которых усматривается, что вместе с другим лицом - Р. ни пришли к X. и там распивали спиртные напитки. В какой-то момент Р. заранее принесенным кирпичом ударил Х. по голове и тот от удара упал на кровать. Затем этим же кирпичом ударил X. Маркелов и 2 раза Чуприн. После этого Р. стал душить X. тряпкой и потребовал, чтобы Чуприн принес нож. Принесенным ножом Чуприн ударил лежавшего X. 3 раза в грудь, после чего передал нож Маркелову. Последний также ударил X. ножом, и даже не стал вынимать нож.
Эти показания Маркелова и Чуприна признаны судом достоверными, поскольку получены в полном соответствии с требованиями Закона, в обстановке, исключающей возможность незаконного воздействия на них.
Заявления и соответствующие доводы жалоб Маркелова и Чуприна о том, что эти показания на предварительном следствии они дали вынужденно вследствие применения к ним незаконного воздействия со стороны оперативных работников, тщательно проверялись и мотивированно отвергнуты в приговоре.
В судебном заседании мать Маркелова показала, что она присутствовала на предварительном следствии на допросах сына, при этом она наблюдала, что сын давал показания добровольно, незаконного воздействия на него никто не оказывал.
Приведенные выше показания Маркелова и Чуприна объективно подтверждаются другими материалами дела, в том числе:
- заключением судебно-медицинского эксперта о том, что смерть X. наступила от комбинированной травмы. На трупе обнаружены открытая черепно-мозговая травма; проникающее колото-резаное ранение грудной клетки слева с повреждением внутренних органов; полоса давления в средней трети шеи и переломы рожков и пластины щитовидного хряща; 3 непроникающих колото-резаных ранения грудной клетки слева;
- заключением экспертов-одорологов о том, что на ноже, являющемся вещественным доказательством по делу, имеются запаховые следы, которые могли быть оставлены Маркеловым;
- заключением экспертов-криминалистов о том, что на одежде потерпевшего обнаружены инородные микроволокна, имеющие общую родовую принадлежность с волокнистым составом брюк Маркелова;
- заключением экспертов-биологов о том, что на куртке Чуприна обнаружена кровь, происхождение которой от потерпевшего X. не исключается; на одежде потерпевшего X. обнаружены инородные микроволокна, одинаковые по родовым признакам с волокнистым составом свитера Чуприна.
Эти выводы экспертов не вызвали сомнений у суда - экспертизы проведены в соответствии с требованиями Закона, компетентными лицами.
Приведенные выше и иные доказательства, которые полно изложены в приговоре, опровергают доводы жалоб Маркелова и Чуприна о том, что они непричастны к убийству X.
Совокупность собранных по делу доказательств, на которые суд сослался в приговоре, позволяет признать правильным вывод суда о том, что убийство X. Маркелов и Чуприн совершили группой лиц.
Нарушений Уголовно-процессуального закона, которые повлияли или могли повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора, по делу не допущено.
В основу приговора положены только те доказательства, которые получены с соблюдением требований Закона.
Обстоятельства совершенных преступлений судом исследованы всесторонне, полно, объективно.
Все возможные версии проверены и получили оценку в приговоре.
Все свидетели, показания которых имеют существенное значение для дела, допрошены судом.
В соответствии с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, действиям Маркелова и Чуприна дана правильная юридическая оценка.
Наказание Маркелову и Чуприну назначено в соответствии с требованиями Закона, соразмерно содеянному и данным о личности виновных.
Смягчающие обстоятельства, на которые осужденные ссылаются в жалобах, в том числе, совершение ими преступления в несовершеннолетнем возрасте, учтено судом.
Оснований для смягчения им наказания не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Верховного суда Республики Татарстан от 6 апреля 2004 года в отношении Маркелова А.А. и Чуприна В.Ф. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ермилов В.М. |
Судьи |
Ламинцева С.А. |
|
Ахметов Р.Ф. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 7 июля 2004 г. N 11-О04-50
Текст определения официально опубликован не был