Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2004 г. N 125-П04ПР
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Лебедева В.М., членов Президиума - Верина В.П., Каримова М.А., Меркушова А.Е., Попова Г.Н., Радченко В.И., Свиридова Ю.А., Серкова П.П.
рассмотрел уголовное дело по надзорному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г. на приговор Западно-Сибирского краевого суда от 15 ноября 1930 года, по которому
Прокопенко В.Е., ...,
осужден по ст. 58-8 УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией имущества.
Мартыненко Ф.А., ...,
осужден по ст. 109 УК РСФСР (в редакции 1926 года) к 3 годам лишения свободы и высылке из пределов Тюкалинского района сроком на 3 года после отбытия основного наказания.
Определением Кассационной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 6 декабря 1930 года приговор в отношении Прокопенко В.Е. изменен: высшая мера наказания - расстрел заменена 10 годами лишения свободы, в отношении Мартыненко Ф.А. оставлен в силе.
По делу были также осуждены: Прокопенко Е.Н., который 18 декабря 2003 года Генеральной прокуратурой РФ реабилитирован, и Богацкий Г.М., в отношении которого определением Кассационной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 6 декабря 1930 года дело прекращено.
В надзорном представлении ставится вопрос об отмене приговора Западно-Сибирского краевого суда от 15 ноября 1930 года в отношении Мартыненко Ф.А. и прекращении дела за отсутствием в его действиях состава преступления, и об изменении этого же приговора, а также определения Кассационной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 6 декабря 1930 года в отношении Прокопенко В.Е., в частности, переквалификации действий последнего со ст. 58-8 УК РСФСР на ст. 136 ч. 1 п. "а" УК РСФСР и назначении наказания в виде 10 лет лишения свободы.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Дорошкова В.В., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора и кассационного определения, мотивы надзорного представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., поддержавшего надзорное представление, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
Прокопенко В.Е. признан виновным в том, что по указанию отца, 25 сентября 1930 года в шести верстах от деревни ... двумя выстрелами из дробового охотничьего ружья убил 12-летнего сына председателя сельского совета М. - М. забрав из кармана последнего деньги в сумме ... рубля.
Мартыненко признан виновным в том, что он, будучи членом сельского совета, пользуясь своим служебным помещением, саботировал работу сельского совета, в целях дискредитации председателя этого совета Мартыненко делал ложные заявления о совершении им (председателем) якобы растраты семенного фонда и о его связи с кулаками.
В надзорном представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г. поставлен вопрос об изменении состоявшихся судебных решений в отношении Прокопенко В.Е., в частности, переквалификации действий последнего со ст. 58-8 УК РСФСР на ст. 136 ч. 1 п. "а" УК РСФСР, поскольку в деле нет доказательств, что его деяние было совершено на почве классовой мести с контрреволюционным умыслом, и об отмене вышеуказанного приговора в отношении Мартыненко с прекращением дела за отсутствием в его действиях состава преступления.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит надзорное представление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Виновность Прокопенко В.Е. в убийстве малолетнего М. подтверждена показаниями свидетеля - очевидца М., протоколами осмотра трупа и места происшествия, вещественными доказательствами, другими материалами дела, кроме того, показаниями самого осужденного.
Однако, действия Прокопенко В.Е. квалифицированы по ст. 58-8 УК РСФСР необоснованно.
В материалах дела нет доказательств того, что его деяние было совершено на почве классовой мести с контрреволюционным умыслом.
Из показаний Прокопенко В.Е. следует, что убийство М. было совершено им с целью завладения деньгами последнего, поэтому действия осужденного следует квалифицировать по п. "а" ч. 1 ст. 136 УК РСФСР как умышленное убийство, совершенное из корысти.
Мартыненко Ф.А. необоснованно осужден по ст. 109 УК РСФСР. Виновность свою он не признавал. Кроме того, он не являлся должностным лицом, и действиями, инкриминируемыми ему, не мог негативно влиять на дезорганизацию работы сельского совета.
В связи с этим приговор в части осуждения Мартыненко Ф.А. по ст. 109 УК РСФСР подлежит отмене, а дело в этой части - прекращению за отсутствием в действиях осужденного состава преступления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 408 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
1. Надзорное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г. удовлетворить.
2. Приговор Западно-Сибирского краевого суда от 15 ноября 1930 года в отношении Мартыненко Ф.А. отменить и дело производством прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления.
Этот же приговор и определение Кассационной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 6 декабря 1930 года в отношении Прокопенко В.Е. изменить.
Переквалифицировать его действия со ст. 58-8 УК РСФСР на ст. 136 ч. 1 п. "а" УК РСФСР, по которой назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет.
В остальном судебные решения оставить без изменения.
Председательствующий |
В.М. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2004 г. N 125-П04ПР
Текст постановления официально опубликован не был