Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25 июня 2004 г. N 15-О04-11
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в составе:
председательствующего - Свиридова Ю.А.,
судей - Червоткина А.С., Бондаренко О.М.
рассмотрела в судебном заседании от 25 июня 2004 года уголовное дело по кассационным жалобам осужденных Рябова И.Н. и Шишова А.В. на приговор Верховного суда Республики Мордовии от 24 февраля 2004 года, по которому
Рябов И.Н., ...,
осужден к лишению свободы; по ст. 162 ч. 3 п. "в" УК РФ (в редакции Закона от 13 июня 1996 года) к 8 годам и 6 месяцам; по ст.ст. 30 ч. 3 и 105 ч. 2 п.п. "ж, з" УК РФ к 10 годам.
В соответствии со ст. 69 ч. 3 УК РФ окончательное наказание по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначено в виде лишения свободы сроком на 11 лет в исправительной колонии строгого режима.
Шишов А.В., ..., судимый: 21 ноября 2001 года по ст.ст. 30 ч. 3 и 166 ч. 1, 318 ч. 1, 222 ч. 4 УК РФ с применением ст. 69 УК РФ к 2 годам лишения свободы, освобожденный из мест лишения свободы 24 апреля 2003 года условно-досрочно на 2 месяца и 16 дней,
осужден к лишению свободы: по ст. 162 ч. 3 п. "в" УК РФ (в редакции Закона от 13 июня 1996 года) к 8 годам и 6 месяцам; по ст.ст. 30 ч. 3 и 105 ч. 2 п.п. "ж, з" УК РФ к 10 годам.
В соответствии со ст. 69 ч. 3 УК РФ окончательное наказание по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, назначено в виде лишения свободы сроком на 11 лет в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока наказания осужденным Рябову И.Н. и Шишову А.В. исчислено с 11 октября 2003 года.
Постановлено взыскать с осужденных Рябова ... и Шишова А.В. в солидарном порядке ... рублей в качестве компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Бондаренко О.М. об обстоятельствах дела и доводах кассационных жалоб, выступление осужденного Шишова А.В., поддержавшего свою жалобу, выступление адвоката Мельниковой Л.Ю., поддержавшей жалобу осужденного Рябова И.Н., мнение прокурора Филимоновой С.Р., полагавшей приговор оставить без изменений, Судебная коллегия установила:
Рябовым И. и Шишовым совершен разбой, т.е. нападение в целях хищения чужого имущества; с применением насилия опасного для жизни и здоровья; группой лиц по предварительному сговору; с применением предметов (ножа и отвертки), используемых в качестве оружия; с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего.
Ими же совершено покушение на убийство, т.е. покушение на умышленное причинение смерти другому человеку, совершенное группой лиц по предварительному сговору, сопряженное с разбоем.
Преступления были совершены в ночь на 11 октября 2003 года ... при обстоятельствах, установленных судом и изложенных в приговоре.
Осужденный Рябов И. в своей кассационной жалобе, оспаривая обоснованность своего осуждения ставит вопрос об отмене приговора и прекращении уголовного дела, в части, касающейся его осуждения по ст. 162 ч. 3 п. "в" УК РФ; переквалификации его действий со ст.ст. 30 ч. 3 и 105 ч. 2 п.п. "ж, з" УК РФ на ст. 114 ч. 1 УК РФ либо на ст. 118 ч. 1 УК РФ.
Кроме того в жалобе ставится вопрос о смягчении назначенного наказания и снижении размера компенсации морального вреда взысканного в пользу потерпевшего Р.
В своей дополнительной жалобе осужденный Рябов И. просит об отмене приговора и направлении дела на новое судебное рассмотрение. При этом он утверждает, что ранения потерпевшему он причинил случайно, а в багажник автомашины Р. положили для того, чтобы отвезти в больницу.
Осужденный Шишов в своей кассационной жалобе просит кассационную коллегию отменить приговор по ст. 162 ч. 3 п. "в" УК РФ, переквалифицировать его действия со ст.ст. 30 ч. 3 и 105 ч. 2 п.п. "ж, з" УК РФ на ст. 112 ч. 1 УК РФ и снизить до минимальных размеров взыскания компенсации морального вреда.
В жалобе Шишов указываем на то, что в период предварительного следствия были применены недозволенные методы: угрозы и насилия, под действием которых он оговорил себя.
Государственный обвинитель Кичаев Ю.В. в своих возражениях на поступившие кассационные жалобы просит оставить их без удовлетворения, а приговор суда без изменения.
Проверив материалы уголовного дела и обсудив доводы кассационных жалоб осужденных, Судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения, оснований для отмены либо изменения приговора.
Виновность Рябова И. и Шишова в совершении преступлений, при установленных судом и изложенных в приговоре обстоятельствах, подтвержден доказательствами, добытыми в ходе предварительного следствия, проверенными в судебном заседании и приведенными в приговоре.
Допрошенные в судебном заседании Рябов И. и Шишов отрицали свою виновность в совершении разбоя, показали, что во время ссоры он случайно: Рябов И. ножом, а Шишов отверткой, причинили потерпевшему ранения. Намереваясь отвезти раненого Р. в больницу они погрузили его в багажник его же автомашины, но по дороге потерпевший смог самостоятельно выбраться из автомашины и убежать.
Будучи допрошенными в качестве подозреваемых Рябов И. и Шишов признавали, что совершили разбойное нападение на Р. пытались его убить, а труп утопить в пруду.
Суд обоснованно признал эти показания Рябова Н. и Шишова правдивыми, поскольку их объективность была подтверждена при проверке показаний Шишова и Рябовым с выходом на место, а также показаниями потерпевшего Р.. свидетелей Ф., П., Г., Р., Ш., К. и материалами дела:
- заключением судебно-медицинской экспертизы о том, что потерпевшему Р. были причинены 4 остро-резаные раны в области шеи с повреждением гортани, резаная рана в области лба, 2 проникающие колото-резаные раны в области левой половины грудной клетки, колото-резаная рана правой боковой поверхности брюшной стенки. Эти повреждения относятся к категории повлекших тяжкий вред здоровью, опасных для жизни. Раны были причинены как воздействием колющего предмета, так и острого режущего предмета;
- протоколом осмотра места происшествия, во время которого были обнаружены документы потерпевшего;
- протоколом проверки показаний Шишова, при которой были обнаружены и изъяты орудия преступления: нож и отвертка;
- заключением судебно-биологических экспертиз, обнаруживших следы крови на одежде потерпевшего и осужденных.
Доказательства, приведенные судом в обоснование виновности осужденных были добыты с соблюдением уголовно-процессуального закона и получили надлежащую оценку.
Доводы жалоб осужденных о применении к ним незаконных методов следствия Судебная коллегия находит необоснованными.
Эти доводы тщательно проверялись судом первой инстанции путем допроса: сотрудников милиции, участвовавших в оперативных мероприятиях, работников прокуратуры, а также путем анализа всех собранных доказательств.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что выдвигаемая Рябовым И. и Шишовым версия об оказании на них в период следствия давления путем насилия и угроз вызвана их желанием ввести суд в заблуждение, избежать ответственности за содеянное.
Необоснованными являются доводы осужденных о "случайном характере" причиненных ими потерпевшему Р. ранений. Эта версия опровергается не только приведенными выше доказательствами, но и заключением трассологической экспертизы определившей, что потерпевшему ножом и отверткой было причинено 6 колотых и 8 колото-резаных ранений.
В ходе предварительного следствия и судебного заседания нарушений уголовно-процессуального закона, которые могли бы повлиять на правильность выводов о виновности осужденных допущено не было, процессуальные права Рябова И. и Шишова, в том числе и их право на защиту были соблюдены.
Доводы кассационных жалоб об их необоснованном осуждении за совершение разбойного нападения опровергаются как их собственными показаниями в период следствия, так и показаниями потерпевшего, а также фактическим завладением ими похищенной автомашиной, курткой потерпевшего и деньгами в сумме ... рублей.
Суд правильно квалифицировал действия Рябова И. и Шишова: по ст. 162 ч. 3 п. "в" УК РФ, как разбойное нападение с причинением потерпевшему тяжкого вреда здоровью, и по ст.ст. 30 ч. 3 и 105 ч. 2 п.п. "ж, з" УК РФ, как покушение на убийство, совершенное группой лиц по предварительному сговору, сопряженное с разбоем. Обоснованными являются выводы суда о том, что Рябов И. и Шишов являясь соисполнителями преступления действовали с прямым умыслом на лишение жизни потерпевшего, имея целью его смерть, однако смерть Р. не наступила по причинам от них независящим.
При назначении наказания суд в соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ учел характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, роль каждого из осужденных в их совершении, данные об их личности, обстоятельства, отягчающие наказание, объективно отметив отсутствие обстоятельств, смягчающих наказание.
Назначенное Рябову И. и Шишову наказание является справедливым и оснований для его снижения Судебная коллегия не находит.
Необоснованными являются доводы кассационных жалоб, оспаривающих размер компенсации морального вреда причиненного совместными действиями осужденных потерпевшему Р. Удовлетворяя частично заявленные потерпевшим исковые требования суд объективно учитывал требования разумности и справедливости и определил размер компенсации, соответствующий степени нравственных и физических страданий потерпевшего, конкретные материалы дела.
Вместе с тем суд ошибочно определил солидарный порядок взысканий с осужденных в пользу потерпевшего, тогда как по смыслу закона взыскания компенсации морального вреда должны производиться в долевом порядке.
На основании всего изложенного, руководствуясь ст.ст. 378, 388 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
приговор Верховного Суда Республики Мордовия от 24 февраля 2004 года в отношении Рябова И.Н. и Шишова А.В. изменить: определив, что взыскание в счет компенсации морального вреда с осужденных Рябова И.Н. и Шишова А.В. в пользу потерпевшего Р. производить в долевом порядке, по ... рублей с каждого.
В остальной части приговор суда оставить без изменения, а кассационные жалобы осужденных без удовлетворения.
Председательствующий |
Свиридов Ю.А. |
Судьи |
Червоткин А.С. |
|
Бондаренко О.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25 июня 2004 г. N 15-О04-11
Текст определения официально опубликован не был