Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 31 марта 2004 г. N 159-П04ПР
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Радченко В.И., членов Президиума - Верина В.П., Жуйкова В.М., Каримова М.А., Кузнецова В.В., Меркушова А.Е., Попова Г.Н., Свиридова Ю.А., Серкова П.П., Смакова Р.М.
рассмотрел уголовное дело по надзорному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г. на приговор Горьковского областного суда от 19 февраля 1940 года, по которому
Черкесов В.С., он же Андреев В.А.,
судимый в 1928 году по ст. 136 УК РСФСР к 7 годам лишения свободы, в 1936 году по ст. 162 УК РСФСР к 2 годам лишения свободы, в 1938 году как социально вредный элемент к 3 годам лишения свободы,
осужден по ст. 58-14 УК РСФСР к высшей мере наказания - расстрелу, с поглощением неотбытого наказания, назначенного постановлением внесудебного органа.
Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 8 марта 1940 года приговор оставлен без изменения.
Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1940 года ходатайство Черкесова о помиловании отклонено, и приговор приведен в исполнение.
В надзорном представлении заместителем Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцевым А.Г. поставлен вопрос о пересмотре судебных решений в отношении Черкесова В.С.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Попова Г.Н., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, кассационного определения, мотивы надзорного представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства, выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., поддержавшего надзорное представление, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:
приговором суда Черкесов признан виновным в том, что, отбывая наказание в Унжлаге НКВД, являлся злостным отказчиком от работы, за что неоднократно подвергался административному взысканию. Так, за период с августа по сентябрь 1939 года имел 27 отказов от работы. 13 октября 1939 года Черкесов был направлен в ... лагерный пункт, где также отказывался от работы, не выходил на проверку, терроризировал администрацию лагпункта.
17 марта 1939 года начальник лагпункта при обходе обнаружил Черкесова в женском бараке и приказал ему выйти оттуда, но последний это требование не выполнил и обругал начальника лагпункта нецензурными словами. В связи с этим на Черкесова был выдан ордер на водворение его в изолятор. 18 октября 1939 года заключенные - дежурный по лагерному пункту Г. и заведующий изолятором Г. предложили Черкесову следовать в изолятор, но он отказался и оказал им сопротивление, поэтому они не смогли выполнить распоряжение начальника лагпункта.
Черкесов, будучи озлобленным на Г. и Г. за то, что они намеревались водворить его в изолятор, в этот же день вечером пришел в красный уголок лагпункта, подошел к сидевшему там Г. и нанес ему из мести ножевое ранение в спину, отчего через 10 минут наступила смерть последнего. После этого Черкесов с целью убийства пытался разыскать Г., но найти его не смог (из приговора, л.д. 109-110).
В надзорном представлении заместитель Генерального прокурора Российской Федерации указывает на то, что суд, правильно установив фактические обстоятельства совершенного Черкесовым убийства, необоснованно квалифицировал его действия как контрреволюционный саботаж, а также необоснованно осудил Черкесова за отказы от работы и оказание сопротивления при доставке его в изолятор.
Изучив надзорное представление и материалы уголовного дела, Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит надзорное представление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании Черкесов, отрицая свою вину в контрреволюционном саботаже, подтвердил факт убийства заключенного Г. При этом он показал, что убийство совершил по той причине, что за несколько минут до этого Г. и Г. избили его за то, что он отказывался совершать кражи и давать им деньги.
Показания осужденного об избиении его Г. и Г. опровергаются показаниями допрошенных в суде работников лагерного пункта и заключенных, которые пояснили, что Г. и Г., как и другие лица, испытывали страх перед Черкесовым и не могли его избить. При этом никто из них не подтвердил наличие на лице Черкесова в день убийства Г. каких-либо повреждений, на что ссылался осужденный.
Вина Черкесова в совершении убийства Г. подтверждается показаниями свидетелей С., Я., З., Г., Ф., С., И. и других, которые видели, как он нанес смертельное ножевое ранение Г., а затем сообщил о совершенном убийстве и сдал нож, заключением судебно-медицинской экспертизы и другими доказательствами по делу.
Вместе с тем, в материалах уголовного дела не содержится доказательств того, что, совершая убийство, осужденный действовал с контрреволюционным умыслом, со специальной целью ослабления власти правительства и деятельности государственного аппарата, не приведены такие доказательства и в судебных решениях, а потому его действия по ст. 58-14 УК РСФСР как контрреволюционный саботаж квалифицированы необоснованно.
Ввиду указанного, судебные решения в отношении Черкесова подлежат изменению, а его действия - переквалификации со ст. 58-14 УК РСФСР на ст. 136 ч. 1 п.п. "а, б" УК РСФСР, предусматривавшую ответственность за умышленное убийство, совершенное из низменных побуждений, лицом, привлекавшимся ранее за умышленное убийство.
Что же касается осуждения Черкесова за отказы от работы, то действия осужденного в этой части являются нарушением порядка и условий отбывания наказания и влекут за собой не уголовную, а дисциплинарную ответственность.
Кроме того, необоснованно осужден Черкесов за оказание сопротивления Г. и Г. при доставке его в изолятор, поскольку они не являлись представителями власти, а были заключенными и отбывали наказание в лагере.
Учитывая это, указание об осуждении Черкесова за отказы от работы и оказание сопротивления Г. и Г. подлежит исключению из судебных решений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 408 ч. 1 п. 6 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:
1. Надзорное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г. удовлетворить.
2. Приговор Горьковского областного суда от 19 февраля 1940 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 8 марта 1940 года в отношении Черкесова В.С., он же Андреев В.А., изменить, переквалифицировать его действия со ст. 58-14 УК РСФСР на ст. 136 ч. 1 п.п. "а, б" УК РСФСР, по которой назначить 10 лет лишения свободы.
Исключить из судебных решений указание об осуждении Черкесова за отказы от работы и оказание сопротивления заключенным Г. и Г.
В остальной части судебные решения о нем оставить без изменения.
Председательствующий |
В.И. Радченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 31 марта 2004 г. N 159-П04ПР
Текст постановления официально опубликован не был