Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2006 г. N 19-О06-57
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Кочина В.В.
судей: Шишлянникова В.Ф. и Иванова Г.П.
рассмотрела в судебном заседании 14 декабря 2006 года уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Кривошлыка В.И. на приговор Ставропольского краевого суда от 12 октября 2006 года, которым
Кривошлык В.И.
осужден к лишению свободы:
- по ст. 105 ч. 2 п.п. "а, е, и" УК РФ сроком на 11 лет;
- по ст.ст. 30 ч. 3 и 105 ч. 2 п.п. "а, е, и" УК РФ сроком на 8 лет;
- по ст.ст. 30 ч. 3 и 105 ч. 2 п.п. "а, е, и" УК РФ сроком на 9 лет.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений окончательно назначено 16 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
По делу разрешен гражданский иск и определена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Шишлянникова В.Ф. по обстоятельствам дела и доводам жалобы, объяснения осужденного Кривошлыка В.И., поддержавшего свою кассационную жалобу, мнение прокурора Гостюжевой И.А., полагавшей изменить приговор и квалифицировать действия осужденного по обоим эпизодам покушения на убийство единой квалификацией по ст.ст. 30 ч. 3 и 105 ч. 2 п.п. "а, е, и" УК РФ, судебная коллегия установила:
Кривошлык В.И. признан виновным в том, что 3 декабря 2005 года около 22 часов 30 минут, находясь в состоянии алкогольного опьянения возле кафе "...", ..., из хулиганских побуждений, общеопасным способом из охотничьего ружья совершил убийство двух лиц: Г. и Б. и покушение на убийство К., С. и С., а спустя несколько минут покушение на убийство К., К. и К.
Преступления совершены при обстоятельствах, указанных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Кривошлык В.И., не соглашаясь с приговором, указывает, что у него не было умысла на убийство К., С., и С., в окно кафе "..." он попал случайно и не знал, что в кафе находятся люди, считает, что показания свидетелей являются противоречивыми, не согласен с назначенным наказанием, считает его чрезмерно суровым, просит отменить приговор и дело направить на новое рассмотрение.
В возражениях на кассационную жалобу осужденного государственный обвинитель Тетеревятникова О.И., потерпевшие Г. и Б. опровергают изложенные в ней доводы, просят оставить жалобу без удовлетворения, а приговор без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению.
Вина Кривошлыка В.И. в содеянном при указанных в приговоре обстоятельствах, полностью установлена в судебном заседании совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании всесторонне, полно и объективно.
Так, допрошенный в судебном заседании по существу обвинения Кривошлык В.И. показал, что 3 декабря 2005 года за ужином он выпил спиртного, после чего дальнейших событий не помнит, однако не отрицал предъявленного обвинения и в содеянном раскаялся.
Помимо показаний Кривошлыка В.И., не отрицавшего обвинение, его вина в содеянном подтверждается показаниями потерпевших, свидетелей, протоколами осмотра мест происшествия, вещественных доказательств, заключениями экспертиз и другими исследованными судом доказательствами, анализ которых подробно изложен в приговоре.
Доводы жалобы осужденного о том, что показания свидетелей являются противоречивыми, несостоятельны, они опровергаются материалами дела.
Всем исследованным доказательствам, в том числе показаниям свидетелей, суд дал надлежащую оценку в приговоре и обоснованно, вопреки доводам жалобы осужденного, пришел к выводу о доказанности его вины в убийстве двух и покушении на убийство шестерых лиц.
Судом достоверно установлено, что умысел Кривошлыка В.И. был направлен на убийство двух и более лиц, его действия охватывались единым умыслом и были совершены с небольшим разрывом во времени. В результате его действий двое погибли на месте, а 6 человек, получили телесные повреждения различной тяжести, но смерть последних не наступила по не зависящим от осужденного обстоятельствам: в результате активных действий потерпевших, которые своевременно укрылись от выстрелов, упав на пол кафе, успели убежать, а затем и разоружили осужденного.
С учетом орудия совершения преступления, расстояния и направленности выстрелов, их количества, суд сделал правильный вывод о наличии у Кривошлыка прямого умысла на причинение смерти большому количеству лиц, двое из которых были убиты осужденным.
Доводы осужденного об отсутствии в его действиях такого признака как совершение преступления "из хулиганских побуждений", в судебном заседании проверялись и не нашли подтверждения. Более того, они опровергнуты совокупностью исследованных судом доказательств. Как установлено в судебном заседании и об этом правильно указано в приговоре, Кривошлык В.И. ни с кем из потерпевших никаких конфликтов не имел, с семьей Бескровных был в дружеских отношениях, потерпевшие никаких противоправных действий не совершали и таким образом не давали ему поводов для того, чтобы совершать в отношении их преступление.
Действия Кривошлыка В.И. были совершены во время проведения свадьбы, в результате его действий был испорчен праздник, были убиты два человека и ранены шесть человек, повреждены автомобили и имущество кафе.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что Кривошлык В.И. совершил преступление из хулиганских побуждений, общеопасным способом - неоднократной, прицельной стрельбой в массу людей, находившихся в кафе, у кафе, в автомашине, на улице, а также в убегавших от его выстрелов людей. И только активные действия граждан, спасавшихся от нападения Кривошлыка В.И. и обезоруживших его, не привели к более тяжким последствиям, что не зависело от его воли.
Психическое состояние Кривошлыка В.И. исследовалось следствием и судом и как указано в заключении экспертов, отдельные его высказывания о запамятовании некоторых обстоятельств дела не укладываются в целостную картину какого-либо психического расстройства, носят нарочитый, демонстративный характер, преподносятся им в защитных целях и поэтому их следует расценивать как установочное поведение. С этими выводами экспертов - психиатров суд согласился, поскольку оснований подвергать их сомнению не имелось.
Юридическая оценка действий осужденного дана судом правильно, за исключением того, что оба эпизода покушений на убийство: К., С., С., а также К., К. и К. следовало квалифицировать не самостоятельно каждый эпизод, а как единое деяние по ст.ст. 30 ч. 3 и 105 ч. 2 п.п. "а, е, и" УК РФ, исходя из требований ч. 1 ст. 17 УК РФ.
Наказание осужденному назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом характера и степени общественной опасности совершенных преступлений, данных о личности виновного и всех обстоятельств дела, оно является справедливым и, несмотря на внесенные в приговор изменения, смягчению не подлежит.
Гражданский иск разрешен судом в соответствии с требованиями закона, с учетом всех обстоятельств дела, в том числе с учетом материального положения осужденного, а также принципов справедливости и разумности.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, по делу не установлено.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378, 379, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Ставропольского краевого суда от 12 октября 2006 года в отношении Кривошлыка В.И. изменить: квалифицировать его действия по эпизодам покушения на убийство: К., С., С., а также К., К. и К., С. по ст.ст. 30 ч. 3 и 105 ч. 2 п.п. "а, е, и" УК РФ, по которой назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 9 (девять) лет.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 105 ч. 2 п.п. "а, е, и" УК РФ и ст.ст. 30 ч. 3 и 105 ч. 2 п.п. "а, е, и" УК РФ путем частичного сложения наказаний, окончательно назначить Кривошлыку В.И. 16 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор в отношении Кривошлыка В.И. оставить без изменения, а кассационную жалобу осужденного, - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2006 г. N 19-О06-57
Текст определения официально опубликован не был