Определение ВК Верховного Суда РФ от 7 апреля 2009 г. N 2-8132/43
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего генерал-лейтенанта юстиции Коронца А.Н.
и судей генерал-майора юстиции Королева Л.А.,
полковника юстиции Крупнова И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании заключение заместителя Генерального прокурора РФ - Главного военного прокурора государственного советника юстиции 1 класса Фридинского С.Н. на приговор военного трибунала войск НКВД Кировской области от 19 сентября 1943 года, оставленный без изменения определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 21 декабря 1943 года, согласно которому бывший военнослужащий Красной Армии Дюмин В.Я., осужден по ст. 58-1 "б" УК РСФСР к десяти годам лишения свободы с поражением прав, предусмотренных п.п. "а" и "б" ст. 31 того же УК, на три года и с конфискацией лично ему принадлежащего имущества.
Этим же приговором Дюмин Я.М. по ст. 58-1 "а" УК РСФСР оправдан.
Заслушав доклад судьи Крупнова И.В., выступление военного прокурора Главной военной прокуратуры полковника юстиции Сожигаева А.Е., поддержавшего заключение, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
Дюмин В.Я. признан виновным в измене родине, совершенной военнослужащим.
Согласно приговору, красноармеец строительного батальона Дюмин В.Я. в ноябре 1941 г. попал в окружение немецких войск и вернулся в свое село ..., где служил немцам до февраля 1943 г.
Будучи полицейским, Дюмин В.Я. выполнял распоряжения немецких оккупационных властей, производил сбор продуктов питания для нужд немецкой армии, отбирал у населения собранные в поле колосья хлеба и конвоировал в районную полицию Д.
В заключении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора предлагается признать Дюмина В.Я. не подлежащим реабилитации.
В обоснование этого указано, что Дюмин в ходе предварительного следствия и суда признал себя виновным в измене родине и показал, что в 1941 году был призван на военную службу в Красную Армию, которую проходил в строительном батальоне в качестве красноармейца. В ноябре того же года в районе города ... он попал в окружение немецких войск и вернулся к себе домой в село ..., оккупированное немцами. В мае 1942 г. он добровольно поступил на службу к немцам в качестве полицейского. В этой должности он служил немцам до прихода частей Красной Армии в феврале 1943 года.
Кроме того, Дюмин В.Я. пояснил, что на время службы у немцев ему было выдано удостоверение полицейского, нарукавная повязка и выплачивалось денежное довольствие. Проходя службу у немцев, он нес охрану сельской управы от нападения партизан, производил сбор продуктов питания у населения для нужд немецкой армии, а также сопровождал арестованных по подозрению в связях с партизанами в районную полицию (л.д. 33-34, 36, 37-39, 41, 85-86).
Помимо личного признания виновность Дюмина В.Я. в измене родине подтверждается показаниями свидетелей Д., Д. и Д., а также другими доказательствами по делу.
Так, свидетель Д. показала, что знала Дюмина В.Я. как односельчанина. В период немецкой оккупации он был полицейским и собирал у жителей села продукты питания для нужд немецкой армии. В частности, в июле 1942 г. он отобрал у нее, а также у Д. и Д. коров, собирал у жителей села хлеб, кур и яйца, которые сдавались для нужд немецкой армии (л.д. 52-53).
Согласно показаниям свидетеля Д., в июле 1942 года полицейский Дюмин В.Я. приказал ее сыну отвести принадлежащую ей корову в сельскую управу. Когда она стала возражать, Дюмин В.Я. сказал ей: "молчи, твой муж коммунист" (л.д. 54-55).
В свою очередь, Д., допрошенный в качестве свидетеля, показал, что в период немецкой оккупации он был старостой села ... Ему подчинялся полицейский Дюмин В.Я., который по его указанию производил сбор продуктов питания у населения для нужд немецкой армии, нес службу по охране сельской управы от нападения партизан, а также производил обыск в домах односельчан (л.д. 56-58).
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, Военная коллегия находит осуждение Дюмина В.Я. по ст. 58-1 "б" УК РСФСР обоснованным, а заключение заместителя Генерального прокурора РФ - Главного военного прокурора государственного советника юстиции 1 класса Фридинского С.Н. подлежащим удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 9, 10 Закона РФ от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" и ст.ст. 407 и 408 УПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
Признать Дюмина В.Я. не подлежащим реабилитации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение ВК Верховного Суда РФ от 7 апреля 2009 г. N 2-8132/43
Текст определения официально опубликован не был