Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2004 г. N 20-Г04-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лаврентьевой М.Н.
судей Пирожкова В.Н.
Емышевой В.А.
рассмотрела в судебном заседании от 15 сентября 2004 г. дело по кассационному представлению прокурора прокуратуры Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 апреля 2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Селяниной Н.Я., поддержавшей кассационное представление прокурора прокуратуры Республики Дагестан, Судебная коллегия установила:
Прокурор Республики Дагестан обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству пункта 2 Порядка предоставления и использования средств, зачисляемых в республиканский бюджет Республики Дагестан за нарушение законодательства о рыболовстве и об охране водных биологических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 20 февраля 2002 г.
В обоснование заявленного требования прокурор ссылался на то, что положения оспариваемой нормы, предусматривающие зачисление в республиканский бюджет средств от переданной на промышленную переработку изъятой рыбы и рыбопродукции, соответствующих штрафов, взысканных в административном и судебном порядке за нарушение законодательства о рыболовстве и об охране водных биологических ресурсов, а также средств, взысканных за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, в соответствии с федеральным законодательством не могли быть предметом регулирования органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Указанным решением Верховного Суда Республики Дагестан в удовлетворении заявления прокурора отказано.
В кассационном представлении прокурора прокуратуры Республики Дагестан ставится вопрос об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение.
Судебная коллегия полагает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что на федеральном уровне вопрос распределения указанных средств по бюджетам не урегулирован, поэтому, субъект Российской Федерации вправе был осуществить собственное регулирование.
Однако, с таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.
Согласно п. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия, относятся к неналоговым доходам. Как усматривается из оспариваемой нормы, именно указанные выше средства, зачисляются в республиканский бюджет.
В тоже время, в соответствии со ст. 47 Бюджетного кодекса РФ собственные неналоговые доходы бюджетов должны быть закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.
Это же требование закона подтверждается ст. 7 Бюджетного кодекса РФ, установившей компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в области регулирования бюджетных отношений и относящей к ведению Российской Федерации разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы.
Положения оспариваемой нормы, предусматривающей зачисление в республиканский бюджет, в частности, средств соответствующих штрафов, кроме того, противоречат ст. 46 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации.
Федеральным законодательством иной порядок зачисления штрафов, чем предусмотрен в указанной выше норме, не установлен. Более того, в соответствии с п.п. 6 п. 3 ст. 7 Федерального закона от 25 сентября 1997 г. "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, относятся к другим собственным неналоговым доходам местных бюджетов.
Примером закрепления неналоговых доходов законами Российской Федерации являются Законы о федеральных бюджетах, на которые, в частности, ссылается суд в решении.
Поскольку судом неправильно применены нормы материального права, решение в силу ст. 362 ГПК РФ не может быть признано законным и подлежит отмене.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств. Поэтому, судебная коллегия, не передавая дело на новое рассмотрение, считает возможным принять новое решение об удовлетворении заявления прокурора Республики Дагестан.
Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 16 апреля 2004 г. отменить и принять новое решение, которым заявление прокурора Республики Дагестан удовлетворить, признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 2 Порядка предоставления и использования средств, зачисляемых в республиканский бюджет Республики Дагестан за нарушение законодательства о рыболовстве и об охране водных биологических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 20 февраля 2002 г., со дня вступления решения в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2004 г. N 20-Г04-10
Текст определения официально опубликован не был