Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 августа 2007 г. N 20-Г07-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.
судей Макарова Г.В.
Меркулова В.П.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Магомедгаджиева О.И. и Сапиева А.Л. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части, касающейся педагогических работников образовательных учреждений, пункта 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан N 64 от 30 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа", пунктов 2 и 5 "Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа", утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан N 252 от 10 ноября 2006 года, нормативов распространения указанных Закона и Порядка на семью педагогического работника, на педагогических работников, ушедших на пенсию, на педагогических работников образовательных учреждений, работающих в сельской местности, но не проживающих там, об обязании Правительства Республики Дагестан определить срок доставки твердого топлива педагогическим работникам до 01 сентября текущего года и определении механизма компенсации, если своевременно и в срок не будет доставлено твердое топливо по кассационным жалобам Министерства юстиции Республики Дагестан и Народного Собрания Республики Дагестан на решение Верховного суда Республики Дагестан от 20 апреля 2007 года, которым заявление удовлетворено частично.
Пункт 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан N 64 от 30 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" (в части слов "в пределах социальной нормы площади жилья, нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в Республике Дагестан"), пункт 5 "Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа", утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан N 252 от 10 ноября 2006 года, (в части слов "в пределах установленной законодательством социальной нормы площади жилья, нормативов потребления коммунальных услуг согласно приложению") со дня вступления решения суда в законную силу признаны недействующими и не подлежащими применению, противоречащими Закону Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 года (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "Об образовании" в части, касающейся педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа.
В признании противоречащим федеральному законодательству пункта 2 "Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа", утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан N 252 от 10 ноября 2006 года, отказано.
В части требований заявителей о распространении действия Закона Республики Дагестан N 64 от 30 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" и "Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа", утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан N 252 от 10 ноября 2006 года, на семью педагогического работника, на педагогических работников, ушедших на пенсию, на педагогических работников образовательных учреждений, работающих в сельской местности, но не проживающих там, об обязании Правительства Республики Дагестан определить срок доставки твердого топлива педагогическим работникам до 01 сентября текущего года и определении механизма компенсации, если своевременно и в срок не будет доставлено твердое топливо определением Верховного суда Республики Дагестан от 20 апреля 2007 года производство по делу прекращено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., объяснения представителя Магомедгаджиева О.И. и Сапиева А.Л. Хмелькова С.Б., возражавшего против доводов кассационных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Магомедгаджиев О.И., работающий учителем в средней школе в селении ... Республики Дагестан, и Сапиев А.Л., работающий учителем в средней школе в селении ... района Республики Дагестан и проживающий в г. ... обратились в Верховный суд Республики Дагестан с заявлениями о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими в части, касающейся педагогических работников образовательных учреждений, пункта 1 статьи 4 Закона Республики Дагестан N 64 от 30 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа", пунктов 2 и 5 "Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа", утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан N 252 от 10 ноября 2006 года, установленных нормативов, распространения действия указанных Закона и Порядка на семью педагогического работника, на педагогических работников, ушедших на пенсию, на педагогических работников образовательных учреждений, работающих в сельской местности, но не проживающих там, об обязании Правительства Республики Дагестан определить срок доставки твердого топлива педагогическим работникам до 01 сентября текущего года и определении механизма компенсации, если своевременно и в срок не будет доставлено твердое топливо.
Данные заявления были объединены в одно производство.
В обоснование заявлений Магомедгаджиев О.И. и Сапиев А.Л. ссылались на то, что оспариваемые положения противоречат положениям федерального законодательства, т.к. ограничивают расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, пределами социальной нормы жилья, нормативами потребления коммунальных услуг и местом проживания получателей мер социальной поддержки, установленных в Республике Дагестан.
Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просят в кассационных жалобах Министерство юстиции Республики Дагестан и Народное Собрание Республики Дагестан. Полагают, что суд неправильно применил нормы материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, не находит оснований для отмены решения.
В силу части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Дагестан N 64 от 30 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в сельской местности и поселках городского типа" действие настоящего Закона распространяется на работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа: педагогических работников образовательных учреждений; медицинских и фармацевтических работников государственных учреждений здравоохранения (врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием), а также проживающих с ними членов их семей; специалистов культурно-просветительных учреждений; социальных работников государственных учреждений социального обслуживания населения; специалистов государственной ветеринарной службы Республики Дагестан.
Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, осуществляется в пределах социальной нормы площади жилья, нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в Республике Дагестан (пункт 1 статьи 4 Республики Дагестан N 64 от 30 декабря 2004 года).
Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, устанавливается Правительством Республики Дагестан (пункт 2 статьи 4 Республики Дагестан N 64 от 30 декабря 2004 года).
Постановлением Правительства Республики Дагестан N 252 от 10 ноября 2006 года утвержден Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, согласно которому меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, предоставляются в виде уменьшения платежей за сетевой газ, электроэнергию, твердое топливо, а также за занимаемое ими помещение.
Пунктом 5 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, установлено, что социальная поддержка по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляется гражданам в пределах установленной законодательством социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг согласно приложению.
Удовлетворяя заявленные требования в указанной выше части, суд руководствовался следующим.
Согласно подпунктам "е" и "к" статьи 72 и подпунктам 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 года (с последующими изменениями) "Об образовании" предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года (с последующими изменениями) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.
При этом статья 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что для перечисленных категорий работников льготы по обеспечению бесплатного освещения и отопления предоставляются без каких-либо ограничений и норм.
Следовательно, федеральное законодательство не предусматривает предоставление педагогическим работникам права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках с каким-либо ограничением.
Ссылка в кассационных жалобах на то, что субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять размер, условия и порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, в данном случае несостоятельна, поскольку предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках, в виде права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено, как указывалось выше, федеральным законодательством.
Другие доводы кассационных жалоб, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны и не являются основанием к отмене решения суда.
Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационных жалобах, не имеется.
Руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Дагестан от 20 апреля 2007 года оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства юстиции Республики Дагестан и Народного Собрания Республики Дагестан - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 августа 2007 г. N 20-Г07-8
Текст определения официально опубликован не был