Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 3 ноября 2004 г. N 20-О04-46
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Лутова В.Н.
судей Степанова В.П. и Магомедова М.М.
рассмотрела в судебном заседании от 3 ноября 2004 года кассационные жалобы осужденных Сулаева М.С. и Шамилова С.Д. на приговор Верховного суда Республики Дагестан от 27 июля 2004 года, которым Сулаев М.С., осужден по ст. 162 ч. 3 УК РФ к 7 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
По ст. 222 ч. 1 УК РФ Сулаев оправдан за непричастностью к преступлению.
Срок отбытия наказания исчисляется с 18 февраля 2004 года.
Шамилов С.Д., осужден по ст. 105 ч. 2 п. "к" УК РФ к 13 годам лишения свободы, по ст. 162 ч. 3 УК РФ к 8 годам лишения свободы, по ст. 222 ч. 1 УК РФ к 2 годам лишения свободы и на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений назначено 15 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбытия наказания исчисляется с 10 февраля 2004 года.
Шамилов и Сулаев осуждены за разбойное нападение на К., совершенное 9 февраля 2004 года по предварительному сговору группой лиц, с незаконным проникновением в жилище и применением оружия.
Шамилов, кроме того осужден за умышленное причинение смерти К. с целью сокрытия совершенного преступления и за незаконное приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия.
Заслушав доклад судьи Магомедова М.М., выступление адвоката Касимовой А.И. просившей действия Сулаева переквалифицировать на ст. 161 ч. 1 УК РФ, мнение прокурора Гулиева А.Г., полагавшего, что приговор является законным и обоснованным, судебная коллегия установила:
В кассационных жалобах:
- осужденный Шамилов утверждает, что у него не было предварительного сговора с Сулаевым на совершение разбойного нападения на К. Потерпевшую он не хотел убивать, выстрел произошел случайно. На предварительном следствии в результате примененных к нему недозволенных методов ведения следствия он оговорил себя. Просит по ст.ст. 105 ч. 2 п. "к", 162 ч. 3 УК РФ его оправдать и с учетом смягчающих обстоятельств снизить ему наказание;
- осужденный Сулаев отрицает предварительного сговора с Шамиловым на совершение разбойного нападения, он не видел оружия у Шамилова и не знал, что тот угрожал пистолетом потерпевшей. Суд приговор обосновал на показаниях Шамилова полученных с нарушением закона, которых следовало признать недопустимыми доказательствами. Просит его действия переквалифицировать на ст. 161 ч. 1 УК РФ и с учетом смягчающих обстоятельств назначить ему наказание с применением ст. 64 УК РФ.
В возражениях на кассационные жалобы потерпевший К. просит жалобы осужденных оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений на них, судебная коллегия находит приговор законным и обоснованным.
Выводы суда о виновности Сулаева и Шамилова в совершении преступлений, за которые они осуждены, являются правильными и основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах подробно и правильно изложенных в приговоре.
Так, из содержания показаний осужденного Шалимова, данных при допросе в качестве подозреваемого, видно, что он договорился с Сулаевым завладеть имуществом К. и с этой целью, дождавшись ухода мужа потерпевшей на работу, обманным путем проникли в дом К. и угрожая пистолетом, который был у него и о наличии которого знал Сулаев, они связали потерпевшую и похитили деньги и ценности. Когда они собирались уходить, он сообщил Сулаеву, что К. узнала его. После чего он подошел к потерпевшей и произвел выстрел в ее затылок. Пистолет он приобрел в 1999 году, хранил и носил с собой.
Осужденный Сулаев на предварительном следствии, также подтверждал, что у него была договоренность с Шамиловым о завладении имуществом К. с применением пистолета, который был у Шамилова. Он рассказал, когда, каким образом они проникли в дом потерпевших и завладели имуществом, связав К., угрожая ей оружием.
В последующем осужденные Шамилов и Сулаев изменили свои показания. Шалимов стал утверждать, что у них договоренности на разбойное нападение не было, Сулаев не знал о наличии у него оружия. Выстрел в потерпевшую произошел случайно. Сулаев также заявил, что договоренности с Шамиловым на совершение разбойного нападения у него не было. Он не знал о наличии у Шамилова оружия и не видел, как тот применял оружие.
Судом дана оценка показаниям Сулаева и Шамилова. Признаны правильными приведенные показания осужденных на предварительном следствии о том, что они по предварительной договоренности с применением оружия обманным путем проникли в дом К. и совершили нападение на потерпевшую, а также показания Шамилова о том, что он убил потерпевшую, чтобы скрыть совершенное преступление, т.к. эти показания получены с соблюдением требований закона, в основном соответствуют друг другу и подтверждаются остальными доказательствами приведенными в приговоре.
Так, из показаний потерпевшего К. видно, что 9 февраля 2004 года примерно в 7 часов 40 минут он уехал на работу, а жена оставалась дома. Около 11 часов приехав домой он обнаружил убитую жену, а также, что из дома были похищены деньги и ценности.
Свидетель М. показал, что 9 февраля примерно в 8 часов 15 минут проходя мимо дома К. увидел своего знакомого Шамилова и еще одного парня, которые выходили из дома К. Шалимов увидев его, отвернулся. Когда ему стало известно об убийстве К., он сообщил в милицию о том, что видел Шалимова и Сулаева, выходивших из дома потерпевших.
При осмотре места происшествия обнаружен труп К. с огнестрельным ранением головы, заклеенным скотчем ртом и связанными назад руками. С места происшествия изъяты бельевая веревка, рулон и кусок скотча и гильза от патрона калибра 5,6 мм.
По заключению комиссионной судебно-медицинской экспертизы смерть К. наступила от огнестрельного ранения головы.
Согласно заключению баллистической экспертизы гильза изъятая с места происшествия является составной частью патрона калибра 5,6 мм, которая отстрелена из пистолета системы Маргалина, либо из самодельно изготовленного оружия.
Доводы осужденных о применении к ним недозволенных методов ведения следствия судом проверялись и не нашли своего подтверждения.
Не основанными на материалах дела являются и утверждения о том, что в основу приговора положены недопустимые доказательства.
Таким образом, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд обоснованно пришел к выводу о виновности Шамилова и Сулаева в разбойном нападении, совершенном по предварительному сговору группой лиц, с незаконным проникновением в жилище и применением оружия, а Шамилова и в умышленном причинении смерти другому лицу с целью сокрытия совершенного преступления, а также в незаконном приобретении, хранении и ношении огнестрельного оружия. Действиям Шалимова и Сулаева судом дана правильная правовая оценка.
Наказание осужденным Шамилову и Сулаеву назначено в соответствии с законом, учетом тяжести содеянного, смягчающих обстоятельств и данных о их личности.
Оснований для отмены либо изменения приговора не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Верховного суда Республики Дагестан от 27 июля 2004 года в отношении Сулаева М.С. и Шамилова С.Д. оставить без изменения, а кассационные жалобы Сулаева М.С. и Шамилова С.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Лутов В.Н. |
Судьи |
Степанов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 3 ноября 2004 г. N 20-О04-46
Текст определения официально опубликован не был