Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 20 апреля 2005 г. N 20-005-12
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ в составе:
председательствующего Магомедова М.М.
судей Похил А.И. и Степанова В.П.
рассмотрела в судебном заседании от 20 апреля 2005 года кассационные жалобы осужденного Рамазанова С.З. и адвоката Хизриева О.М. на приговор Верховного суда Республики Дагестан от 6 октября 2004 года, которым Рамазанов С.З. осужден: по ст. 105 ч. 2 п.п. "ж", "з" УК РФ к 15 годам лишения свободы; по ст. 222 ч. 1 УК РФ к 2 годам лишения свободы и на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений назначено 16 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Алимагомедов А.Г. осужден: по ст.ст. 33 ч. 4 - 105 ч. 2 п.п. "ж", "з" УК РФ к 15 годам лишения свободы; по ст. 222 ч. 1 УК РФ к 3 годам лишения свободы и на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений назначено 16 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Бирцинаев М.М. осужден: по ст.ст. 33 ч. 5 - 105 ч. 2 п.п. "ж", "з" УК РФ к 10 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбытия наказания Алимагомедову, Бирцинаеву и Рамазанову исчислять с 8 ноября 2003 года.
По делу разрешены гражданские иски.
Рамазанов осужден за умышленное причинение смерти Г. из корыстных побуждений, совершенное по предварительному сговору группой лиц, Алимагомедов за подстрекательство, а Бирцинаев за пособничество в совершении указанного убийства из корыстных побуждений, по предварительному сговору группой лиц.
Рамазанов и Алимагомедов осуждены за ношение огнестрельного оружия с боеприпасами, а последний и за незаконное их приобретение, хранение и передачу.
Заслушав доклад судьи Магомедова М.М., мнение прокурора Гулиева А.Г., полагавшего, что приговор является законным и обоснованным, Судебная коллегия установила:
В кассационных жалобах: осужденный Рамазанов с учетом смягчающих обстоятельств и данных о его личности просит смягчить назначенное ему наказание; адвокат Хизриев О.М. в защиту осужденного Бирцинаева просит приговор изменить и действия последнего переквалифицировать со ст. 105 ч. 2 п.п. "ж", "з" УК РФ на ст. 161 УК РФ.
В обосновании своей просьбы он указывает на то, что Бирцинаеву никто не говорил о том, что будет совершено убийство потерпевшего. Речь шла о том, что будет совершено ограбление. О наличии пистолета у Алимагомедова или у Рамазанова Бирцинаев не знал. Суд приговор обосновал на показаниях Алимагомедова и Рамазанова на предварительном следствии. Между показаниями всех осужденных на предварительном следствии имелись противоречия, но несмотря на это их троих защищал один адвокат Магомедгаджиев Г.К. Судом не установлен корыстный мотив у Бирцинаева, не установлено, что он действовал в группе с кем-либо и оказывал пособничество Рамазанову в убийстве потерпевшего.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению.
Имеющиеся в деле доказательства подтверждают совершение Рамазановым умышленного причинения смерти Г. из корыстных побуждений, а также в незаконном ношении огнестрельного оружия с боеприпасами, Алимагомедова в подстрекательстве Рамазанову в умышленном причинении смерти Г. из корыстных побуждений и в незаконном приобретении, ношении, хранении и передаче огнестрельного оружия с боеприпасами, Бирцинаева в открытом похищении чужого имущества, совершенного по предварительному сговору группой лиц, с незаконным проникновением в помещение.
Так, из содержания показаний осужденного Алимагомедова данных на предварительном следствии при допросе в качестве подозреваемого и обвиняемого с участием адвокатов соответственно Шахбанова А.М. и Джалалова К.П., видно, что он приобрел у неизвестного ему человека пистолет с глушителем, который носил и хранил у себя. Он с Рамазановым договорились совершить нападение на оператора в компьютерном зале, чтобы похитить мониторы. Затем предложили Бирцинаеву принять участие в ограблении. Последний согласился с их предложением.
По показаниям Алимагомедова, данных при допросе в качестве подозреваемого следует, что он свой пистолет передал Рамазанову и когда шли совершать нападение на бармена предполагал, что будет совершено убийство потерпевшего, т.к. он знал, что пистолет переданный им Рамазанову находится у последнего (т. 4 л.д. 25-30, 197-200). Далее из содержания этих, а также показаний данных Алимагомедовым в судебном заседании следует, что он, вместе с Рамазановым и Бирцинаевым, который не знал, что будет совершено убийство потерпевшего пришли в компьютерный зал, где Рамазанов выстрелом из его пистолета убил потерпевшего Г., после чего они втроем похитили мониторы и другие вещи из зала.
Осужденный Рамазанов показал в судебном заседании, что он с Алимагомедовым договорились с применением пистолета, который ему передал Алимагомедов, совершить нападение на работника кафе и похитить оттуда имущество. Ночью 30 апреля 2003 года, когда они собрались идти в указанное кафе, им встретился Бирцинаев, которому предложили участвовать в нападении и последний пошел вместе с ними в кафе. Там находился один потерпевший Г.
Они втроем сели за компьютер, затем он отдал Бирцинаеву деньги, чтобы тот купил бутылку грушевки. Когда потерпевший Г., взяв у Бирцинаева деньги, отвернулся к бару, он подошел и потребовал, чтобы потерпевший не двигался, но тот обернулся и тогда он дважды нажал на спусковой крючок, но произошел всего один выстрел и потерпевший упал, после этого они втроем похитили из кафе мониторы и другие вещи.
Осужденный Бирцинаев подтвердил, что он вместе с Рамазановым и Алимагомедовым пошли в кафе, где Рамазанов выстрелом из пистолета убил потерпевшего Г., после чего они втроем похитили из кафе мониторы и другие вещи.
Кроме этих показаний совершение осужденными приведенных выше преступлений подтверждается и другими доказательствами.
Так, согласно протокола осмотра места происшествия в кафе обнаружен труп Г. с огнестрельной раной на лбу.
По заключению судебно-медицинского эксперта смерть Г. наступила от слепого огнестрельного пулевого ранения головы. Повреждение причинено выстрелом из огнестрельного оружия, снаряженного пулей калибра 9 мм, с глушителем.
Из заключения эксперта следует, что пуля, извлеченная из головы Г., является частью патрона калибра 9 мм, предназначенного для выстрелов из пистолетов "ПС" и "АПС". Данная пуля выстреляна из пистолета "ИЖ", который является газовым пистолетом, переделанным для стрельбы из патронов к пистолету "ПМ" и пригоден для производства выстрелов. Данный пистолет изъят при обыске в гараже.
На месте происшествия изъяты следы пальцев, которые оставлены пальцами Рамазанова. У осужденных Алимагомедова, Бирцинаева и Рамазанова обнаружены часть вещей похищенных в кафе ...
Таким образом, из анализа приведенных доказательств вытекает, что Алимагомедов уговорил Рамазанова совершить нападение на Г. и убить его, чтобы похитить имущество, находящееся в кафе ... С этой целью Алимагомедов приобрел пистолет с патронами и глушителем, который носил с собой и хранил у себя, затем передал Рамазанову. После этого они предложили Бирцинаеву принять участие в ограблении потерпевшего, не поставив его в известность о наличии у Рамазанова пистолета и, что будет совершено убийство потерпевшего. После чего, они втроем пришли в кафе, где Бирцинаев по предложению Рамазанова купил у Г. грушевый напиток, а Рамазанов воспользовавшись, что потерпевший был отвлечен, выстрелом из пистолета убил Г., после чего они втроем похитили мониторы и другие вещи из кафе.
Следовательно, из приведенных данных следует, что Рамазанов незаконно носил огнестрельное оружие с боеприпасами и совершил умышленное причинение смерти другому лицу, Алимагомедов незаконно приобрел, носил, хранил и передал другому лицу огнестрельное оружие с боеприпасами, а также путем уговоров подстрекнул Рамазанова совершить умышленное причинение смерти другому лицу из корыстных побуждений, которое выразилось в том, что он передал пистолет Рамазанову и уговорил его совершить убийство потерпевшего, а Бирцинаев по предварительному сговору с Алимагомедовым и Рамазановым совершил открытое похищение чужого имущества с незаконным проникновением в жилище.
Эти действия следует квалифицировать у Рамазанова по ст.ст. 105 ч. 2 п. "з", 222 ч. 1 УК РФ, Алимагомедова по ст.ст. 33 ч. 4 - 105 ч. 2 п. "з", 222 ч. 1 УК РФ, а у Бирцинаева - по ст. 161 ч. 2 п.п. "а", "в" УК РФ.
Судом Рамазанов осужден и за умышленное причинение смерти другому лицу по предварительному сговору группой лиц, а Алимагомедов и Бирцинаев в пособничестве в совершении этого убийства по предварительному сговору группой лиц.
В обосновании вины Бирцинаева в соучастии в убийстве суд в приговоре сослался на показания осужденных данных на предварительном следствии Рамазанова (т. 4 л.д. 45-51, 60-61, 179-182, т. 5 л.д. 64-66), Алимагомедова (т. 4 л.д. 25-30, 197-200, т. 5 л.д. 72-74) и Бирцинаева (т. 4 л.д. 62-65, 215-218, т. 5 л.д. 57-59).
Между тем при допросах Бирцинаева (т. 4 л.д. 62-65, 215-218) и Рамазанова (т. 4 л.д. 45-51, 60-61, 179-182) несмотря на наличие в их показаниях существенных противоречий их интересы защищал один и тот же адвокат Магомедгаджиев Г.К. Следовательно данные показания осужденных Бирцинаева и Рамазанова получены с нарушением их права на защиту и поэтому не могут быть признаны допустимыми доказательствами. В связи с чем, суд не вправе был ссылаться на них в приговоре. Из содержания же остальных показаний Рамазанова и Бирцинаева, которые получены с соблюдением требований закона на предварительном следствии и в судебном заседании, а также из показаний осужденного Алимагомедова вытекает, что Бирцинаев согласился принять участие в ограблении, не зная, что у Рамазанова есть оружие и им будет совершено убийство потерпевшего. В связи с чем, Судебная коллегия действия Бирцинаева со ст.ст. 33 ч. 4 - 105 ч. 2 п.п. "ж", "з" УК РФ считает необходимым и возможным переквалифицировать на ст. 161 ч. 2 п.п. "а", "в" УК РФ (в редакции Закона от 8 декабря 2003 года).
Поскольку при предъявлении обвинения Бирцинаеву и в приговоре приведены фактические обстоятельства свидетельствующие о совершении им ограбления по предварительному сговору группой лиц и с незаконным проникновением в жилище, Судебная коллегия считает, что переквалификация действий Бирцинаева со ст.ст. 33 ч. 4 - 105 ч. 2 п.п. "ж", "з" УК РФ не ухудшает его положение и не нарушает его право на защиту.
Кроме того, по смыслу закона групповое преступление предполагает не менее двух соисполнителей. Поэтому в тех случаях, когда исполнитель убийства один, действия исполнителя, подстрекателя и пособников не могут быть квалифицированы по п. "ж" ст. 105 ч. 2 УК РФ.
В связи с чем, Судебная коллегия считает необходимым исключить осуждение Рамазанова по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ, а Алимагомедова по п. "ж" ч. 2 ст.ст. 33 ч. 4 - 105 УК РФ. осужденного Алимагомедова на предварительном следствии защищали адвокаты Шахбанов и Джалаков, поэтому утверждения адвоката Хазриева О.М., что и интересы Алимагомедова защищал адвокат Магомедгаджиев Г.К. несостоятельны.
По ст. 222 ч. 1 УК РФ Рамазанову наказание назначено в соответствии с законом, учетом тяжести содеянного и смягчающих обстоятельств. Эти же обстоятельства учитывает Судебная коллегия при назначении наказания Бирцинаеву. Вместе с тем, по ст. 222 ч. 1 УК РФ осужденному Алимагомедову наказание подлежит смягчению до 2-х лет лишения свободы.
По приговору от 6 апреля 2004 года Алимагомедов по ст. 222 ч. 1 УК РФ осужден к 2 годам лишения свободы. Этот приговор по ст. 222 ч. 1 УК РФ отменен не из-за мягкости назначенного Алимагомедову наказания по этой статье. Поэтому суд при новом рассмотрении дела не мог Алимагомедову назначить более строгое наказание, чем ему было назначено по приговору от 6 апреля 2004 года.
С учетом исключения осуждения Рамазанова по п. "ж" ч. 2 ст. 105 УК РФ и Алимагомедова по п. "ж" ч. 2 ст.ст. 33 ч. 4 - 105 УК РФ, Судебная коллегия считает необходимым смягчить наказание, назначенное Рамазанову по ст. 105 ч. 2 п. "з" УК РФ, а Алимагомедову по ст.ст. 33 ч. 4 - 105 ч. 2 п. "з" УК РФ.
С учетом того, что действия Бирцинаева переквалифицированы со ст.ст. 33 ч. 5 - 105 ч. 2 п.п. "ж", "з" УК РФ на ст. 161 ч. 2 п.п. "а", "в" УК РФ, Судебная коллегия считает необходимым исключить из приговора указание о взыскании с Бирцинаева солидарно в пользу Г. в счет компенсации морального вреда ... рублей.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
приговор Верховного суда Республики Дагестан от 6 сентября 2004 года в отношении Алимагомедова А.Г., Бирцинаева М.М. и Рамазанова С.З. изменить.
Действия Бирцинаева со ст.ст. 33 ч. 5 - 105 ч. 2 п.п. "ж", "з" УК РФ переквалифицировать на ст. 161 ч. 2 п.п. "а", "в" УК РФ (в редакции Закона от 8 декабря 2003 года), по которой назначить 4 года лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Исключить указание о взыскании с Бирцинаева солидарно в пользу Г. в счет компенсации морального вреда ... рублей.
Исключить осуждение Рамазанова по п. "ж" ст. 105 УК РФ, а Алимагомедова по п. "ж" ст.ст. 33 ч. 4 - 105 УК РФ. Смягчить наказание Рамазанову по ст. 105 ч. 2 п. "з" УК РФ до 14 лет лишения свободы, Алимагомедову по ст.ст. 33 ч. 4 - 105 ч. 2 п. "з" УК РФ до 14 лет лишения свободы, а по ст. 222 ч. 1 УК РФ до 2 лет лишения свободы.
На основании ст.ст. 69 ч. 3 УК РФ путем частичного сложения наказаний назначить: Рамазанову по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 105 ч. 2 п. "з", 222 ч. 1 УК РФ 15 лет лишения свободы; Алимагомедову по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 33 ч. 4 - 105 ч. 2 п. "з", 222 ч. 1 УК РФ 15 лет лишения свободы.
В остальном приговор о них оставить без изменения, а кассационные жалобы осужденного Рамазанова С.З. и адвоката Хизриева О.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Магомедов М.М. |
Судьи |
Похил А.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 20 апреля 2005 г. N 20-005-12
Текст определения официально опубликован не был