Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 24 октября 2002 г. N 2-О02-21
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего Каримова М.А.,
судей Рудакова С.В., Куменкова А.В.
рассмотрела в судебном заседании от 24 октября 2002 года кассационные жалобы осужденных Кукушкина М.В., Ульянова А.В. на приговор Вологодского областного суда от 20 мая 2002 г., которым
Кукушкин М.В., судимый: 24 апреля 1996 года по ст.ст. 144 ч. 2, 210 УК РСФСР к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора; 22 октября 1996 года по ст. 144 ч. 2 УК РСФСР с применением ст. 41 УК РСФСР к 2 годам 3 месяцам лишения свободы; 14 января 1997 года по ст. 158 ч. 2 УК РФ с применением ст. 40 ч. 3 УК РСФСР к 3 годам 6 месяцам лишения свободы; освобожденный от наказания 17 мая 2000 года по отбытии срока; 18 апреля 2001 года по ст. 213 ч. 3 УК РФ к 5 годам 3 месяцам лишения свободы с испытательным сроком 5 лет, осужден к лишению свободы: по ст. 105 ч. 2 п.п. "ж", "з" УК РФ на 15 лет; по ст. 162 ч. 3 п.п. "в", "г" УК РФ на 12 лет с конфискацией имущества; по совокупности преступлений, на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ назначено 16 лет лишения свободы с конфискацией имущества; в соответствии со ст. 74 ч. 5 УК РФ отменено условное осуждение, назначенное приговором суда от 18 апреля 2001 года и на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров назначено 17 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима с конфискацией имущества.
Ульянов А.В., родившийся 18 июня 1974 года в г. Урай Кондинского района Тюменской области, судимый 3 декабря 1997 года по ст. 166 ч. 2 п. "а" УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года; 3 июня 1998 года по ст. 161 ч. 2 п. "а" УК РФ с применением ст. 70 УК РФ к 4 годам лишения свободы; освобожденный от наказания 18 сентября 2001 года по отбытии срока, осужден к лишению свободы: по ст. 105 ч. 2 п.п. "ж", "з" УК РФ на 15 лет; по ст. 162 ч. 3 п. "в" УК РФ на 12 лет с конфискацией имущества; по совокупности преступлений, на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ назначено 16 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима с конфискацией имущества.
Кукушкин М.В. и Ульянов A.B. по ст. 167 ч. 2 УК РФ оправданы за отсутствием в их действиях состава преступления.
Заслушав доклад судьи Куменкова A.B., объяснения осужденных Кукушкина М.В., Ульянова A.B., поддержавших доводы кассационных жалоб, мнение прокурора Яшина С.Ю. об оставлении приговора без изменения, судебная коллегия установила:
Кукушкин и Ульянов признаны виновными в убийстве группой лиц по предварительному сговору К., сопряженном с разбоем, в совершении разбойного нападения на потерпевшего по предварительному сговору группой лиц, с применением предметов, используемых в качестве оружия с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего.
Осужденный Ульянов в кассационной жалобе просит приговор отменить, дело в отношении его прекратить, указывает, что его вина в совершении убийства и разбойного нападения не доказана, во время расследования дела он явку с повинной написал в результате принуждения, давал показания под воздействием работников милиции, допрашивался с нарушением закона; каких-либо причин для убийства потерпевшего у него не имелось; выводы суда об обстоятельствах причинения потерпевшему телесных повреждений не основаны на материалах дела; он потерпевшего не избивал; указание суда о наличии предварительного сговора опровергается показаниями свидетелей; показания Кукушкина не соответствуют данным следственного эксперимента.
Осужденный Кукушкин в кассационной жалобе указывает, что во время расследования дела он допрашивался с нарушением норм уголовно-процессуального закона; Ульянова он оговорил, так как обозлился на него; Ульянов на предварительном следствии давал показания в результате уговоров с его стороны; в действительности Ульянова с ним не было, преступление он совершил один; свидетели, которые могли бы рассказать об обстоятельствах происшедшего, не допрошены; первоначально у него не было умысла на убийство потерпевшего; осужденный считает, что в его действиях нет состава разбойного нападения; отмечает, что его психическое состояние исследовано неполно, выражает сомнение в объективности заключения амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия находит, что Кукушкин и Ульянов обосновано осуждены за убийство Кипиани, за совершение разбойного нападения.
Вина осужденных в совершении преступлений установлена доказательствами, исследованными в судебном заседании, подробно изложенными в приговоре.
Так, из явки с повинной Кукушкина следует, что убийство потерпевшего и завладение его автомобилем совершили они с Ульяновым.
При допросе в качестве обвиняемого Кукушкин дал подробные показания об обстоятельствах совершения преступления, о наличии предварительного сговора на преступление, он пояснял, что после того, как они с Ульяновым договорились убить водителя автомобиля, они остановили автомашину ...; после того, как водитель отвез их по указанному адресу, он сходил домой, взял нож, нанес несколько ударов потерпевшему, потом они вдвоем с Ульяновым стали наносить удары водителю; погрузив водителя в машину, они отвезли его за пос. Л., там вновь нанесли ему несколько ударов; убедившись, что потерпевший мертв, они оттащили тело в траву.
Эти показания Кукушкин о совместном с Ульяновым совершении преступления подтвердил во время следственного эксперимента.
Ульянов в явке с повинной указал, что преступление в отношении водителя автомобиля они совершили совместно с Кукушкиным.
При производстве допроса в качестве подозреваемого Ульянов дал подробные показания об обстоятельствах убийства потерпевшего, о том, что он принимал участие в его избиении после нанесения Кукушкиным ударов ножом, о наличии предварительного сговора на убийство водителя с целью завладения автомобилем.
Показания осужденных Ульянова и Кукушкина, данные во время расследования дела, суд обоснованно признал достоверными, поскольку они согласуются между собой и с другими доказательствами, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Допрашивались осужденные во время расследования дела с соблюдением норм уголовно-процессуального закона, действующими в период следствия, давали показания неоднократно о совместном участии в преступлениях.
Из показаний свидетеля К. следует, что 17 октября 2001 года, в тот день, когда было совершено убийство, Кукушкин и Ульянов совместно распивали спиртные напитки.
Из показаний свидетеля Б.Ю.А. видно, что утром 18 октября 2001 года Ульянов и Кукушкин находились вместе; позднее она заметила, что Кукушкин прихрамывает на одну ногу, на ее вопрос он сказал, что он и Ульянов с кем-то подрались ночью.
Свидетель К. пояснила, что у нее в квартире проживал Ульянов, они уезжали куда-то с Кукушкиным в середине октября 2001 года, в это же время она обнаружила пропажу ножа.
Свидетель Н. пояснила, что 18 октября 2001 года к ней приезжал брат Кукушкин со своим знакомым по имени А., при этом брат сказал, что купил машину.
Свидетель К.А. пояснил, что со слов брата Кукушкина М. он знает, что он приобретал автомобиль ..., который сгорел в кювете, при этом брат показывал автомагнитолу и кассеты, которые он взял в машине.
Из показаний свидетеля З. следует, что Кукушкин М. предлагал приобрести автомагнитолу, затем отдал ее бесплатно.
В соответствии с протоколом осмотра места происшествия труп К. был обнаружен в поле недалеко от дома ..."А" по ул. Е. г. Вологды рядом с дорогой.
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы смерть К. наступила в результате колото-резаной раны правой боковой поверхности шеи с повреждением правой сонной артерии, осложнившейся острой кровопотерей; при исследовании трупа обнаружены также телесные повреждения в виде перелома грудины, кровоизлияний в кожно-мышечный лоскут головы, множественных кровоподтеков и ссадин на лице.
Исследованные в судебном заседании доказательства оценены судом надлежащим образом, вывод суда о совершении осужденными преступлений при обстоятельствах изложенных в приговоре - правильный.
Доводы жалоб о том, что преступление совершил один Кукушкин, а Ульянов к преступлению непричастен, судебная коллегия считает несостоятельными, они опровергаются приведенными выше показаниями осужденных Кукушкина и Ульянова на предварительном следствии, согласующимися с другими доказательствами.
Обстоятельства совершения преступлений установлены судом правильно, на основании совокупности имеющихся в материалах дела доказательств.
Вывод суда о том, что преступления совершались по предварительному сговору является правильным, основан на имеющихся в деле доказательствах.
Положенные в основу приговора доказательства получены с соблюдением норм уголовно-процессуального закона, их достаточно для того, чтобы сделать вывод о виновности осужденных.
Правовая оценка действий Кукушкина и Ульянова является правильной.
Как установлено, оба осужденных совершали насильственные действия в отношении потерпевшего с целью лишению его жизни.
Наказание осужденным назначено в соответствии с требованиями закона.
Психическое состояние Кукушкина исследовано с достаточной полнотой.
Оснований подвергать сомнению заключение амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы не имеется.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Вологодского областного суда от 20 мая 2002 года в отношении Кукушкина М.В., Ульянова А.В. оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Каримов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 24 октября 2002 г. N 2-О02-21
Текст определения официально опубликован не был