Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2005 г. N 23-О05-18
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 209-П13 настоящее кассационное определение отменено в отношении Тангиева Т.Х.
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Галиуллина З.Ф.
судей Бурова А.А. и Ахметова Р.Ф.
рассмотрела в судебном заседании от 8 июня 2005 года кассационные жалобы осужденных Тангиева Т.Х., Чагаева М.С.-Э., адвокатов Дакаевой Р.С. и Маракова С.Е. на приговор Верховного суда Чеченской Республики от 5 октября 2004 года, которым Тангиев Т.Х. - осужден к лишению свободы по ст. 105 ч. 2 п. "ж" УК РФ за убийство Т. на 15 лет, по ст. 209 ч. 2 УК РФ на 13 лет, по ст. 226 ч. 4 п.п. "а, б" УК РФ за хищение оружия у М. на 10 лет, по ст. 162 ч. 3 п. "а" УК РФ на 9 лет, по ст. 105 ч. 2 п.п. "а, ж, з" УК РФ за убийство А. и Т. на 18 лет, по ст. 166 ч. 3 УК РФ на 7 лет, по ст. 226 ч. 4 п.п. "а, б" УК РФ за хищение оружия А. на 9 лет, по ст. 158 ч. 4 п. "а" УК РФ на 5 лет, по ст. 317 УК РФ за посягательство на жизнь Х. на 19 лет, по ст. 105 ч. 2 п.п. "а, б, ж, з" УК РФ за убийство Х. на 17 лет, по ст. 226 ч. 4 п. "а" УК РФ за хищение оружия Х. на 10 лет, по ст. 222 ч. 3 УК РФ на 7 лет; по ст. 325 ч. 2 УК РФ на 1 год исправительных работ и по совокупности преступлений на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ путем частичного сложения наказаний на 24 (двадцать четыре) года лишения свободы с отбыванием первых пяти лет в тюрьме, а оставшегося срока лишения свободы в исправительной колонии строгого режима,
и Чагаев М.С.-Э. 22 июня 1984 года - осужден к лишению свободы по ст. 209 ч. 2 УК РФ на 11 лет, по ст. 226 ч. 4 п.п. "а, б" УК РФ за хищение оружия М. на 11 лет, по ст. 162 ч. 3 п. "а" УК РФ на 10 лет, по ст. 105 ч. 2 п.п. "а, ж, з" УК РФ за убийство А. и Т. на 17 лет, по ст. 166 ч. 3 УК РФ на 5 лет, по ст. 226 ч. 4 п.п. "а, б" УК РФ за хищение оружия А. на 9 лет, по ст. 158 ч. 4 п. "а" УК РФ на 6 лет, по ст. 317 УК РФ за посягательство на жизнь Х. на 19 лет, по ст. 105 ч. 2 п.п. "а, б, ж, з" УК РФ за убийство Х. на 17 лет, по ст. 226 ч. 4 п. "а" УК РФ за хищение оружия Х. на 10 лет, по ст. 222 ч. 3 УК РФ на 5 лет; по ст. 325 ч. 2 УК РФ на 6 месяцев исправительных работ и по совокупности преступлений на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ путем частичного сложения наказаний на 22 (двадцать два) года лишения свободы с отбыванием первых трех лет в тюрьме, а оставшегося срока лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Тангиев Т.Х. и Чагаев М.С.-Э. по ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь У.) и по ст.ст. 30 ч. 3 и 105 ч. 2 п.п. "а, ж, з" УК РФ (покушение на жизнь В.) оправданы на основании п. 2 ч. 2 ст. 302 УПК РФ.
По делу осужден Ахмадов Б.С., приговор в отношении которого не обжалован.
Заслушав доклад судьи Бурова А.А., объяснения осужденных Тангиева Т.Х., Чагаева М.С.-Э. и адвоката Маракова С.Е., поддержавших доводы кассационных жалоб, и мнение прокурора Хорлиной И.О., полагавшей приговор в части осуждения Тангиева Т.Х. и Чагаева М.С.-Э. по ст. 325 ч. 2 УК РФ отменить и дело прекратить за истечением сроков давности уголовного преследования, а в остальном приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Тангиев Т.Х. осужден за убийство Т. 21 февраля 2003 года, то есть умышленное причинение другому человеку, совершенное организованной группой.
Тангиев Т.Х. и Чагаев М.С.-Э. признаны виновными в бандитизме, то есть участии в устойчивой вооруженной группе (банде) и совершаемых ею нападениях; хищении (у М.) огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывных устройств, организованной группой, с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья; похищении у гражданина (у М.) важного личного документа; разбое, то есть нападении (на М.) в целях хищения имущества, совершенное с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением оружия, организованной группой; убийстве А. и Т., то есть умышленном причинении смерти другому человеку, двух лиц, организованной группой, сопряженное с бандитизмом; неправомерном завладении автомобилем без цели хищения (угон) организованной группой; хищении (у А.) огнестрельного оружия и боеприпасов, организованной группой, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья; краже (кожаной куртки Т.) по цене ... руб. и ... рублей денег А., то есть тайном хищении чужого имущества, совершенное организованной группой; посягательстве на жизнь Х. сотрудника правоохранительного органа, в целях воспрепятствования законной деятельности указанного лица по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности и из мести за такую деятельность; убийстве Х., то есть умышленном причинение смерти другому человеку, двух лиц, лица и его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности, организованной группой, сопряженное с бандитизмом; хищении (у Х.) огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, организованной группой; незаконном приобретении, передаче, хранении и ношении огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, а Тангиевым и взрывных устройств, совершенные организованной группой.
Преступления совершены в феврале-апреле 2003 года при указанных в приговоре обстоятельствах.
В судебном заседании Тангиев и Чагаев виновными себя не признали.
Осужденный Тангиев в кассационной жалобе и дополнениях к ней, выражая несогласие с приговором, утверждает, что тот является необоснованным и несправедливым. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. К вмененным ему действиях он не причастен. Материалы предварительного следствия не нашли подтверждения в судебном заседании. Анализируя материалы дела по каждому предъявленному ему эпизоду обвинения, ссылается на алиби и нарушение его права на защиту на предварительном следствии и в судебном заседании. Указывает на недозволенные методы ведения следствия и оговор его на предварительном следствии осужденным Ахмадовым. Ставит вопрос об отмене приговора и прекращении дела за непричастностью к совершению преступления.
Адвокат Дакаева в кассационной жалобе в защиту Тангиева указывает на то, что предварительное следствие было проведено с нарушением норм Конституции Российской Федерации и уголовно-процессуального закона, приговор является необоснованным, выводы суда основаны на недопустимых доказательствах. Показания на предварительном следствии Тангиев дал в результате недозволенных методов ведения следствия. Анализируя материалы дела по каждому эпизоду обвинения, ссылаясь на алиби последнего и недоказанность его вины, приговор просит отменить и дело прекратить за непричастностью к совершению преступления.
Адвокат Мараков в кассационной жалобе и дополнении к ней в защиту Тангиева утверждает, что приговор является необоснованным и несправедливым, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Ссылается на нарушение норм уголовно-процессуального и уголовного кодексов. Указывает на недозволенные методы ведения следствия и оговор его Ахмадовым и Чагаевым на предварительном следствии в результате оказанного на них давления. Анализируя материалы дела по каждому эпизоду обвинения, утверждает, что доказательств вины Тангиева во вмененных ему преступлениях не имеется. Ставит вопрос об отмене приговора и прекращении дела.
Осужденный Чагаев в кассационной жалобе и дополнении к ней указывает на то, что никаких преступлений не совершал. Ссылается на алиби и недозволенные методы ведения следствия, в результате которых оговорил себя и Тангиева. Приговор просит отменить.
Государственный обвинитель Сиротинин в возражениях на кассационную жалобу осужденного Тангиева, выражая несогласие с его доводами, утверждает, что приговор является законным и обоснованным.
Проверив материалы дела и обсудив приведенные в кассационных жалобах доводы, судебная коллегия находит вывод суда о виновности Тангиева и Чагаева обоснованным, подтвержденным исследованными судом доказательствами, анализ которых дан в приговоре, а доводы жалоб - неосновательными.
Так, вина Тангиева и Чагаева в разбойном нападении на М., хищении у него огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывных устройств и служебного удостоверения доказана показаниями потерпевшего М. на предварительном следствии относительно участия осужденного Тангиева в нападении на него, протоколом опознания потерпевшим М. осужденного Чагаева как участника разбойного на него нападения, показаниями осужденных Тангиева и Чагаева на предварительном следствии, из которых видно, что они участвовали в совершении нападения на М.
Вина Тангиева и Чагаева в убийстве А. и Т., хищении огнестрельного оружия и боеприпасов, кожаной куртки и ... рублей денег, неправомерным завладением автомобилем А. подтверждена показаниями самих осужденных на предварительном следствии, из которых видно, что они с неустановленными лицами совершили указанные преступления, протоколами проверки показаний Тангиева и Чагаева на месте, при проведении которых они подтвердили свои показания относительно совершения вышеуказанных преступлений, протоколом изъятия в доме, в котором проживал осужденный Тангиев, пропусков на вход на территорию и на имя А., протоколом обнаружения и изъятия у осужденного Тангиева пистолета ИЖ-70-18А, заключением эксперта-баллиста о том, что две пули из трех, обнаруженных на месте убийства потерпевших А. и Т. стреляны из изъятого у осужденного Тангиева пистолета ИЖ-70-18А, заключениями судебно-медицинского эксперта о причине их смерти.
Вина Тангиева и Чагаева в посягательстве на жизнь сотрудника милиции Х., убийстве Х., хищении огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему и боеприпасов доказана показаниями свидетеля Т. на предварительном следствии, видевшей убегавших с места убийства братьев Х., вооруженных парней, протоколом опознания ею осужденного Тангиева как одного из убегавших с места убийства потерпевших Х. вооруженных парней, показаниями осужденных Тангиева и Чагаева на предварительном следствии о своем участии в совершении указанных преступлений, протоколами проверки показаний Тангиева и Чагаева на месте, где ими детально воспроизведены и показаны, в привязке к местности, обстоятельства убийства братьев Х. и похищения оружия и боеприпасов у Х., с описанием похищенных при этом пистолета ПМ и автомата АКМ и магазинов с патронами к ним, заключением эксперта-баллиста, из которого усматривается, что изъятые с места происшествия 26 автоматных гильз калибра 7,62 мм стреляны в автомате АКМ N ... 1976 года выпуска, изъятого 11 апреля 2003 года в доме по месту жительства осужденного Тангиева, заключениями судебно-медицинского эксперта о причине смерти потерпевших Х.
Вина Тангиева в незаконных приобретении, передаче, хранении и ношении огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов и взрывных устройств подтверждена показаниями свидетелей Х., Ю., (понятой при производстве обыска по месту жительства Тангиева), Г. и М. об обстоятельствах производства обыска и изъятия оружия, боеприпасов и взрывных устройств по месту жительства Тангиева, показаниями свидетеля Т. (матери осужденного Тангиева), узнавшей от супруги сына, что обнаруженные оружие и боеприпасы за несколько дней до ареста сына в их дом привез его знакомый по имени А., протоколом обыска в вышеуказанном доме, при котором были обнаружены и изъяты 11 автоматных патронов калибра 5,45 мм, два автоматных магазина с комплектом патронов 5,45 мм, два приспособления для бесшумной стрельбы к оружию калибра 9 мм, два стартовых заряда к гранатомету РПГ, автомат АКМ калибра 7,62 мм N 304804 1976 года выпуска, гранатомет РПГ-7В 1969 года выпуска, 4 гранатометных выстрела к РПГ-7, минометная мина калибра 122 мм без хвостового стабилизатора, магазин к автомату калибра 7,62 мм с 4 патронами и другое снаряжение и камуфляжное обмундирование военного образца, приведенными по каждому эпизоду доказательствами совершения им в составе банды конкретных преступлений с использованием огнестрельного оружия и боеприпасов, заключениями экспертов-баллистов относительно пригодности к стрельбе изъятого по месту проживания осужденного Тангиева оружия и боеприпасов.
Вина Чагаева в незаконных приобретении, хранении и ношении огнестрельного оружия, его основных частей и боеприпасов доказана показаниями потерпевшего М. на предварительном следствии о том, что при нападении на него Чагаев был вооружен автоматом и именно он забрал у него пистолет ПМ с боевыми патронами, показаниями свидетеля Т. на предварительном следствии о том, что при совершении убийства братьев Х. все участники нападения были вооружены автоматами и пистолетами.
Вина Тангиева и Чагаева в бандитизме подтверждена вышеприведенными доказательствами, из которых видно, что они участвовали в банде и совершаемых ею преступлениях с использованием огнестрельного оружия, показаниями самих осужденных на предварительном следствии относительно состава банды, ее руководителях, их именах, позывных, приметах и особенностях, распределении обязанностей между ними, вооружении, обеспеченности средствами связи и транспорта, планировании преступления, средствах и методах их совершения, нацеленности этой вооруженной группы на совершение вооруженных нападений на сотрудников правоохранительных органов ... и на граждан, подозреваемых ими в сотрудничестве с федеральными спецслужбами.
Вина Тангиева в убийстве Т. доказана показаниями осужденного Ахмадова и самого Тангиева на предварительном следствии, из которых видно, что убийство Т. совершил Тангиев вместе с объявленным в розыск лицом, протоколом проверки показаний Тангиева на месте, при которой он подтвердил свое участие в убийстве Т. заключением судебно-медицинского эксперта о причине смерти потерпевшего Т.
Помимо этого вина осужденных Тангиева и Чагаева подтверждена и другими доказательствами, полно и правильно приведенными в приговоре.
Нарушений норм уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, не имеется. Суд не вышел за пределы предъявленного осужденному Тангиеву обвинения по эпизоду, связанному с потерпевшим М. Не установлено и нарушений гарантированного законом права Тангиева на защиту. Проверил суд и показания Тангиева о том, что он не подписывал некоторые протоколы допроса, и обоснованно их отверг. Обыски были проведены в присутствии двух понятых, о чем свидетельствуют, в частности, подписи самих понятых, в том числе В. Опознание Тангиева свидетелем Т. было проведено согласно требований закона. Протокол опознания подписан участвовавшими при проведении этого следственного действия статистами. Показания некоторых потерпевших и свидетелей оглашены в соответствии с требованиями ст. 281 УПК РФ.
Суд проверил соответствие фактических дат, указанных в протоколах обыска в доме по месту задержания Тангиева и осмотра изъятого в ходе этого обыска оружия, боеприпасов и иных предметов, и пришел к правильному выводу, что расхождение в датах вызвано допущенными в составлении этих процессуальных документов ошибками со стороны следственных органов.
Проверив причину противоречий между протоколом осмотра места убийства братьев Х. относительно изъятых 25 автоматных гильз калибра 7,62 мм, протоколом осмотра изъятых с места их убийства предметов, постановлением о назначении баллистической экспертизы и заключениями баллистических экспертиз, из которых видно, что на экспертизу было направлено не 25, а 26 гильз, суд обоснованно пришел к выводу, что в действительности с места происшествия было изъято 26 гильз, а в соответствующем протоколе ошибочно было указано об изъятии 25 гильз.
Доказательства, на которые суд ссылается в приговоре в подтверждение вины осужденных, являются допустимыми.
Заявления осужденных Тангиева и Чагаева об алиби судом проверены и отвергнуты, поскольку материалами дела опровергнуты.
В деле нет данных, которые давали бы основание признать, что осужденные Чагаев, Ахмадов и свидетель Т. оговорили осужденного Тангиева, а осужденный Чагаев оговорил самого себя.
Данных о том, что осужденные Тангиев, Чагаев и Ахмадов показания на предварительном следствии дали в результате недозволенных методов ведения следствия, в деле не имеется.
Их отказ от показаний на предварительном следствии не исключает эти показания из числа доказательств, поскольку они объективно подтверждены другими приведенными в приговоре доказательствами.
Таким образом, вывод суда о виновности Тангиева и Чагаева основан на добытых по делу доказательствах, достоверность которых не вызывает сомнений у кассационной инстанции.
При таких данных ссылка на неисследованность материалов дела, поскольку в суд не были вызваны некоторые свидетели, является несостоятельной.
Юридическая квалификация содеянного ими является правильной, в том числе по ст. 162 ч. 3 п. "а" УК РФ в редакции действовавшего на момент совершения преступления закона.
Наказание им назначено в соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ.
Вместе с тем, приговор в части осуждения Тангиева и Чагаева по ст. 325 ч. 2 УК РФ подлежит отмене с прекращением дела по следующим основаниям.
Преступление, предусмотренное указанной статьей уголовного кодекса, согласно ст. 15 УК РФ является преступлением небольшой тяжести.
В соответствии со ст. 78 УК РФ сроки давности при совершении преступлений небольшой тяжести истекают, если со дня совершения преступления истекли два года до момента вступления приговора в законную силу.
Как видно из материалов дела и признано самим судом в приговоре, Тангиев и Чагаев вышеуказанное преступление совершили 7 апреля 2003 года.
Таким образом, в отношении них суд первой инстанции обоснованно постановил обвинительный приговор, однако, поскольку со дня совершения ими преступления небольшой тяжести и до момента вступления его в законную силу истекли два года, приговор подлежит отмене с прекращением дела на основании ст. 24 ч. 1 п. 3 УПК РФ, то есть за истечением сроков давности уголовного преследования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Верховного суда Чеченской Республики от 5 октября 2004 года в части осуждения Тангиева Т.Х. и Чагаева М.С.-Э. по ст. 325 ч. 2 УК РФ отменить о прекратить за истечением сроков давности уголовного преследования.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ назначить:
Тангиеву Т.Х. по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст. 105 ч. 2 п. "ж" (за убийство Т.) 209 ч. 2, 226 ч. 4 п.п. "а, б" (за хищение оружия М.) 162 ч. 3 п. "а", 105 ч. 2 п.п. "а, ж, з" (за убийство А. и Т.) 166 ч. 3, 226 ч. 4 п.п. "а, б" (за хищение оружия А.) 158 ч. 4 п. "а", 317 (за посягательство на жизнь Х.) 105 ч. 2 п.п. "а, б, ж, з" (за убийство Х.) ст. 226 ч. 4 п. "а" (за хищение оружия Х.) 222 ч. 3 УК РФ, путем частичного сложения наказаний 23 (двадцать три) года 10 месяцев лишения свободы с отбыванием первых пяти лет в тюрьме, а оставшегося срока лишения свободы в исправительной колонии строгого режима;
Чагаеву М.С.-Э. по совокупности преступлений, 209 ч. 2, 226 ч. 4 п. "а" (за хищение оружия М.) по ст. 162 ч. 3 п. "а", 105 ч. 2 п.п. "а, ж, з" (за убийство А. и Т.) ст. 166 ч. 3, ст. 226 ч. 4 п. "а, б" (за хищение оружия А.) по ст. 158 ч. 4 п. "а", ст. 317 (за посягательство на жизнь Х.) ст. 105 ч. 2 п.п. "а, б, ж, з" (за убийство Х.) ст. 226 ч. 4 п. "а" (за хищение оружия Х.) и 222 ч. 3 УК РФ, путем частичного сложения наказаний 21 (двадцать один) год 10 месяцев лишения свободы с отбыванием первых трех лет в тюрьме, а оставшегося срока лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальном приговор в отношении Тангиева Т.Х. и Чагаева М.С.-Э. оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2005 г. N 23-О05-18
Текст определения официально опубликован не был
Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 209-П13 настоящее кассационное определение отменено в отношении Тангиева Т.Х.