Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2004 г. N 26-В04-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего Кнышева В.П.
судей Корчашкиной Т.Е., Кебы Ю.Г.
рассмотрела в судебном заседании от 23 ноября 2004 года гражданское дело по иску Дзейтова М.А. к Президенту Республики Ингушетия о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, переданное для рассмотрения в порядке надзора в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по надзорной жалобе Дзейтова М.А., на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации Кебы Ю.Г. от 25 октября 2004 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кебы Ю.Г., выслушав объяснения Дзейтова М.А., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., полагавшей судебные постановления отменить в части и вынести новое решение о восстановлении Дзейтова М.А. в прежней должности, дело в части взыскания заработной платы за время вынужденного прогула направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Дзейтов М.А. обратился с иском к Президенту Республики Ингушетия о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
В обоснование заявленных требований указал на то, что 21 сентября 1999 года Указом Президента Республики Ингушетия он был назначен руководителем Государственной службы ... без определения срока.
Пунктом 2 Указа Президента Республики Ингушетия от 23 мая 2002 года N 111 "О прекращении полномочий Правительства Республики Ингушетия и руководителей органов исполнительной власти Республики Ингушетия" незаконно уволен с этой должности.
Решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 12 марта 2003 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 17 апреля 2003 года, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Кебы Ю.Г. N 26-В04-1 от 3 марта 2004 года надзорная жалоба Дзейтова М.А. направлена в президиум Верховного суда Республики Ингушетия, определением которого от 26 мая 2004 года оставлена без удовлетворения.
В надзорной жалобе Дзейтов М.А. просит состоявшиеся судебные постановления отменить и принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ приходит к следующему.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения состоявшихся судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что в соответствии с пунктами 2 и 10 статьи 70 Конституции Республики Ингушетия, Президент Республики Ингушетия издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Республики Ингушетия; назначает и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти Республики Ингушетия, глав администраций районов и населенных пунктов, руководителей исполнительных органов государственной власти и административно-территориальных образований Республики Ингушетия.
Однако, как усматривается из текста Конституции Республики Ингушетия, в статье 70 речь идет о возможности отставки Правительства Республики Ингушетия и отдельных ее членов. Полномочия Президента Республики Ингушетия определены в статье 54 Конституции Республики Ингушетия безотносительно возможности отставки Правительства Республики Ингушетия.
В соответствии со ст. 67 Конституции Республики Ингушетия, Правительство Республики Ингушетия состоит из Председателя Правительства, его заместителей и членов Правительства.
Из материалов дела видно и не отрицается представителем ответчика, что руководитель Государственной службы ... не входит в состав Правительства Республики Ингушетия.
В соответствии с Указом Президента Республика Ингушетия от 23 мая 2002 года N 111 "О прекращении полномочий Правительства Республики Ингушетия и органов исполнительной власти Республики Ингушетия", в связи со вступлением в должность Президента Республики Ингушетия принимается заявление Правительства Республики Ингушетия о сложении своих полномочий.
Пунктом 2 Указа прекращаются полномочия руководителей республиканских органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти административно-территориальных образований Республики Ингушетия.
При этом содержится ссылка на пункт 2 статьи 2 Закона Республики Ингушетия "О государственной службе Республики Ингушетия".
Согласно указанной норме, государственная служба на государственных должностях только категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории "А".
Как усматривается из Реестра государственных должностей в Республике Ингушетия, утвержденного Указом Президента Республики Ингушетия от 21 декабря 1995 года, должность, которую занимал истец относиться к категории "В".
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона Республики Ингушетия "О государственной службе Республики Ингушетия" на государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 31 июля 1995 года "Об основах государственной службы Российской Федерации".
Статья 26 названного Закона предусматривает дополнительные основания для прекращения государственной службы, помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Статья 26" имеется в виду "Статья 25"
Такое основание как отставка Правительства в указанной статье федерального закона не предусмотрено. Не предусмотрено оно и Законом Республики Ингушетия "О государственной службе Республики Ингушетия", равно как и другими нормативно-правовыми актами Республики Ингушетия.
Утверждение представителя Президента Республики Ингушетия о том, что Дзейтов М.А. освобожден от государственной службы не в связи с отставкой Правительства несостоятельно и опровергается записью в трудовой книжке истца, из которой усматривается, что он был назначен на эту должность Указом Президента Республики Ингушетия от 21 сентября 1999 года N 231 и уволен в соответствии с Указом Президента от 23 мая 2002 года N 111 "О прекращении полномочий Правительства Республики Ингушетия и руководителей органов исполнительной власти Республики Ингушетия".
Таким образом, освобождение Дзейтова М.А. от должности, произведенное в связи со вступлением в должность нового Президента Республики Ингушетия и отставкой Правительства Республики Ингушетия, нельзя признать законным, поскольку такое основание для прекращения исполнения обязанностей государственного служащего категории "В" не предусмотрено ни федеральным законодательством, ни нормативно-правовыми актами Республики Ингушетия.
Утверждение президиума Верховного суда Республики Ингушетия о том, что согласно сложившейся в Республике Ингушетия практике, при вступлении в должность вновь избранного Президента, лица, занимавшие должности руководителей органов исполнительной власти, отправляются в отставку, несостоятельно, поскольку не основано на законе. В подтверждение данного довода президиум не сослался ни на нормативный акт Республики Ингушетия, ни на Федеральный закон.
Между тем сложившаяся в Республике Ингушетия практика не может противоречить законодательству, в частности, Закону Республики Ингушетия "О государственной службе Республики Ингушетия" и Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации", так как она нарушает права государственных служащих, в частности Дзейтова М.А.
При таких обстоятельствах решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 12 марта 2003 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 17 апреля 2003 года и определение президиума Верховного суда Республики Ингушетия от 26 мая 2004 года подлежат отмене.
Невыполнение судами при рассмотрении данного дела вышеназванных требований закона следует отнести к неправильному применению норм материального права, влекущим в силу статьи 387 Гражданского процессуального кодекса РФ, отмену состоявшихся судебных постановлений с вынесением нового решения в части восстановления Дзейтова М.А. на работе.
Поскольку в материалах дела не содержится расчета размера заработной платы истца и этот вопрос требует проверки и исследования дополнительных обстоятельств судом первой инстанции, Судебная коллегия считает, что в этой части дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. 387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 12 марта 2003 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 17 апреля 2003 года и определение президиума Верховного суда Республики Ингушетия от 26 мая 2004 года отменить.
В части разрешения спора о восстановлении на работе вынести новое решение, которым восстановить Дзейтова М.А. в должности руководителя Государственной службы ... с 10 июня 2002 года.
Дело в части взыскания заработной платы за время вынужденного прогула направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
Кнышева В.П. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Кеба Ю.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 ноября 2004 г. N 26-В04-5
Текст определения официально опубликован не был