Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2007 г. N 26-B07-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего А.Н. Зелепукина
судей А.В. Малышкина, Ю.Г. Кебы
рассмотрела в судебном заседании дело по иску Гайтукиева Х.Х., Вышегурова А.А., Акиева Р.С., Аушева И.И., Мусахаджиева М.И., Баркинхоева И.Д., Албагачиева Б.Б., Албагачиева И.М.-Г., Тумгоева Т.О. к МВД Республики Ингушетия о взыскании дополнительных денежных выплат по надзорной жалобе Министерства внутренних дел Республики Ингушетии на решение Сунженского районного суда Республики Ингушетии от 24 января 2006 года и постановление президиума Верховного Суда Республики Ингушетии от 18 апреля 2007 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации А.Н. Зелепукина, объяснения представителей МВД Республики Ингушетии Ивашечкиной С.В. и Марьяна Г.В. (доверенности от 22 ноября 2007 года), поддержавших доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установил:
Истцы обратились в суд с иском к Министерству внутренних дел Республики Ингушетия о взыскании дополнительных денежных выплат за выполнение задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайного положения в зоне вооруженного осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года.
В обоснование заявленных требований указали, что в период с 1993 года по 1995 год они проходили срочную службу в полку ГТПСМ при МВД Республики Ингушетия. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 года N 343 на сотрудников органов внутренних дел Республики Ингушетия возложено выполнение задач в зоне осетино-ингушского конфликта. В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях вооруженных конфликтов должны предоставляться дополнительные гарантии и компенсации. К ним относятся: выплата вторых окладов денежного содержания, надбавка за выслугу лет, единовременные пособия, компенсация за не предоставленную бесплатную путевку в санаторий, суточные (полевые) в тройном размере.
Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 года N 139 "О мерах по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 года" на личный состав соединений и воинских частей федеральных органов исполнительной власти, участвующих в нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка на территориях Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия, распространено действие постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".
Решением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 24 января 2006 года исковые требования удовлетворены.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
Постановлением президиума Верховного Суда Республики Ингушетия от 18 апреля 2007 года решение Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 24 января 2006 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе МВД Республики Ингушетия просит судебные постановления, состоявшиеся по данному делу, отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 18 июля 2007 года дело истребовано в Верховный Суд РФ и передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
В надзорной жалобе МВД Республики Ингушетия указывает на то, что судом были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Удовлетворяя заявленные требования к МВД Республики Ингушетия, суд исходил из того, что сам факт прохождения истцами в разное время службы в органах внутренних дел Республики Ингушетия в период с октября 1992 года по декабрь 2001 года подтверждает их право на все гарантии и компенсации, которые предоставляются сотрудникам, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженном конфликте.
Между тем, данное утверждение противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 31 января 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций".
Пунктом 2 названного Постановления предусмотрено предоставление военнослужащим и сотрудникам дополнительных гарантий и компенсаций только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации).
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Судом, в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 1994 года N 280, не были установлены периоды фактического выполнения истцами задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта, а поэтому удовлетворение их требований не основано на положениях данного постановления Правительства Российской Федерации.
Кроме того, как установлено судебными инстанциями все истцы (за исключением Бахринхоева И.Д.) были военнослужащими, их права были нарушены в период прохождения военной службы, а поэтому в соответствии с подп. 1 пункта 1 статьи 7 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" данные заявления подлежали рассмотрению в военном суде.
Судом первой инстанции рассмотрены и удовлетворены требования Баркинхоева И.Д., хотя службу проходил его брат, Баркинхоев Б.Д., ныне умерший, но истец не подтвердил в суде права требования этих сумм за умершего брата.
Кроме того, возлагая ответственность на МВД Республики Ингушетии судебные инстанции в нарушение ч. 4 ст. 198 ГПК РФ не привели норм материального права, возлагающих ответственность на данное министерство.
Таким образом, как следует из вышеизложенного, судебными инстанциями допущена судебная ошибка, существенно нарушены нормы материального и процессуального права, которые подлежат устранению в суде первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил:
отменить постановление президиума Верховного Суда Республики Ингушетия от 18 апреля 2007 года, решение Сунженского районного суда Республики Ингушетии от 24 января 2006 года и дело по иску Гайтукиева Х.Х., Вышегурова А.А., Акиева Р.С., Аушева И.И., Мусахаджиева М.И., Баркинхоева И.Д., Албагачиева Б.Б., Албагачиева И.М-Г., Тумгоева Т.О. к МВД Республики Ингушетия о взыскании дополнительных денежных выплат направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Н. Зелепукин |
Судьи |
А.В. Малышкин |
|
Ю.Г. Кеба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2007 г. N 26-B07-13
Текст определения официально опубликован не был