Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 апреля 2005 г. N 26-ВПР04-7
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Макарова Г.В.
судей Соловьева В.Н. и Маслова А.М.
рассмотрела в судебном заседании от 13 апреля 2005 г. определение судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н. от 10 февраля 2005 г. о передаче в суд надзорной инстанции представления Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о пересмотре и отмене вступивших в законную силу судебных постановлений по делу по жалобе Общереспубликанского общественно-политического движения "Ахки-Юрт" на бездействие Правительства Российской Федерации по исполнению Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", Закона РСФСР "Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации", разрешенное 09.12.2002 г. Сунженским районным судом Республики Ингушетия, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 27 февраля 2003 г. и определением президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2004 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения заявителя, члена ООПД "Ахки-Юрт" Арсаижова Б.И. заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.А., полагавшей судебные постановления по данному делу подлежащими отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Общереспубликанское общественно-политическое движение "Ахки-Юрт" в интересах своих участников обратилось в суд с жалобой на бездействие Правительства Российской Федерации, мотивируя тем, что Правительство РФ не исполняет Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" от 26.04.91 г. и Закон РФ "Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации" от 04.06.92 г. Заявители просили возложить на Правительство Российской Федерации обязанность исполнить названные законы в части восстановления национально-территориальных границ между Республикой Ингушетия и Республикой Северная Осетия - Алания.
Дело неоднократно рассматривалось различными судебными инстанциями.
Заочным решением Сунженского районного Суда Республики Ингушетия от 09.12.2002 г. жалоба удовлетворена. Правительство Российской Федерации обязано в трехмесячный срок со дня вступления решения в силу организовать практическое восстановление административно-территориальных границ, существовавших между Чечено-Ингушской АССР и Северо-Осетинской АССР по состоянию на 23 февраля 1944 г.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 27.02.2003 г. решение оставлено без изменения.
Председатель Верховного суда Республики Ингушетия от 25.08.2003 г. также отказал в истребовании дела.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2004 г. истребованное дело по жалобе движения "Ахки-Юрт" направлено для рассмотрения по существу в президиум Верховного суда Республики Ингушетия.
Определением президиума Верховного суда Республики Ингушетия от 07.04.2004 г. судебные постановления оставлены без изменения, представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации оставлено без удовлетворения.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28 июля 2004 г. дело вновь истребовано из Сунженского районного суда в суд надзорной инстанции по представлению Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 10 февраля 2005 г. дело по указанному представлению прокурора передано для рассмотрения в суд надзорной инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы представления прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ полагает судебные постановления, вынесенные по данному делу, подлежащими отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя жалобу движения "Ахки-Юрт" и его участников, суд исходил из того, что в соответствии с Законом РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" и Законом РФ "Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации" на образованную Правительством Российской Федерации государственную комиссию возложена обязанность осуществить подготовку правовых и организационных мероприятий по государственно-территориальному разграничению. Правительство Российской Федерации, по мнению суда, не предпринимает мер к осуществлению названных мероприятий, поэтому суд обязан Правительство Российской Федерации организовать восстановление границ, существовавших между Чечено-Ингушской АССР и Северно-Осетинской АССР по состоянию на 23 февраля 1944 г.
По мнению надзорной инстанции решение (заочное) Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 9 декабря 2002 г., как и последующее судебные постановления, подлежат отмене как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.
Обжалуя бездействие Правительства Российской Федерации, заявители фактически ставят вопрос об установлении границ между субъектами Российской Федерации, в связи с чем, по мнению заявителей, установить такие границы обязано Правительство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "а" части 1 ст. 102 Конституции Российской Федерации установлены правовая основа, принципы деятельности, полномочие Правительства Российской Федерации. Такими полномочиями как установление, изменение, определение границ между субъектами Федерации Правительство Российской Федерации указанным законом не наделено.
Частью 2 Раздела второго Конституции Российской Федерации предусмотрено, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления ее в силу, применяются в части, ей не противоречащей. Принимая решение, суд руководствовался Законом РФ "Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации", принятым 04.06.92 г. Действующая Конституция Российской Федерации вступила в силу в 1993 г.
Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляется в порядке, установленном федеральным конституционным законом (ч. 2 ст. 65 Конституции РФ). Поскольку Законом РФ от 04.06.92 г. был образован новый субъект Федерации - Ингушская Республика (Республика Ингушетия), обязание принять меры по реализации его положений без учета действующего законодательства, в том числе и Конституции Российской Федерации, неправомерно.
Указом Президента Российской Федерации от 16.09.95 г. "О мерах по осуществлению территориальной реабилитации репрессированных народов" предусмотрено, что территориальная реабилитация репрессированных народов осуществляется с соблюдением порядка и условий, установленных ч. 2 ст. 65, ч. 3 ст. 67 Конституции Российской Федерации, определяющей, что границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия, и п. "а" ч. 1 ст. 102 Конституции Российской Федерации.
Этим же Указом Правительству Российской Федерации поручено внести предложения о сроках и механизме проведения территориальной реабилитации репрессированных народов, обратив внимание на обеспечение их прав и соблюдение прав и свобод граждан, проживающих в настоящее время на территориях репрессированных народов.
Сроки внесения предложения и осуществления подготовки мероприятий по государственно-территориальному разграничению ни Законом РФ от 04.06.92 г., ни Указом от 16.09.95 г. не установлены.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14.11.96 г. "О некоторых мерах по преодолению последствий осетино-ингушского конфликта октября-ноября 1992 г." (п. 5) органам государственной власти Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия предложено привести законодательные акты республик в соответствие с Конституцией Российской Федерации, постоянной наблюдательной комиссии Совета Федерации поручено подготовить и провести встречу депутатов Парламента Республики Северная Осетия - Алания и Народного Собрания Республики Ингушетия с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и полномочного представителя Президента Российской Федерации в республиках Северная Осетия - Алания и Ингушетия.
Однако суд признал обоснованной жалобу на бездействие Правительства Российской Федерации, фактически не располагая доказательствами бездействия.
Согласно пункту "б" ст. 71 Конституции Российской Федерации федеративное устройство и территория Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Поскольку границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия, а утверждение изменения границ между субъектами РФ относится к ведению Совета Федерации, Сунженский районный суд не вправе обязать Правительство Российской Федерации восстановить административно-территориальные границы, существовавшие между Чечено-Ингушской АССР и Северно-Осетинской АССР по состоянию на 23 февраля 1944 г.
Судебными постановлениями затронуты права Российской Федерации и ее субъектов - Республики Ингушетия и Республики Северная Осетия - Алания. Однако лица, которые бы представляли интересы этих субъектов Федерации и целом, к делу не привлечены.
Действующим законодательством предусмотрено право юридических и физических лиц обращаться в суд с жалобами на действия (бездействие) должностных лиц и органов власти. В данном случае требования сводятся к обязанию высшего органа исполнительной власти установить границы между субъектами Федерации. Анализ законодательства, касающегося этой проблемы, позволяет сделать вывод о том, что обязание Правительства Российской Федерации разрешить вопрос о границах между субъектами Российской Федерации с указанием срока установления границ противоречит требованиям закона.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Поскольку судом и последующими судебными инстанциями допущена ошибка в применении норм материального и процессуального права, то судебные постановления, состоявшиеся по делу, подлежат отмене.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение (заочное) Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 9 декабря 2002 г., определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 27 февраля 2003 г. определение президиума Верховного суда Республики Ингушетия от 7 апреля 2004 г. - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Ростовский областной суд для решения вопроса о передаче в один из районных судов.
Председательствующий |
Макаров Г.В. |
Судьи |
Соловьев В.Н. |
|
Маслов А.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 апреля 2005 г. N 26-ВПР04-7
Текст определения официально опубликован не был