Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2003 г. N 26-О03-9
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кузнецова В.В.
судей Бурова А.А., Лаврова Н.Г.
рассмотрела 16 декабря 2003 года в судебном заседании кассационную жалобу осужденного Евлоева А.А., адвокатов Гадиева А.М. и Ахмадовой Т.Х. на приговор Верховного суда Республики Ингушетия от 15 мая 2003 года, по которому
Евлоев А.А., ...,
осужден к лишению свободы:
- по ст. 105 ч. 2 п. "е" УК РФ на 9 лет;
- по ст. 222 ч. 1 УК РФ на 2 года.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений окончательно назначено 10 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима;
Зязикова М.М., ...,
осуждена по ст. 33 ч. 3, ст. 105 ч. 2 п. "е" УК РФ на 8 лет лишения свободы в воспитательной колонии общего режима.
По настоящему делу также осуждена Зязикова Л.Х., которая приговор не обжаловала и в отношении которой представление не принесено.
Заслушав доклад судьи Лаврова Н.Г., изложившего обстоятельства дела и доводы жалоб, объяснения осужденного Евлоева А.А., поддержавшего доводы жалобы, мнение прокурора Ващинского М.В., полагавшего приговор изменить, переквалифицировать действия Зязиковой М.М. с ч. 3 ст. 33, ст. 105 ч. 2 п. "е" УК РФ на ч. 4 ст. 33, ст. 105 ч. 2 п. "е" УК РФ, а в остальном приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
осужденные признаны виновными:
- Евлоев в умышленном причинении смерти З. общеопасным способом, а также незаконном приобретении, хранении и ношении боеприпасов;
- Зязикова М.М. в организации умышленного причинения смерти З. общеопасным способом.
Преступления совершены в апреле 2002 года ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании осужденные Евлоев и Зязикова М.М. вину не признали.
В кассационных жалобах:
- осужденный Евлоев указывает, что предварительное и судебное следствие проведено односторонне, с обвинительным уклоном, а выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам. По его мнению, предварительное следствие проведено с нарушением закона, ему не был предоставлен адвокат и с материалами дела он не ознакомлен. Считая приговор несправедливым, просит о пересмотре дела;
- адвокат Гадиев А.М. в защиту интересов осужденного Евлоева указывает, что вывод суда о виновности Евлоева в совершении убийства З. носит предположительный характер и не основан на материалах дела, положенные в основу приговора показания свидетелей, которые являются инвалидами и не подтверждаются другими доказательствами, в том числе вещественными. Считает, что вина Евлоева не доказана, а при назначении ему наказания судом не учтено неправомерное поведение самого потерпевшего, который истязал свою жену и дочь, оставил их без жилья, ранее судим за развратные действия в отношении своей дочери. Просит приговор отменить, а дело направить на новое рассмотрение;
- адвокат Амхадова Т.Х. в защиту интересов осужденной Зязиковой М.М. указывает, что предварительное и судебное следствие проведено односторонне, с обвинительным уклоном, а вывод суда о виновности Зязиковой М. в организации убийства З. носит предположительный характер и не основан на материалах дела. По ее мнению, показания Зязиковой М. на предварительном следствии даны под давлением следователя, а свидетель З. является заинтересованным лицом. Считает, что вина Зязиковой М. не доказана. Просит приговор отменить, а дело прекратить;
В возражениях на кассационную жалобу осужденного государственный обвинитель Арчаков А.М., указывая на несостоятельность изложенных в них доводов, просит приговор оставить без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражений, судебная коллегия находит вывод суда о виновности осужденных в совершении инкриминируемых им деяниях основанным на исследованных в судебном заседании доказательствах, анализ которых содержится в приговоре.
Доводы жалоб о недоказанности вины Евлоева и Зязиковой М. опровергаются показаниями осужденных, данных на предварительном следствии об обстоятельствах совершенного преступления, а также материалами дела.
Так, из показаний осужденных Зязиковой Л.Х. и Зязиковой М., данных на предварительном следствии, следует, что между ними и потерпевшим, сложились плохие отношения из-за того, что потерпевший систематически избивал их, и они были вынуждены выселиться из дома. По решению суда они проживали в одном из помещений дома З., который устраивал скандалы и продолжал избивать их. Зязикова Л.Х., являясь инвалидом 1 группы по зрению и ее несовершеннолетняя дочь Зязикова М. обратились к Евлоеву А. помочь им, и убить З. Евлоев согласился убить З. показал им гранату и предупредил, что установит ее в туалете. Услышав взрыв, они обнаружили около туалета труп З.
Признавая эти показания осужденных достоверными, суд обоснованно указал, что они согласуются с показаниями потерпевшего З., свидетелей П., Т., подробно изложенным в приговоре и соответствуют материалам дела: протоколу осмотра места происшествия, в ходе которого были обнаружены труп З.; актам судебно-медицинской экспертизы о характере телесных повреждений, обнаруженных при исследовании трупа З., механизме их причинения и причине его смерти; актам взрыво-технической и медико-криминалистической экспертиз.
В ходе предварительного следствия осужденный Евлоев также признавал факт обращения к нему Зязиковой Л.Х. и Зязиковой М. с просьбой убить З.
Последующее изменение показаний осужденными являлось предметом исследования в судебном заседании и получило оценку в совокупности с другими доказательствами, как того требует закон.
Изложенные в кассационных жалобах доводы о том, что осужденные свои показания на предварительном следствии давали под давлением работников милиции, а также о незаконных методах ведения следствия, тщательно исследовались судом и обоснованно признаны судом несостоятельными с приведением в приговоре мотивов, с которыми у судебной коллегии нет оснований не соглашаться.
Как правильно указано в приговоре, показания осужденных, в том числе Евлоева и Зязиковой М. получены с соблюдением всех требований уголовно-процессуального закона, поскольку перед началом допроса им разъяснялось право не свидетельствовать против себя и иметь адвоката, всем осужденным были предоставлены адвокаты, которые участвовал в следственных действиях. Приведенные выше показания они давали с участием адвоката. При этом замечаний от участников этих следственных действий о незаконных методах ведения следствия не поступило.
Нельзя признать состоятельными и доводы осужденного Евлоева о том, что ему не был предоставлен адвокат и с материалами дела он не ознакомлен.
Как видно из материалов дела, на предварительном следствии Евлоеву был предоставлен адвокат Гадиев А.М., который участвовал в производстве следственных действий, а согласно протоколу, Евлоев и его защитник Гадиев ознакомились с материалами дела в полном объеме, о чем свидетельствуют их собственноручные подписи.
Органами следствия при производстве предварительного расследования и судом при рассмотрении дела в судебном заседании каких-либо нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, допущено не было, дело расследовано и рассмотрено всесторонне, полно и объективно.
Анализ приведенных выше и других имеющихся в материалах дела доказательств свидетельствует о том, что суд правильно установил фактические обстоятельства дела и обоснованно квалифицировал действия Евлоева.
Наказание Евлоеву назначено в соответствии с требованиями уголовного закона, с учетом тяжести содеянного, всех обстоятельств дела и данных о его личности.
Вместе с тем, вывод суда об организации Зязиковой М. убийства потерпевшего не основан на материалах дела и установленным судом обстоятельствам, изложенным в описательной части приговора.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 УК РФ организатором признается лицо, организовавшее совершение преступление или руководившее его исполнением.
Как видно из материалов дела, Зязикова М. и Зязикова Л.Х. обратились к Евлоеву с просьбой совершить убийство Евлоева, с которым у них сложились неприязненные отношения. Все остальные действия, направленные на убийство потерпевшего, такие как определение времени, места, способа совершения убийства, а также непосредственное его исполнение были совершены Евлоевым.
Данных о том, что Зязикова М. совершила какие-либо действия, направленные на организацию убийства, в материалах дела не имеется и в приговоре не приведено.
Поскольку убийство потерпевшего было совершено Евлоевым общеопасным способом, путем взрыва гранаты, о чем была осведомлена Зязикова М., то ее действия подлежат переквалификации с ч. 3 ст. 33, ст. 105 ч. 2 п. "е" УК РФ на ч. 4 ст. 33, ст. 105 ч. 2 п. "е" УК РФ, как подстрекательство к убийству, совершенному общеопасным способом.
При назначении Зязиковой М.М. наказания судебная коллегия исходит из требований ст. 60 УК РФ, учитывает тяжесть содеянного, все обстоятельства дела и данные о ее личности.
Как видно из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, обстоятельства, смягчающие наказание Зязиковой М.М. являются совершение преступление впервые и в несовершеннолетнем возрасте, в силу стечения жизненных обстоятельств, вызванных противоправным поведением потерпевшего, положительные характеристики.
Обстоятельств, отягчающих наказание осужденных, в том числе Зязиковой М.М. судом не установлено.
Приведенные выше обстоятельства, а также изменение квалификации действий Зязиковой М.М. являются основанием для назначения ей в соответствии со ст. 73 УК РФ условного наказания.
В остальном жалобы осужденного и адвокатов удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Верховного суда Республики Ингушетия от 15 мая 2003 года в отношении Зязиковой М.М. изменить, переквалифицировать ее действия с ч. 3 ст. 33, ст. 105 ч. 2 п. "е" УК РФ на ч. 4 ст. 33, ст. 105 ч. 2 п. "е" УК РФ, по которой назначить наказание в виде 4 (четырех) лет лишения свободы.
На основании ст. 73 УК РФ назначенное Зязиковой М.М. наказание считать условным с испытательным сроком в течение 3 лет.
В остальном приговор о ней, а также в отношении Евлоева А.А. оставить без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения.
Из-под стражи Зязикову М.М. освободить.
Председательствующий |
Кузнецов В.В. |
Судьи |
Буров А.А. |
|
Лавров Н.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2003 г. N 26-О03-9
Текст определения официально опубликован не был