Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2005 г. N 29-О05-23
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Каримова М.А., судей - Похил А.И., Колоколова Н.А.
рассмотрела в судебном заседании от 12 сентября 2005 года кассационную жалобу осужденного Стаканова В.Н. на приговор Пензенского областного суда от 1 июля 2005 года, которым
Стаканов В.Н., судим 29 сентября 1997 года по ст. 105 ч. 1 УК РФ к 6 годам лишения свободы, 27 августа 2001 года освобожден условно-досрочно на 1 год 10 месяцев 7 дней,
осужден по ст. 105 ч. 2 п. "а" УК РФ к 18 годам лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
Судом разрешены гражданские иски.
Заслушав доклад судьи Похил А.И., мнение прокурора Яшина С.Ю., полагавшего приговор оставить без изменения, судебная коллегия установила:
Стаканов осужден за умышленное убийство двух лиц.
В судебном заседании Стаканов виновным себя признал частично.
В кассационной жалобе осужденный ставит вопрос об отмене приговора, обосновывая свои доводы тем, что при назначении наказания суд не учел его состояние здоровья, а также то, что в момент содеянного он находился в состоянии аффекта, возникшего в результате противоправных действий потерпевшей С.
Обращает внимание на способствование им раскрытию преступления, которое не учтено судом при назначении наказания.
Проверив материалы дела, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению.
Вина Стаканова в убийстве С. и Б. подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств, анализ и оценка которых приведены в приговоре и не обжалуются в кассационной жалобе.
Выводы суда о доказанности вины Стаканова в содеянном и юридическая квалификация его действий являются правильными.
Доводы жалобы о нахождении Стаканова в момент убийства потерпевших в состоянии аффекта, судебная коллегия находит не состоятельными, поскольку они не основаны на материалах дела.
Согласно заключению комплексной психолого-психиатрической экспертизы Стаканов на момент содеянного не обнаруживал признаки хронического психического расстройства или временного нарушения психической деятельности и иного болезненного состояния психики, а выявленные признаки олигофрении в степени легко выраженной дебильности, не лишали его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими.
Из указанного заключения также следует, что в момент совершения преступления Стаканов не находился в состоянии физиологического аффекта.
Выводы указанной экспертизы обоснованы и мотивированы и не имеется данных усомниться в их правильности и объективности.
Судом проверялись доводы стороны защиты о нахождении Стаканова в состоянии физиологического аффекта, вызванного неправомерными действиями С., но они не нашли своего подтверждения и мотивированно опровергнуты в приговоре.
Эти доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит также несостоятельными.
Из установленных судом обстоятельств, как они изложены в приговоре, следует, что С. возражала против сожительства ее дочери с осужденным, Б., прекратив сожительство со Стакановым, возвратилась жить к своей матери С. Стаканов сам пришел в дом потерпевших, заранее взяв с собой нож и в ходе ссоры с потерпевшими, убил их.
Кроме того, при судебно-медицинском освидетельствовании 2 марта 2005 года никаких телесных повреждений у Стаканова не выявлено.
Вместе с тем, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению по следующим обстоятельствам.
Согласно ст. 61 УК РФ к смягчающим обстоятельствам относится наличие у виновного малолетних детей.
Суд, не признавая смягчающим обстоятельством Стаканова наличие двух малолетних детей, исходил из того, что осужденный их воспитанием не занимался, они с ним не проживали и материально он им не помогал.
Однако, указанная норма закона предусматривает лишь факт наличия у виновного малолетних детей, не связывая этот факт с какими-либо иными обстоятельствами, в том числе и с теми, на которые имеется ссылка в приговоре.
Нельзя признать обоснованными и выводы суда, не признавшего смягчающим обстоятельством явку с повинной Стаканова.
Как видно из материалов дела 28 февраля 2005 года постановлением следователя было возбуждено уголовное дело по факту убийства потерпевших.
1 марта 2005 года Стаканов явился в ... РОВД, сообщив об убийстве им С. и Б., о чем свидетельствует протокол явки с повинной. В этот же день он был задержан (1 т. л.д. 6, 47).
Таким образом, до сообщения Стакановым о совершенном преступлении, органам следствия не было известно о лице, совершившим убийство потерпевших.
Руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Пензенского областного суда от 1 июля 2005 года в отношении Стаканова В.Н. изменить, исключить указание суда о непризнании в качестве смягчающего обстоятельства наличие у Стаканова двух малолетних детей и протокол его явки с повинной, признавать указанные обстоятельства смягчающими наказание осужденного обстоятельствами и с учетом которых смягчить назначенное Стаканову наказание до 17 лет 6 месяцев лишения свободы.
В остальном приговор о нем оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - |
Каримов М.А. |
Судьи - |
Похил А.И. |
|
Колоколов Н.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2005 г. N 29-О05-23
Текст определения официально опубликован не был