Определение ВК Верховного Суда РФ от 28 мая 2009 г. N 2Н-54/09
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего генерал-лейтенанта юстиции Хомчика В.В. и судей генерал-майора юстиции Королёва Л.А., генерал-майора юстиции Соловьёва А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чепкова А.А. об оспаривании действий командующего войсками и силами на северо-востоке Российской Федерации и командира войсковой части ... связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением его из списков личного состава воинской части без предоставления жилого помещения, по надзорной жалобе заявителя на решение 35 гарнизонного военного суда от 23 сентября 2008 г. и кассационное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 23 октября 2008 г.
Заслушав доклад судьи Соловьёва А.И., мнение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Шишова О.С., полагавшего необходимым удовлетворить надзорную жалобу, Военная коллегия установила:
приказом командующего войсками и силами на северо-востоке Российской Федерации от 20 мая 2008 г. N 022 Чепков досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его ограниченно годный к военной службе.
30 июня 2008 г. приказом командира войсковой части ... N 79 он исключён из списков личного состава.
Чепков, полагая, что увольнение с военной службы является незаконным, обратился в суд заявлением и просил отменить указанные приказы командования, восстановить его на военной службе и в списках личного состава войсковой части ... до обеспечения жильём по избранному месту жительства.
Решением 35 гарнизонного военного суда от 23 сентября 2008 г. в удовлетворении требований Чепкову отказано.
Кассационным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 23 октября 2008 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Определением судьи Тихоокеанского флотского военного суда от 27 ноября 2008 г. в передаче надзорной жалобы заявителя для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции также отказано.
В надзорной жалобе, поданной в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, Чепков просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить, поскольку судами допущены существенные нарушения норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы, ссылаясь на абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", заявитель утверждает, что до обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства он не может быть уволен с военной службы, поскольку по последнему месту службы жилья не имеет и согласия на увольнение не давал.
По мнению Чепкова, предложенные ему непосредственно перед увольнением с военной службы варианты жилых помещений по месту службы носили формальных характер, поскольку они расположены в посёлках, примыкающих к г. Петропавловск-Камчатскому.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Шалякина А.С. от 28 апреля 2009 г. надзорная жалоба с делом переданы для рассмотрения в Военную коллегию.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Военная коллегия находит состоявшиеся по делу судебные постановления судов первой и второй инстанций подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что, согласно заключению военно-врачебной комиссии от 15 августа 2007 г. (л.д. 43), Чепков признан ограниченно годным к военной службе.
6 сентября того же года он обратился к командиру войсковой части ... с рапортом об увольнении с военной службы по состоянию здоровья. При этом, указывая на необеспеченность жилым помещением, просил предоставить ему жильё по избранному месту жительства в г. Владивостоке и до этого момента не увольнять (л.д. 7). Аналогичные просьбы Чепков высказал командованию и в ходе проведённых с ним бесед 7 и 25 сентября 2007 г., а также 5 марта 2008 г., подчеркнув, что на увольнение до получения жилья он не согласен (л.д. 44, 45).
Однако 1 апреля 2008 г. начальником штаба - первым заместителем командующего войсками и силами на северо-востоке Российской Федерации подписано представление на увольнение заявителя с военной службы (л.д. 49), которое в дальнейшем реализовано. Приказом командующего войсками и силами на северо-востоке Российской Федерации от 20 мая 2008 г. N 022 Чепков досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (л.д. 50). Основанием для издания приказа послужило заключение военно-врачебной комиссии от 15 августа 2007 г.
Вместе с тем 22 апреля 2008 г. решением жилищной комиссии войсковой части ... Чепков признан нуждающимся в получении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства в г. Владивостоке (л.д. 6).
В судебном заседании установлено, что Чепков и члены его семьи проживают в квартире по договору найма жилого помещения, а решением жилищной комиссии войсковой части ... от 2 ноября 2007 г. (л.д. 5) он и члены его семьи включены в списки военнослужащих, нуждающихся в получении жилья.
Приведенные обстоятельства являются юридически значимыми для правильного разрешения спорных правоотношений.
Суды первой и кассационной инстанций, проанализировав нормы абз. 2 п. 1 ст. 23, п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" пришли к выводу о том, что в них не содержится запрета на увольнение с военной службы военнослужащих, которые избрали место жительства, отличное от места прохождения военной службы. Сославшись на то обстоятельство, что командование якобы приняло все исчерпывающие меры по обеспечению заявителя жилым помещением, суды пришли к выводу о законности и обоснованности увольнения Чепкова с военной службы. Данные выводы и толкования судами положений п. 14 ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являются ошибочными.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 этого же Федерального закона военнослужащие-граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 этого Федерального закона.
Установив запрет на увольнение по состоянию здоровья военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем, законодатель в ст. 23 вышеназванного Федерального закона одновременно возложил на федеральные органы исполнительной власти, в которой предусмотрена военная служба, обязанность по обеспечению указанных военнослужащих жилыми помещениями при перемене места жительства за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья. Указания об увольнении таких военнослужащих с последующим обеспечением жилыми помещениями по избранному месту жительства в данной правовой норме не содержится.
Анализ содержания этой нормы закона показывает, что в ней установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.
На момент увольнения Чепков по месту службы жилым помещением обеспечен не был, с сентября 2007 г. осуществлял найм жилья и изъявил желание реализовать своё право путём получения жилого помещения в избранном для проживания после увольнения с военной службы месте, отличном от места прохождения им военной службы, в г. Владивостоке.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что Чепков согласия на увольнение с военной службы без обеспечения жилым помещением не давал.
Согласно подп. "б" п. 3 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" признание военно-врачебной комиссией военнослужащего, имеющего воинское звание офицера, ограниченно годным к военной службе предоставляет ему право, но не обязывает досрочно уволиться с военной службы. Это не лишает его права продолжать военную службу на должности, позволяющей выполнять соответствующие состоянию здоровья обязанности.
Таким образом, не соглашаясь с увольнением до обеспечения жильём, Чепков свободно избрал вариант реализации права на жилище путём получения жилого помещения в период дальнейшего прохождения военной службы.
При таких обстоятельствах законных оснований для его увольнения с военной службы у командования не имелось, а выводы судов об обратном являются ошибочными.
Учитывая приведенные правовые нормы и фактические обстоятельства дела, следует признать, что попытки командования обеспечить Чепкова в период его увольнения жилым помещением по последнему месту службы, а также его отказы от предложенных квартир, не могут служить основаниями для увольнения заявителя с военной службы без предоставления жилого помещения по избранному месту жительства.
Вышеизложенные обстоятельства указывают на то, что судами первой и кассационной инстанций при вынесении решения и определения допущены нарушения норм материального права, выразившиеся в неправильном истолковании и применении закона, которые Военная коллегия оценивает как существенные, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя Чепкова и в силу ст. 387 ГПК РФ, являющиеся основанием для отмены указанных судебных постановлений гарнизонного и флотского военных судов.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, однако судами допущена ошибка в применении норм материального права, Военная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст.ст. 386-388, п. 5 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
надзорную жалобу Чепкова А.А. удовлетворить.
Решение 35 гарнизонного военного суда от 23 сентября 2008 г. и кассационное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 23 октября 2008 г., принятые по его заявлению, в связи с существенными нарушениями норм материального права отменить и принять новое решение, изложив его в следующей редакции:
"признать приказы командующего войсками и силами на северо-востоке Российской Федерации от 20 мая 2008 г. N 022 и командира войсковой части ... от 30 июня 2008 г. N 79 в части, соответственно, досрочного увольнения Чепкова с военной службы и исключения его из списков личного состава незаконными.
Обязать указанных должностных лиц отменить данные приказы в приведенной части и восстановить Чепкова А.А. на военной службе, а также в списках личного состава войсковой части ...".
Председательствующий |
В.В. Хомчик |
Судьи |
Л.А. Королев |
|
А.И. Соловьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение ВК Верховного Суда РФ от 28 мая 2009 г. N 2Н-54/09
Текст определения официально опубликован не был