Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 июня 2007 г. N 3-Г07-12
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н., судей Калининой Л.А., Хаменкова В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шахтина В.И. об отмене решения Верховного суда Республики Коми от 27 марта 2007 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене, Судебная коллегия установила:
Законом Республики Коми "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми" от 5 марта 2005 года N 11-РЗ муниципальное образование "Город Инта" наделено статусом муниципального образования городского округа города Инты с подчиненной ему территорией.
В силу этого обстоятельства и требований ст. 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципального образования "Город Инта" обязаны были до 1 июля 2005 года привести в соответствие с настоящим Федеральным законом Устав данного муниципального образования, в том числе, в части наименования, статуса, компетенции, срока полномочий выборного должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования городского округа города Инты с подчиненной ему территорией). Между тем вследствие установленного вступившим в силу решением Верховного Суда Республики Коми от 20 декабря 2006 года факта сложения более 1/3 депутатов Совета муниципального образования "Город Инта" своих полномочий, повлекшего признание данного состава депутатов неправомочным, Устав муниципального образования не был приведен в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в нем по прежнему предусматривалась только должность главы администрации муниципального образования "Город Инта", избираемого гражданами на срок в четыре года на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Вступившим в силу решением Интинского городского суда Республики Коми от 19 января 2007 года абзац 1 части 2 статьи 50 Устава муниципального образования "Город Инта" в части наименования выборного должностного лица местного самоуправления, порядка его избрания и срока полномочий признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, т.е. с 30 января 2007 года.
Постановлением территориальной избирательной комиссии г. Инты от 21 декабря 2006 года были назначены выборы главы администрации муниципального образования "Город Инта" на 11 марта 2007 года, но вступившим в силу решением Интинского городского суда от 26 января 2007 года данное постановление отменено в связи с его незаконностью.
Бадалян Д.А., Гальчук Л.А., Коновалов А.Н., Шахтин В.И. обратились в Верховный суд Республики Коми с заявлениями об установлении наименования выборного должностного лица местного самоуправления - главы муниципального образования городского округа "Город Инта"; определении срока полномочий данного выборного должностного лица местного самоуправления; определении избирательной комиссии, обязанной назначить дату выборов даты главы муниципального образования городского округа "Город Инта", а также срока, в течение которого должны быть назначены выборы.
В обоснование заявлений указали, что действующая редакция Устава муниципального образования "Город Инта" в части наименования выборного должностного лица местного самоуправления не соответствует нормам Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г., поскольку Уставом предусмотрен только глава администрации муниципального образования "Город Инта", срок полномочий которого истекает 11 марта 2007 года, а не глава муниципального образования. Вместе с тем, в нарушение требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Республики Коми "О выборах, референдумах и опросе в Республике Коми" ни совет муниципального образования "Город Инта", ни территориальная избирательная комиссия г. Инты в установленные законом сроки не назначили выборы, указанного в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. должностного лица местного самоуправления (главы муниципального образования), статус и объем полномочий которого, соответствует статусу и объему полномочий главы администрации муниципального образования "Город Инта", что нарушает конституционные права граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, избирать быть избранными в органы местного самоуправления.
Представители Главы Республики Коми, избирательной комиссии Республики Коми с заявленными требованиями не согласились.
Прокурором заявленные требования отклонены по мотивам того, что в соответствии с положениями статей 34-36, 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структура и порядок формирования органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования; на сегодняшний день Устав МО "Город Инта" противоречит действующему законодательству; суд не вправе устанавливать наименование выборного должностного лица местного самоуправления, определять срок его полномочий, порядок назначения на должность.
Решением Верховного суда Республики Коми в удовлетворении заявлений Бадаляну Д.А., Гальчук Л.И., Коновалову А.Н., Шахтину В.И. отказано.
В кассационной жалобе Шахтин В.И. просит решение отменить как постановленное с нарушением норм процессуального и материального права.
Полагает, что суд первой инстанции уклонился от принятия решения, содержащего указание на то, что явилось основанием для назначения даты выборов, избирательной комиссии, которая должна ее назначить и срок, в течение которого должна быть назначена дата выборов; ссылку на нормативный правовой акт, на основании которого в соответствии с пунктами 1, 3, и 10 статьи 3 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" будут проводиться выборы; должно быть указано наименование выборной должности местного самоуправления и срок полномочий лица, замещающего эту должность; а также орган местного самоуправления или главу муниципального образования либо в соответствии с уставом иное должностное лицо местного самоуправления, на которых возлагается исполнение решения суда в части проведения выборов в соответствии с нормативным правовым актом, определенным судом.
Изучив и обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит ее подлежащей удовлетворению.
По смыслу статьи 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" решение суда, предусмотренное пунктом 5 настоящей статьи принимается в случае, если: в срок, установленный в пункте 2 настоящей статьи, выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления не назначены либо назначены на срок, не соответствующий сроку, указанному в пункте 1 статьи 58 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными в порядке, противоречащем законодательству; истекли установленные сроки полномочий представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки; отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству; органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия; в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.
Из доказательств по делу усматривается, что 11 марта 2007 года избран новый состав депутатов Совета муниципального образования городского округа города Инты с подчиненной ему территорией, а 15 марта 2007 года депутаты Совета муниципального образования городского округа на территории города Инта с подчиненной ему территорией зарегистрированы постановлением территориальной комиссией города Инты (л.д. 131), и таким образом на момент рассмотрения дела, изменилась ситуация, а именно, имеется орган, уполномоченный назначить выборы главы муниципального образования в порядке, установленном ст. 47 Закона Республики Коми от 7 июля 2006 года N 65-РЗ "О выборах, референдумах и опросе в Республике Коми" по одному из предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вариантов.
При таких обстоятельствах, выводы суда об отказе в удовлетворении заявлений являются законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы - несостоятельными.
Других доводов, влекущих отмену решения в кассационном порядке, не имеется.
Руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Коми от 27 марта 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Шахтина В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н., |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 июня 2007 г. N 3-Г07-12
Текст определения официально опубликован не был