Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 июля 2007 г. N 30-Г07-3
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Соловьева В.Н.,
судей Макарова Г.В., Харланова А.В.
рассмотрела в судебном заседании от 4 июля 2007 г. дело по заявлению Боташева М.А. о признании незаконными пунктов "2" и "3" постановления избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики N 15 от 20 марта 2007 г., о признании выборов мэра и депутатов Думы Карачаевского городского округа недействительными по кассационным жалобам избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики, представителя заинтересованного лица Лайпанова С.А. - Разова Х.Г.Х., избирательной комиссии Карачаевского городского округа, а также кассационного представления прокурора Карачаево-Черкесской Республики на решение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20 апреля 2007 г., которым заявленные Боташевым М.А. требования были удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева В.Н., объяснения представителя избирательной комиссии КЧР Апарина В.В., представителя избирательной комиссии Карачаевского городского округа Байтокова М.Х., представителя Лайпанова С.А. - Разова Х.Г.Х., представителей заявителя Боташева М.А. - Кочкарова С.М. и Семенова Б.С., представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
11 марта 2007 г. состоялись выборы мэра и депутатов Думы Карачаевского городского округа.
Кандидат на должность мэра Карачаевского городского округа Боташев М.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными пунктов "2" и "3" постановления избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики N 15 от 20 марта 2007 г., о признании незаконными итогов голосования на избирательном участке N 16 и об определении итогов голосования и результатов выборов мэра Карачаевского городского округа, прошедших 11 марта 2007 г.
Заявленные требования обосновал тем, что выборы прошли без нарушений в день голосования положений избирательного законодательства за исключением избирательного участка N 16.
Однако, несмотря на это, 20 марта 2007 г. избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики приняла постановление N 15, которым признала итоги голосования на участках N 2, 3, 4, 5, 8, 13, 16 по выборам мэра и депутатов Думы Карачаевского городского округа недействительными (п. 2) и в связи с этим признала итоги голосования и результаты в целом по выборам мэра и депутатов Думы Карачаевского городского округа недействительными (п. 3).
По мнению Боташева М.А., указанные пункты "2" и "3" постановления республиканской избирательной комиссии были приняты в нарушение процедур, предусмотренных ст.ст. 69, 70 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В мотивировочной части постановления избирательной комиссией Карачаево-Черкесской Республики изложены обстоятельства нарушений, якобы, имевших место в ходе голосования, без уточнения: кем они совершались, когда, на каком избирательном участке, в чем состояли, кем и когда были направлены соответствующие заявления и жалобы, каким образом они были оформлены, составлялись ли акты о нарушениях законодательства, какие решения принимались участковыми избирательными комиссиями.
В тоже время полагал, что по избирательному участку N 16 имели место нарушения. Так, 11 марта 2007 г. в помещении избирательного участка N 16 в ходе голосования избирателем Магулаевым К. был произведен вброс не установленного количества бюллетеней в урну для голосования. Данное правонарушение было зафиксировано членом комиссии с правом совещательного голоса Карабашевой З.Ш. и наблюдателем от политической партии ЛДПР Карабашевой Т.К. составлением акта.
По окончании голосования при подсчете голосов избирателей было выявлено, что число бюллетеней, содержащихся в стационарном ящике, оказалось на 112 больше, чем число отметок выданных бюллетеней по списку избирателей, что было зафиксировано в акте от 11 марта 2007 г.
Результаты выборов должны были быть определены 13 марта 2007 г., однако избирательная комиссия Карачаевского городского округа не определила результаты выборов, а избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики признала итоги голосования недействительными. В связи с чем Боташев М.А. просил суд определить итоги голосования и результаты выборов мэра Карачаевского городского округа. Просил также обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании Боташев М.А. и его представители Аджиев М.Х. и Кочкаров С.М. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, и просили их удовлетворить.
Представитель избирательной комиссии КЧР Апарин В.В. с заявлением не согласился, ссылаясь на то, что решение избирательной комиссии КЧР от 20 марта 2007 г. N 15 принято в соответствии с информацией члена избирательной комиссии КЧР Байтокова М.Х. и информацией прокурора г.Карачаевска об имевших место массовых нарушениях избирательного законодательства на выборах 11 марта 2007 г. Постановление о подведении итогов голосования принято избирательной комиссией КЧР, так как были заявления от членов избирательной комиссии Карачаевского городского округа о выходе из состава комиссии. Кроме того, в избирательную комиссию КЧР поступило заявление от кандидата Боташева М.А. о подведении итогов голосования. На заседание комиссии приглашался и Боташев М.А., но он и его представители не явились.
Представитель избирательной комиссии Карачаевского городского округа Байтоков М.Х. с заявлением Боташева М.А. не согласился, сославшись на то, что по всем 18 избирательным участкам по окончании голосования были составлены протоколы. Копии первых экземпляров протоколов вручены представителям кандидатов, а также акты о нарушениях. Члены избирательной комиссии Карачаевского городского округа жалобы, заявления и акты не рассматривали, постановлением N 69 от 14 марта 2007 г. признали протоколы по избирательным участкам NN 2, 4, 5, 8, 13, 16 недействительными без отмены итогов голосования, а всю избирательную документацию с жалобами и заявлениями направили прокурору г. Карачаевска. С 15 марта 2007 г. 5 из 9 членов избирательной комиссии Карачаевского городского округа по различным причинам сложили с себя полномочия. В силу этого решение Карачаевского городского суда от 19 марта 2007 г. об обязании избирательной комиссии Карачаевского городского округа подвести итоги голосования не было исполнено.
Заинтересованное лицо - кандидат на должность мэра Карачаевского городского округа Лайпанов С.А. в судебное заседание не явился. Его представитель Разов Х.Г.Х. с заявлением Боташева М.А. не согласился, утверждал, что указанные в постановлении N 15 от 20 марта 2007 г. нарушения имели место, о чем свидетельствуют акты, заявления, постановления о возбуждении уголовных дел, в связи с чем невозможно было определить результаты выборов. Просил в удовлетворении заявленных Боташевым М.А. требований отказать.
Кандидат на должность мэра Карачаевского городского округа Узденов Х.А. в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. В материалах дела имеются сведения о надлежащем его извещении о времени и месте судебного разбирательства.
Решением Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20 апреля 2007 г. заявление Боташева М.А. удовлетворено. Признаны незаконными пункты "2" и "3" постановления избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики N 15 от 20 марта 2007 г.
Итоги голосования на избирательном участке N 16 по выборам мэра Карачаевского городского округа, прошедшие 11 марта 2007 г., признаны недействительными.
Суд обязал избирательную комиссию Карачаево-Черкесской Республики в трехдневный срок со дня объявления резолютивной части решения суда составить сводную таблицу и протокол об итогах голосования и результатов выборов, установить итоги голосования и определить результаты выборов мэра Карачаевского городского округа, прошедших 11 марта 2007 г., в целом на территории Карачаевского городского округа путем суммирования данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования участковых избирательных комиссий, указав количество участковых избирательных комиссий - 18, количество поступивших протоколов участковых избирательных комиссий - 17, исходя из данных по строкам протоколов участковых избирательных комиссий, которые суд привел в резолютивной части решения.
Суд обязал избирательную комиссию Карачаево-Черкесской Республики не позднее чем через один месяц со дня вынесения решения суда официально опубликовать результаты выборов в средствах массовой информации.
Указанное решение суд привел к немедленному исполнению.
В кассационных жалобах избирательной комиссии КЧР, избирательной комиссии Карачаевского городского округа, заинтересованного лица Лайпанова С.А. - Разова Х.Г.Х., кассационном представлении прокурора Карачаево-Черкесской Республики ставится вопрос об отмене решения суда, как вынесенного с нарушением норм избирательного законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационных жалоб, представления прокурора, возражения заявителя Боташева М.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит постановленное по данному делу решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
11 марта 2007 г. состоялись выборы мэра Карачаевского городского округа. Кандидатами на указанную должность были зарегистрированы Боташев М.А., Лайпанов С.А. и Узденов Х.А.
11-12 марта 2007 г. всеми участковыми избирательными комиссиями был произведен подсчет голосов на избирательных участках и подведены итоги голосования на выборах. Первые экземпляры протоколов вместе с жалобами и заявлениями были переданы в избирательную комиссию Карачаевского городского округа для подведения итогов голосования и определения результатов выборов в целом по Карачаевскому городскому округу, что подтверждается объяснениями сторон, показаниями свидетелей, первыми экземплярами протоколов участковых избирательных комиссий, приобщенных к материалам дела.
14 марта 2007 г. указанная избирательная комиссия приняла постановление N 69 о признании протоколов об итогах голосования участковых избирательных комиссий NN 2, 4, 5, 8, 13, 16 недействительными без отмены итогов голосования. Как следует из данного постановления, поводом для этого явились заявления, жалобы от кандидатов, членов избирательных комиссий, наблюдателей, избирателей, рапорты сотрудников милиции, представление прокуратуры г. Карачаевска на нарушения избирательного законодательства при проведении выборов. Эти материалы были направлены прокурору г. Карачаевска для установления фактов нарушения избирательного законодательства, степени влияния указанных в заявлениях нарушений на итоги голосования.
По результатам проведенных проверок прокуратурой г. Карачаевска были возбуждены уголовные дела в отношении ряда неустановленных лиц по признакам преступления, предусмотренного п. "в" ч. 2 ст. 141 УК РФ, по избирательным участкам NN 2, 3, 4, 5, 8, 13, 16. Прокуратура г. Карачаевска 19 марта 2007 г. информировала избирательную комиссию КЧР о результатах проверки постановления избирательной комиссии Карачаевского городского округа от 14 марта 2007 г и рекомендовала, исходя из сложившихся обстоятельств и целесообразности, подведение итогов выборов возложить на избирательную комиссию КЧР.
Обсудив данную информацию, а также информацию члена избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики Байтокова М.Х., избирательная комиссия КЧР 20 марта 2007 г. приняла постановление N 15, в соответствии с п. 2 которого признала итоги голосования на участках NN 2, 3, 4, 5, 8, 13, 16 недействительными, в соответствии с п. З которого в связи с признанием итогов голосования на избирательных участках NN 2, 3, 4, 5, 8, 13, 16 недействительными и количество избирателей на указанных избирательных участках составляет 56% от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, признала итоги голосования в целом по выборам мэра Карачаевского городского округа недействительными.
Удовлетворяя заявление Боташева М.А., и признавая незаконными пункты "2" и "3" указанного постановления избирательной комиссии КЧР, суд сослался на отсутствие доказательств, свидетельствующих о невозможности определения результатов голосования избирательной комиссией Карачаевского городского округа, а также о нарушении избирательной комиссией КЧР установленного ст. 69 Федерального закона N 67-ФЗ порядка определения итогов голосования и порядка установления результатов выборов.
По мнению суда, все это не позволило избирательной комиссии КЧР определить результаты волеизъявления избирателей.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, избирательная комиссия Карачаевского городского округа, являясь вышестоящей по отношению к участковым избирательным комиссиям, не смогла подвести итоги голосования и определить результаты выборов в целом по округу, в том числе и по решению городского суда в силу причин объективного характера, а именно: отсутствие необходимого количественного состава избирательной комиссии (из 9 ее членов 5 подали 15.03.2007 г. заявления о выходе из ее состава и сложении соответствующих полномочий, копии заявлений в материалах дела имеются).
Из ранее принятого постановления городской избирательной комиссии N 69 от 14 марта 2007 г. следует, что признание протоколов об итогах голосования на участковых избирательных комиссиях N 2, 4, 5, 8, 13, 16 недействительными без отмены итогов голосования до "выяснения фактов" объяснялось рассмотрением заявлений и жалоб об имевших место грубых нарушениях избирательного законодательства в ходе выборов.
Суду следовало иметь в виду, что эти обращения от кандидатов, членов избирательных комиссий, наблюдателей, непосредственно избирателей, в том числе рапорты сотрудников милиции, представление прокурора г. Карачаевска поступили в избирательную комиссию городского округа.
Поскольку действующее избирательное законодательство не ограничивает возможности участников избирательного процесса в подаче заявлений и жалоб, в том числе и в вышестоящую избирательную комиссию, то последняя обязана выяснять имели ли место допущенные при проведении голосовании или установления итогов голосования нарушения и позволяют ли они или нет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
В силу п.п. "а" п. 9 ст. 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ - соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума недействительными в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума.
Рассматривая вопрос о законности оспариваемого заявителем постановления республиканской избирательной комиссии N 15 от 20 марта 2007 г. в отношении п. "2" и п. "3", суд поставил под сомнение достоверность сведений об имевших место нарушениях избирательного законодательства в ходе голосования на участках N 2, 3, 4, 5, 8, 13, 16 - сославшись на то, что, на состоявшееся заседание не приглашались лица, указавшие это в своих жалобах и заявлениях.
Между тем, комиссия и не скрывала того обстоятельства, что вывод о многочисленных нарушениях был сделан не только на основании указанных жалоб и заявлений.
В частности это была информация члена избирательной комиссии КЧР, начальника отдела контрольно-ревизионной службы и правового обеспечения Байтокова М.Х., а также информация прокуратуры г. Карачаевска о массовости выявленных нарушений закона, не позволяющих с достоверностью определить свободное волеизъявление избирателей.
Таким образом, вывод суда о том, что в силу данного нарушения постановление избирательной комиссии нельзя признать законным является необоснованным.
По существу судом оставлен без внимания и факт возбуждения прокуратурой уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного п. "в" ч. 2 ст. 141 УК РФ (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий) по заявлениям участников избирательного процесса о многочисленных нарушениях избирательного законодательства в ходе голосования на участках N 2, 3, 4, 5, 8, 13, 16.
Суждение суда о преждевременности принятия во внимание указанного обстоятельства является несостоятельным, так как речь идет не о привлечении к уголовной ответственности виновных лиц, а о фактах массового нарушения порядка голосования, что реально влияло на свободу волеизъявления избирателей и, как следствие этого, на последующие результаты выборов.
Как усматривается из протокола судебного заседания, в качестве свидетелей по делу были допрошены: по избирательному участку N 2: наблюдатель от кандидата Лайпанова С.А. - Мирзаханова О.Ю., наблюдатель от кандидата Узденова Х.А. - Салпагарова Ф.П., наблюдатель от кандидата Лайпанова С.А. - Лайпанов Б.А.-Х., наблюдатель от кандидата Лайпанова С.А. - Лайпанов М.К.; по избирательному участку N 3: наблюдатель от кандидата Лайпанова С.А. - Коркмазов А.К.-И.; по избирательному участку N 4: наблюдатель от КПРФ - Чотчаев Д.А., наблюдатель от кандидата Лайпанова С.А. - Узденова К.А.; по избирательному участку N 5: наблюдатель от КПРФ Джашаккуев Т.С., наблюдатель от кандидата Узденова Х.А. - Семенова Ф.А., собственный корреспондент газеты "Голос коммуниста" Лайпанов Х.А.; по избирательному участку N 8: член УИК с совещательным голосом Батчаева Л.Ю., член УИК с совещательным голосом Лайпанов А.М., кандидат в депутаты по УИК Батчаев С.Х.-У., которые показали, что на указанных избирательных участках имели место нарушения избирательного законодательства, выражающиеся в воспрепятствовании нормальной деятельности избирательных комиссий, незаконной агитации в день голосования, запугивании избирателей и другие.
Суд вправе самостоятельно оценивать показания свидетелей, но лишен возможности делать это за избирательную комиссию, более того, утверждать, что полученные ими сведения в заявлениях и жалобах избирателей и других лиц не могут являться основанием для принятия постановления о признании итогов голосования на участках N 2, 3, 4, 5, 8, 13, 16 недействительными.
Поскольку избирательные комиссии в силу своего правового статуса (ст. 20 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.2002 г.) независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно, то они вправе по собственному усмотрению делать выводы на основании сведений, полученных из различных источников.
В какой процессуальной форме это будет отражено, законом не установлено.
С учетом изложенного вывод суда о незаконности пунктов "2" и "3" постановления избирательной комиссии КЧР N 15 от 20 марта 2007 г. представляется необоснованным.
В этой связи противоречивым является и вывод суда о недействительности итогов голосования на избирательном участке N 16, поскольку избирательной комиссией они уже были признаны недействительными. Следовательно, по мнению суда, в этой части оспариваемое заявителем постановление избирательной комиссии является правильным.
Расценив как незаконное признание итогов голосования на участках N 2, 3, 4, 5, 8, 13, 16 по выборам мэра и депутатов Думы Карачаевского городского округа, а также итогов голосования в целом по округу недействительными, суд счел возможным обязать избирательную комиссию Карачаево-Черкесской Республики в трехдневный срок составить сводную таблицу и протокол об итогах голосования и результатов выборов, установить итоги голосования и определить результаты выборов в целом на территории Карачаевского городского округа.
Правильно отмечая, что в соответствии с п. З ст. 69 Федерального закона N 67-ФЗ по данным протоколов нижестоящих комиссий вышестоящая комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования, а в силу п. 1 ст. 70 этого же закона на основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из нижестоящих комиссий, результаты выборов определяет комиссия, наделенная в соответствии с законом этим правом, суд, тем не менее, обязывает осуществить указанные мероприятия избирательную комиссию КЧР, положив в основу всех расчетов количественные показатели, содержащиеся в протоколах участковых избирательных комиссий. С этой целью суд отразил указанные сведения по 17 участкам в резолютивной части решения.
Таким образом, во-первых, суд лишил избирательную комиссию КЧР права осуществления предварительной проверки правильности составления протоколов участковых комиссий об итогах голосования (п. 2 ст. 69 Федерального закона N 67-ФЗ от 12.06.02 г.), а, во-вторых, не осуществил проверку правильности составления этих протоколов, не рассмотрел имеющихся заявлений ни по одному участку, не сделал соответствующих выводов, т.е. фактически указал на итог голосования и предрешил вывод о результатах выборов.
Все это свидетельствует о превышении судом своих полномочий, что является грубым нарушением как норм процессуального, так и материального права.
Согласно ст. 362 ГПК РФ нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права являются основанием для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах решение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20 апреля 2007 г. не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене, а дело направлению на новое судебное рассмотрение.
Руководствуясь ст. 360 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 20 апреля 2007 г. - отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.
Председательствующий |
Соловьев В.Н. |
Судьи |
Макаров Г.В. |
|
Харланов А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 июля 2007 г. N 30-Г07-3
Текст определения официально опубликован не был