Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2004 г. N 31-Д04-1
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Свиридова Ю.А.,
судей Яковлева В.К. и Червоткина А.С.
рассмотрела в судебном заседании от 13 февраля 2004 года надзорную жалобу осужденного Соловьева А.В. на приговор Верховного суда Чувашской Республики от 15 марта 2002 года, которым
Соловьев А.В., ..., ранее судимый 11 ноября 1999 года по ст. 158 ч. 2 п.п. "а, г" УК РФ, -
осужден по ст. 105 ч. 2 п.п. "в, и" УК РФ на 15 лет лишения свободы; по ст. 112 ч. 2 п.п. "г, д" УК РФ на 4 года лишения свободы.
На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний назначено 17 лет лишения свободы.
На основании ст. 69 ч. 5 УК РФ частично присоединено назначенное по приговору от 11 ноября 1999 года наказание и окончательно назначено 18 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
По ст.ст. 105 ч. 2 п.п. "д, ж", 150 ч. 4 УК РФ Соловьев А.В. оправдан за отсутствием в его действиях составов преступлений.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
Постановлением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 10 декабря 2002 года Соловьев А.В. освобожден от наказания по приговору Комсомольского районного суда Чувашской Республики от 11 ноября 1999 года, из приговора Верховного суда Чувашской Республики от 15 марта 2002 года исключено указание о назначении наказания по ст. 69 ч. 5 УК РФ и постановлено считать Соловьева А.В. осужденным по ст.ст. 105 ч. 2 п.п. "в, и", 112 ч. 2 п.п. "г, д" УК РФ на основании ст. 69 ч. 3 УК РФ на 17 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав доклад судьи Яковлева В.К., мнение прокурора Архиповой Л.И., полагавшей необходимым исключить осуждение; Соловьева А.В. по ст.ст. 105 ч. 2 п. "в", 112 ч. 2 п.п. "г, д" УК РФ, судебная коллегия установила:
по приговору суда Соловьев признан виновным в умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью X. группой лиц, из хулиганских побуждений и в умышленном причинении смерти потерпевшему, заведомо находящемуся в беспомощном: состоянии, группой лиц, из хулиганских побуждений.
Преступления совершены им 25 сентября 1999 года ... при изложенных в приговоре обстоятельствах.
В суде Соловьев вину признал частично.
В надзорной жалобе осужденный Соловьев не оспаривая осуждение и квалификацию по ст. 112 ч. 2 п.п. "г, д" УК РФ, указывает, что необоснованно осужден по ст. 105 ч. 2 п.п. "в, и" УК РФ, при этом ссылается на то, что судом не установлен мотив преступления. Просит о смягчении наказания. Указывает, что дело рассмотрено судом односторонне, выводы суда не подтверждены материалами дела и в основу приговора положены его признательные показания на предварительном следствии, также показания осужденных Арсентьевых, хотя они не подтверждены другими доказательствами.
Изучив надзорную жалобу осужденного и проверив материалы уголовного дела, судебная коллегия находит, что Соловьев обоснованно осужден за умышленное причинение смерти потерпевшему из хулиганских побуждений.
Вина его в совершении указанного преступления установлена тщательно исследованными материалами дела, в том числе показаниями самого Соловьева и осужденных по данному делу Арсентьевых, показаниями свидетелей, протоколом осмотра места преступления, заключениями судебно-медицинских экспертиз о причине смерти потерпевшего и судебно-биологической экспертиз, проверенных в судебном заседании и подробно приведенных в приговоре, которым дана надлежащая оценка и действия его правильно квалифицированы как причинение смерти: потерпевшему из хулиганских побуждений.
Нарушений процессуальных норм, указанных осужденным Соловьевым в своей жалобе, следственными органами и судом не допущено.
Вместе с тем, приговор подлежит изменению по следующим основаниям.
Признавая Соловьева виновным в умышленном причинении смерти потерпевшему, заведомо для него находящегося в беспомощном состоянии, суд мотивирован свое решение тем, что потерпевший был приведен в беспомощное состояние самим Соловьевым совместно с другими осужденными по данному делу лицами, незадолго до причинения ему смерти, в сенях хозяйства Арсентьевых.
Между тем, по смыслу закона по п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ квалифицируется убийство потерпевшего, неспособного защитить себя, оказать активное сопротивление виновному в силу физического или психического состояния. К лицам, находящимся в беспомощном состоянии, могут быть отнесены, в частности: тяжелобольные и престарелые, малолетние дети, лица, страдающие психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее.
По настоящему делу таких обстоятельств не имеется то обстоятельство, что потерпевший X. незадолго до его убийства был избит Соловьевым и другими осужденными, в связи с чем не мог оказать сопротивления, не дает оснований считать его находившимся в беспомощном состоянии.
При таких обстоятельствах осуждение Соловьева как убийство лица, заведомо находящегося для него в беспомощном состоянии, нельзя признать обоснованным, потому следует исключить из приговора осуждение его по п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ.
Кроме того, приговор в части осуждения Соловьева по ст. 112 ч. 2 п.п. "г, д" УК РФ подлежит отмене с прекращением, по следующим основаниям.
Как видно из приговора и следует материалов дела, Соловьев начал избивать потерпевшего в хозяйстве Арсентьевых и причинил средней тяжести вред здоровью и тогда же возник у него умысел на убийство потерпевшего. С этой целью, по его предложению отвели потерпевшего на берег реки, расположенный на расстоянии 150 метров от деревни, где Соловьев из своих спортивных брюк вытащил шнур, который накинул на шею потерпевшему и задушил его.
Эти действия Соловьева носят единовременный характер, поскольку начатое им избиение потерпевшего из хулиганских побуждений переросло в убийство потерпевшего из хулиганских побуждений, поэтому все действия его охватываются умыслом на убийство потерпевшего.
При таких обстоятельствах квалификация действий Соловьева дополнительно по ст. 112 ч. 2 п.п. "г, д" УК РФ является излишней и подлежит исключению из приговора.
Наказание осужденному назначено в соответствии с требованиями закона, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, также данных о его личности, но в связи с внесенными изменениями следует смягчить ему наказание.
Необходимо исключить из приговора также и указание о назначении Соловьеву наказания по правилам ст. 69 ч. 3 УК РФ, то есть по совокупности преступлений.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 407, 408 УПК РФ, судебная коллегия определила:
приговор Верховного суда Чувашской Республики от 15 марта 2000 года и постановление Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 10 декабря 2002 года в отношении Соловьева А.В. изменить: исключить осуждение его по ст. 112 ч. 2 п.п. "г, д" УК РФ, указание о назначении наказания по ст. 69 ч. 3 УК РФ, также исключить осуждение его по п. "в" ч. 2 ст. 105 УК РФ и назначенное по ст. 105 ч. 2 п. "и" УК РФ наказание снизить до четырнадцати лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
В остальном судебные решения оставить без изменения.
Председательствующий: |
Свиридов Ю.А. |
Судьи: |
Яковлев В.К. |
|
Червоткин А.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13 февраля 2004 г. N 31-Д04-1
Текст определения официально опубликован не был